Посмотрела новый сезон "Моста". Все те же 10 часов эстетического наслаждения. Без Мартина сериал особо много не потерял, его отсутствие с лихвой компенсируется появлением нового, не менее колоритного, мятущегося и страждущего персонажа. Как обычно, проехались по глобальным проблемам, на этот раз затронули права нетрадиционных пар, суррогатного материнства и искусственного оплодотворения. По уже сложившейсяя традиции, эту тему обмусолили в первых двух сериях, а потом благополучно задвинули на задний план. Зато можно написать аннотацию, привлекающую внимание: в складском помещении найден труп женщины, сидящей за столом с игрушечной едой в окружении манекенов, изображающих мужчину и двоих детей. Как выясняется, убитая была основательнецей клиники по искуственному оплодотворению, и первого в Дании гендерно-нейтрального детского сада*, активно боролась за права гомосексуалистов, кроме того, она сама состояла в однополом браке и воспитывала в нем ребенка. Даже в толерантной Дании у нее нашлись ненавистники, открыто желавшие ей смерти.
Есть тут и беспринципная журналистка, которая в погоне за сенсацией публикует интимные фотографии известной бизнес-леди с молодым любовником и провоцирует прямо-таки душераздирающую драму: "а что такого, я просто делаю свою работу". Хотя, честно говоря, бизнес-леди тоже показывает себя бесхребетной маменькиной дочкой, неспособной защитить любимого человека. И опять же непонятно, почему в политкорректной Европе женщина, имеющая любовника в два раза моложе себя, должна показаться своим соотечественникам "жалкой". Вообще, странные люди эти шведы: живут в домах со стеклянными стенами, прозрачными снаружи, и все свои темные дела непременно делают стоя у такой стены, чтобы всем желающим было удобно понаблюдать и сфотографировать. Интрига держит в напряжении все 10 серий, но чисто объктивно, детективный сюжет тут слабоватый, как и в прошлых сезонах: ну что это за детектив, когда преступника вводят в сюжет за несколько серий до финала. Но мы же не за это любим "Мост". Собственно, детективом он является первые 9 серий, а в 10 начинается драма. Как обычно, преступнику до лампочки проблемы человечества, к которым он привлекал внимание, волнует его только собственная обида на мир. Красавицу Сагу, похоже решили совсем доконать и довести до ручки, зато в виде компенсации за страдания ей выдали нового друга, который понимает ее гораздо лучше, чем ее благополучные партнеры из прошлых сезонов. Два израненых волка-одиночки нашли друг друга.[Spoiler (click to open)] Что характерно, в этом сериале успешно эксплуатируют проблемы и страхи современного общества: экология, правосудие, искуственное оплодотворение, привлекают внимание к этим проблемам, но не предлагают никакого решения. В этом сезоне меня немного смутило то, что дети, родившиеся с помощью искусственного оплодотворения, показаны как исключительно психи-одиночки, проклинающие свою жизнь и тех, кто произвел их на свет. Это вообще очень болезненная и деликатная тема, и так вот на ней выезжать - как-то слишком примитивно, что ли. И вообще, я не поняла, каким образом главный преступник узнал, кто его отец-донор, если даже его мать не знала этого, а доступ к данным был только у уполномоченных сотрудников центра?
* Гендерно-нейтральный детский сад - это в принципе самый обычный детский сад, просто в нем нет игрушек и занятий отдельно для мальчиков и для девочек, все играют вместе, воспитатели не говорят детям фраз типа "не ной, ты же мальчик" или "ты чего такая растрепанная, ты же девочка", и вообще по возможности избегают местоимений "она" или "он". Для этого в шведском языке есть специальное нейтральное местоимение-неологизм "hen", которое употребляется, когда пол человека неизвестен или не имеет значения.
- Почему нельзя сказать просто "она или он"? - "Hen" корректно использовать, когда пол неизвестен.