Попалась на глаза статья с разбором различных интерпретаций старой сказки о Белоснежке.
http://robert-carlyle.livejournal.com/1665265.htmlИнтересно пересмотреть сказочную мораль с точки зрения не средневековых, а современных ценностей, ведь все знакомые нам сказочные архетипы и рамки сформировались в реалиях патриархального общества, где смысл жизни для женщины и единственный способ выживания - завоевать мужское расположение. Поэтому есть две модели поведения для женщин в мифологии: хорошая послушная девочка и стерва-шлюха. Естественно, для мужчин-патриархов удобнее первая модель поведения, поэтому ее усиленно культивируют.
"Female antagonism is an often-repeated storyline: the virgin/whore, angel/monster. There is a tradition in literature - not just fairy tales - of the pure, silent, virginal young girl on one side, and the powerful, sexual, wicked woman on the other. Compare virtuous and selfless Emily St Aubert to greedy and vain Madame Cheron in Anne Radcliffe’s The Mysteries of Udolpho: the latter is locked in a tower, while the former lives happily ever after with her man. Similarly, in Charlotte Brontë’s Jane Eyre, powerful Bertha is locked in an attic, while good and patient Jane gets her man. Bram Stoker’s Dracula compares sexually powerful Lucy with her three suitors, to monogamous and virtuous Mina who thinks only of her fiancé. Lucy ends up dead, staked through the heart, while Mina lives."
Если подумать, зачем Злой королеве сживать со свету Белоснежку? Она уже королева, у нее есть власть, имущество, красивые платья. Наследников-сыновей или пасынков, кто мог бы представлять опасность отъема власти, у нее нет. Падчерицу можно сбагрить замуж в чужие земли.
Она трясется за какой-то мифический статус той-кто-всех-милее-румяней-и-белее, хотя по факту, зачем он ей, она уже удачно сходила замуж и овдовела, новое замужество может только неприятности доставить. Любовь народа точно не внешностью завоевывается, а разумной политикой.
Но нет, женщинам по статусу положено красотой мерятся и друг друга как соперниц расценивать. Это единственный вид взаимодействия, возможный для них.
Ну и то, что "сильная и сексуальная" женщина, которая имеет свое мнение, обязательно показана плохой девочкой, которая получает по заслугам - туда же, чтобы неповадно было.
Идеал - покорная тихоня, которая ничего не хочет, кроме как заслужить одобрение мужчины.
Забавно, что даже милую безобидную Люси Вестенрей из Дракулы записали в роковые соблазнительницы, три жениха у нее, видите ли. Хотя вообще-то ее вины в том, что мужчины пришли к ней свататься нет никакой. Она сама чувствует себя неловко от такой ситуации, хотя ей и льстит такое внимание.
Ее высказывания "Ах, почему девушке нельзя выйти замуж сразу за троих, чтобы никого не обижать отказом", "Я думаю, в будущем женщина сама сможет предлагать себя мужчине, вместо того, чтобы унижаться ожиданием предложения" на мой взгляд, говорят скорее о ее невинности, незамутненности и о нестандартном мышлении, чем о распущенности и стервозности. В конце концов, она ведь выбирает одного из поклонников, а другим отказывает, хоть и со слезами на глазах, а не предлагает им семью на четверых.
Но увы и ах, невыполнима задача угодить мужчинам в патриархальном обществе, хоть на три части разорвись - не поможет.