Россия 2020 глазами молодежи. Часть 71.

Apr 15, 2011 02:09


Единственный раз - покупка носителя цифровой информации с методическими, учебными и

сопутствующими материалами по курсу в обмен на "автомат".

Евгений, 22 года, Самара, 2009, СамГУ

(Самарский государственный университет), юриспруденция.

Бывало. Больше не скажу. Стыдно.

Артур, 23 года, Самара, 2009 г. в., ТГУ

(Тольяттинский государственный университет), инженер.

Да, встречался, это известная практика, к сожалению, но ее нельзя назвать коррупцией в

чистом виде. В любом случае в этом виноваты мы, студенты… Ведь если нет спроса, нет

товара. А спрос есть!

Иван, 22 года, Самара, 2009 г. в., СамГУ

(Самарский государственный университет), юриспруденция.

В Великом Новгороде, так же как и в других городах, часть опрошенных говорила о наличии

коррупции.

Я встречалась очень давно, еще учась в школе. Но узнавала уже про данный вуз, так что мне

просто предложили. Я хотела поступать на юридический, и мне предложили определенную

сумму заплатить, чтобы экзамены вступительные за меня сдавал другой человек. Сумма была 7

лет назад 18 тысяч рублей. Преподавателя я назвать не могу, потому что обо всем

договаривались мои родственники, я с ним не общалась лично.

Анастасия, 21 год, Великий Новгород, 2009 г. в., НовГУ, юрист.

Фонд исследования проблем демократии

Да, конечно. У некоторых преподавателей 3 000 - 3, 4 000 - 4, 5 000 - 5, но это было лет пять

назад. Сейчас, я думаю, даже дороже. Предмет - математика.

Светлана, 22 года, Великий Новгород, 2008 г. в., ИНППО, психология.

Сам не сталкивался, но слышал о таком. Люди, которые не могли сдать зачет, скинулись по

1 000 рублей и получили свой зачет.

Никита, 22 года, Великий Новгород, 2008 г. в., ИНППО,

образовательный менеджмент.

Да, сталкивался, но по мелочам. Кстати, мне нравится как с ней сейчас борются, хотя бы все

заговорили о ней.

Владимир, 27 лет, Великий Новгород, 2007 г. в., НовГУ,

филолог, преподаватель русского языка и литературы.

Я когда поступала в вуз, то занималась лично с преподавателями из приемной комиссии. Это

частично можно считать взяткой, но они мне знания дали. Все корректно. Поэтому, наверное,

с коррупцией не встречалась.

Татьяна, 27 лет, Великий Новгород, 2007 г. в., НовГУ, программист.

Да, встречалась. За сдачу экзаменов, за зачеты. Ну, а размеры - от 500 до 5 000 рублей.

Юлия, 24 года, Великий Новгород, 2008 г. в., НовГУ, программист.

Один раз подарила коньяк преподавателю, но я не считаю, что это взятка. Меня никто не

просил давать ему денег или еще чего-то.

Оксана, 26 лет, 2007 г. в., НовГУ,

филолог, преподаватель русского языка и литературы.

Конечно, встречался. Сам предлагал… Ха-ха-ха. Да, это конфиденциальная информация. Потом

начнут проверять, и все станет явно. Люди пострадают. Это же и нам тоже благо, и не

хочется подставлять тех людей, которые и тебе сделали благо, и ты им сделал благо. С этой

точки зрения я не знаю… Имеет ли это смысл? Ну, в принципе, наверное, 3 000 за экзамен, а за,

допустим, диплом, там, не знаю, там сколько, ну тысяч 15-20, может. Но это за диплом.

Константин, 37 лет Великий Новгород, 2007 г. в., НовГУ,

инженер-строитель.

8. СИСТЕМА ШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ: НЕДОСТАТКИ

В СФЕРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

"УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК"

Очевидно, что обучение в высшем учебном заведении во многом связано с навыками, полученными в средней школе. В связи с тем, что содержание школьной программы является достаточно дискуссионным вопросом, требующим профессиональных знаний в области обучения детей, его оценка со стороны бывших выпускников вузов не представляется непредвзятой и объективной. С учетом этого в ходе исследования было принято решение сосредоточиться на проблемах в сфере взаимодействия учитель- ученик в средней школе, которые достаточно полно и непредвзято могут описать выпускники вузов.

