Алсунга

Nov 01, 2016 10:35

В Алсунгу мы заехали спонтанно, хотя и не собирались в этот раз путешествовать по латвийской глубинке. Слишком было мало времени. Но коробка с яблоками от добрых людей ( тут) приманила нас в этот крошечный городок.
Алсунга находится чуть больше, чем в 80 км от Лиепаи (от Риги чуть меньше 200 км).
Как и во многих городках и поселках бывшей Курляндии, в Алсунге сохранился орденский замок под названием Альшванген. Вообще, западная часть Латвии (бывшая Курляндия) считается онемеченной, в то время, как восточная, Латгалия, - обрусевшей.
Поселение куршей Алшванга существовало тут еще до прихода крестоносцев. Название Алшванга произошло из староливонского и прусского языков. Alšvanga - низкое, мокрое место, где растет ольха. По обеим сторонам местной речки Каулиньупе до сих пор растет много ольхи. В 1950 году название Алшванга заменили на Алсунга. Некоторым советским чиновникам название Алшванга звучало "слишком по-немецки". Но и сейчас, хотя официальное название городка Алсунга, многие местные жители произносят его по-старому.





После прихода крестоносцев поселение вошло в Ливонский орден и стало называться Альшванген. В 14 веке в центре городка построили каменный замок. Несмотря на то, что замок, как водится, жгли и грабили то одни, то другие воевавшие здесь, он сохранился до наших дней. Замок прямоугольной формы. Его восточное крыло использовалось в качестве жилых помещений. В южном крыле были складские помещения. Позже были добавлены две башни. Одна - в 14 веке, другая - в 15. В 16 веке одна из башен достраивалась повыше. Замок переходил из рук в руки, но ни новые, ни старые хозяева деньги в него не вкладывали, хотя что-то достраивали и перестраивали. В 18 веке замок и весь городок купил герцог Курляндский Эрнст Иоганн Бирон. Он тоже что-то достраивал и перестраивал. В 1950-ые годы в замке была школа и школа интернат. Сейчас здесь музыкальная школа и музей. По сути, реставрацией замка начали заниматься только последнее время. Но дело идет очень медленно, самостоятельно, без спонсорской помощи, самоуправлению Алсунги не справиться.













Интересно, что в сплошь лютеранской Курземе, жители Алсунги - католики. Все хозяева замка были лютеранами, но в начале 17 века барон Ульрих фон Шверин женился на полке, католичке Барбаре Конарской, и тоже принял католичество. Само собой, и все окрестные крестьяне должны были стать католиками. По преданию фон Шверин окружил себя свитой в ярких, красивых платьях и костюмах. Говорят, что от слова "свита" произошло название жителей алсунского края - суйты (по другой версии название суйты произошло от иезуиты). Одежда свиты фон Шверина легла в основу и народных костюмов этого края: яркие краски, клетчатые накидки, красные юбки, чулки с яркими узорами и пестрые шелковые платки. Шверинские крестьяне стали белыми воронами в округе: исповедовали чуждую веру, одевались не так, как другие. До сих пор у латышей есть поговорка: вырядился, как суйт (слишком ярко).




Девушка в суйтском народном костюме. Фото из интернета




Украшения суйтских женщин

Не знаю, почему у замка стоит щит с изображением сакты, но у суйтов они одни из самых красивых.




Сакта - этническое украшение латышей, которое первоначально носило практический характер, ею пользовались для скрепления одежды. Считалось, что сакты защищают от злых духов, предотвращают несчастья и приносят удачу. Сакты носили и мужчины и женщины. Вместо колечка жених дарил невесте сакту.
В Латвии было поверье, что в момент смерти человека сакта должна была быть при нем, отчего она якобы приобретала исцеляющую силу. Эти сакты перед захоронением снимали с умершего и бережно хранили. Считалось, что ими можно лечить скот, они полезны при укусах змей. Позже сакта стала показателем зажиточности крестьян.
"Как нe удручала б Яна
Пустота в его кармнах,
Сакту не продаст батрак..."

Алсуннгская католическая церковь Михаила Архангела построена в 16 веке по приказу герцога Кетлера.




Церковь венчает, так называемый, "суйтский крест", который символизируют трех волхвов по первым буквам их имен (Каспар, Мельхиор и Бальтазар). Этот крест суйты считали своим оберегом.




Вообще, суйтов осталось очень мало. Где-то около 2000 человек. У них очень самобытная культура, они самые искусные музыканты среди латышей, и их песни самые напевные. Кулинария у них тоже уникальная. Например, суйты пекли кровавые блины из крови забитых животных. У них считалось, что кровь нельзя выливать на землю.










А вообще суйты такие же современные люди, как и мы, только пытающиеся сохранить древние традиции своих предков. Нам, многочисленным народам, не очень понятно, зачем цепляться за какие-то клетчатые платки? Какая разница, клетчатые они или полосатые? Но именно в клетке или полоске, в цвете или орнаменте крохотные народности и пытаются сохранить свою идентичность. В 2009 году культура суйтов была включена в список нематериального наследия ЮНЕСКО, нуждающегося в срочной охране.
В музей мы не пошли. Но заглянули в это здание, похожее на амбар.




Там оказалась настоящая лавка Алладина с суйтскими товарами, а мастерицы сидели и шили очередной суйтский костюм.







В городке есть еще одна достопримечательность - ферма сурков. В Латвии в природе сурки не живут, зато на этой ферме их полно. Правда, уже не сезон, и их расселили по зимним домикам для спячки, но все равно мы за парочкой сурков понаблюдали. Они что-то домовито раскладывали в домике, выходили наружу, что-то бурчали и снова занимались хозяйством. Так что и в Латвии есть свой День сурка.









провинция, Латвия

Previous post Next post
Up