Как правило, причиной негативной оценки такого взаимодействия является личностный конфликт между учеником и учителем. Последствием данного конфликта становится снижение успеваемости, как объективное, так "навязанное" учителем. В отдельных случаях бывшие ученики отмечали последствия данных конфликтов на личностном развитии. Как следует из слов опрошенных, основными причинами личностных конфликтов было неповиновение учителям либо создание ситуации, потенциально угрожающей авторитету учителя. В среднем для советской школы была характерно стремление учителя находиться в доминирующем положении, подразумевающем беспрекословное послушание со стороны ученикам. Как только ученик выходил за границы этой модели, его неизбежно возвращали на землю.

С другой стороны, в силу молодости, психологических особенностей характера, а также иных причин молодым людям часто свойственно искать пути избегания доминирования учителя, самоутверждения за счет него, особенно в старших классах. Разрушение авторитета учителя часто становится для ученика вопросом престижа и повышения самооценки. К сожалению, многие наши учителя не способны работать с учениками в партнерской модели. Далеко не все настолько профессиональны, чтобы завоевать у учеников достаточный авторитет и суметь увлечь их своим предметом. А поскольку для учителя вопрос сохранения авторитета среди учеников часто становится вопросом сохранения лица, он начинает использовать все формы давления для поддержания своего статуса. Иногда усилия учителя по поддержанию собственной

значимости принимают гипертрофированные формы. Такой учитель становится тираном, которого боятся ученики. Успеваемость в его классах может быть достаточно высокой, но личностный рост учеников страдает.

Вместе с тем учителя нередко имеют переполненные классы, из-за материальных проблем

вынуждены работать существенно больше нормы, сталкиваются с оскорбительным и агрессивным поведением учеников. Верно также и то, что не все учителя достаточно профессиональны и психологически готовы завоевывать уважение среди учеников. Таким образом, часто учитель выстраивает типовую модель взаимоотношений с учениками. Со временем появляется ригидность и негибкость в подходах - "учитель должен быть всегда прав". А ученик, каждый раз открывая для себя новый предмет, новый класс, нового учителя, сталкивается со стандартной моделью преподавания и типовым форматом взаимоотношений. К сожалению, в силу психологической негибкости и/или недостаточной профессиональной подготовленности многих учителей, недостатка времени и сил часто страдает личностное развитие детей.

Фдования проблем демократии

Ниже приведены виды конфликтов в средней школе, которые опрашиваемые оценивали как

неправильное поведение учителя.

Боязнь конкурентных отношений со стороны учеников

Часто опрошенные говорили о случаях несправедливого отношения со стороны тех учителей, с

которыми они вступали в конкурентные отношения. Ученику очень приятно побыть в роли учителя, самому что-нибудь рассказать на уроке, даже поправить педагога. Учителя часто недолюбливают таких детей, так как видят в них претензию на их собственную роль.

Я - левша, меня бабушка хотела переучить, но мама отказалась. Она более прогрессивная, чем

бабушка. Я не хотела ходить в школу. В школе я стеснялась этого, поэтому училась писать

правой, но было коряво, и учителя удивлялись, почему я ужасно коряво пишу. А потом когда моя

мама пришла в школу, удивилась и сказала учителям, что я левша. И учительница начала меня

при всех называть левшой, причем очень так не по-доброму. Было противно.

Екатерина, 26 лет, Самара, 2007 г. в., ПГАТИ (Поволжская государственная

академия телекоммуникации и информатики), программист.

Хорошо помню 1-5-й класс. До школы и в начальной школе я много читал энциклопедий и знал

больше сверстников. Классной руководительнице это не нравилось, и она просила меня

заткнуться. Но это не помогло. Даже в университете я иногда умничал, но, в отличие от

школы, меня не затыкали и не выгоняли.

Илья, 23 года, Самара, 2008 г. в., СамГУ (Самарский государственный

университет), психолог, преподаватель психологии.

Математику я хорошо знал, но у меня оценки стояли 5, потом 2 из-за того, что я объяснял не

так, как хотели учителя.

Игорь, 23 года, Москва, 2008 г. в.,

Московский государственный университет, математик.

Завуч ругала нас за мелкие оплошности, ругала меня при моей маме. Очень часто учителя не

имеют представления о психологических моментах и пытаются испортить отношения детей с

родителями. У меня всегда было свое мнение по любому вопросу, учителя этого не любили.

Анастасия, 24 года, Москва, 2007 г. в.,

Московский государственный университет, журналист.

Не могу сказать, что что-то серьезное было. Были натянутые отношения с учителем

литературы, потому что я не любил выражать чужое мнение. Я всегда писал свою позицию в

сочинении, мне ставили «неуд», я переписывал и все равно выражал свою позицию.

С техническими науками у меня не сложилось, хотя оба родителя технари. Безумно благодарен

нашему физику, он сделал из меня гуманитария.

Александр, 23 года, Москва, 2009 г. в.,

Московский государственный университет, юрист.

Ой… Сразу вспомнился 2-й класс, когда учительница математики Мария Сидоровна влепила ни

за что жирную двойку! Придя домой, я ее "затерла" и исправила на четверку. Когда она это

увидела, то при всех меня очень сильно отругала и назвала непорядочной. Я долго переживала.

А родители похвалили за находчивость. Но с тех пор я от нее стараюсь подальше держаться.

А заодно и от математики.

Елена, 22 года, Самара, 2009 г. в., СамГУ (Самарский государственный

университет), психолог, преподаватель психологии.

Грубое отношение учителей к ученикам

Анализируя ответы опрошенных, можно отметить, что часто отношение учителя к ученикам

принимает грубые формы. Причем от таких учителей страдают не только конкретные дети, их грубость распространяется на весь класс. Наверное, должен быть более серьезный контроль педагогов. Несмотря на дефицит школьных кадров, есть люди, психологически не пригодные для работы учителем.

Часто проблемы возникают именно в начальной школе, когда еще происходит адаптация ребенка к новой жизненной ситуации. Именно здесь формируется отношение ребенка к школе, и на его еще совсем не окрепшую психику ложится большая нагрузка. Учителя не всегда готовы учитывать это. Достаточно нескольких неосторожных поступков со стороны учителя, резкой критики, невнимательного отношения, и психологическая травма останется на долгие годы вперед. Хочется призвать учителей быть особенно внимательными и осторожными в этот период. Возможно, не так важно усвоение школьной программы, как формирование у учеников навыка к обучению.

Преподаватель химии в каждом классе начинал урок с оскорбления: "Какие все тупые". Правда,

он так относился ко всем детям, не только ко мне. Негативно относился. Вследствие чего

единственная тройка в аттестате - по химии.

Анастасия, 24 года, СПб, 2007 г. в., СПбГЭТУ - Санкт-Петербургский

электротехнический университет "ЛЭТИ", программист.

Да, был один случай. Мой классный педагог почему-то решила, что я ее обманываю, и при всем

классе меня обвинила во лжи. Это было в 3-м классе. Очень хорошо помню, задело очень сильно,

была упомянута моя мама как соучастник лжи…

После этого инцидента я перестала уважать своего педагога, классическая реакция -

перестала с ней здороваться, прослыла трудным ребенком. Родителям ничего не сказала,

рассказала только после школы, случайно получилось. И вот тогда получила обратную связь от

мамы: она не понимала, почему я "трудный ребенок", по мнению учителя.

Оканчивать начальную школу было морально трудно, но я стала сильнее.

Наталья, 30 лет, СПб, 2007 г. в., СПбГУ -

Санкт-Петербургский государственный университет, психолог.

Пятый класс, учительница рисования сказала, что возьмет нарисованную мной работу на

выставку. На следующий день был школьный субботник, и я увидел на школьной помойке этот

мой рисунок для выставки.

Евгений, 24 года, Самара, 2007 г. в.,

СамГУ (Самарский государственный университет),

психолог, преподаватель психологии.

В восьмом классе школы я отказался назвать хулиганов (моих друзей), совершавших

“непростительные злодеяния, подрывавшие авторитет учителя”, за что и был провозглашен

главным негодяем школы. Результатом стали заниженные оценки у большинства учителей,

2 в четверти по алгебре и геометрии (именно против учителя по этим предметам были

направлены злодейские выходки). В том году я выучил наизусть все теоремы и доказательства

из учебника геометрии и прорешал все без исключения алгебраические задачи. У учительницы

истории в 9-м классе была фамилия Трухачева, она была очень сильным преподавателем, но

новым. На одном из уроков я рассказывал об одиозной фигуре гражданской войны маршале

Тухачевском, ради смеха переименовав его в маршала Трухачевского, было забавно. И я бы этим

ограничился бы, если бы любил несмешные шутки… Через две недели проникновенных рассказов

на переменках о героическом маршале, чья “внучка” преподает историю в 9-м классе и

заставляет всех своих учеников учить биографию своего деда. Нашу учительницу потом долго

доставали вопросами любопытные школьники. Она пожаловалась директору, и с этого

момента до конца 11-го класса холодная война с директором уже не была настолько холодной.

Были и другие противостояния, забавные, но утомительные.

Итог - я старался оправдывать звание главного негодяя школы.

Игорь, 26 лет, СПб, СПбГЭТУ - Санкт-Петербургский

электротехнический университет, программист, ЛЭТИ.

Фонд исследования проблем демократи, Павел Тараканов, социсследование, Комитет ГосДумы по делам молодежи, Григорьев, молодежь 2020

Previous post Next post
Up