Шотландская керамика Wemyss Ware.

Feb 06, 2025 09:52


Wemyss Ware - это линия керамических изделий, впервые выпущенная в 1882 году чешским декоратором Карелом Неколой в шотландской гончарной компании Fife Pottery. Керамика получила свое название в честь семьи Уэмисс, владельцев замка Уэмисс на восточном побережье Шотландии, которые были первыми ценителями и спонсорами этой керамики. Сейчас эта керамика очень ценится коллекционерами.





История керамики началась с создания компании Fife Pottery. Во второй половины 18-го - начале 19-го веков в заливе Ферт-оф-Форт, расположенном на восточном побережье Шотландии, появилось большое количество мелких мастерских по производству керамики. Связано это было с наличием обширных глинистых пластов, легкодоступного угля и портов, которые облегчали импорт кремня и шаровой глины (Шаровая глина придает изделиям белый цвет и пластичность при изготовлении). Хотя внутренний рынок был небольшим, близость портов давала возможность экспортировать продукцию. Центром шотландской керамики стал Керколди.



Компанию Fife Pottery основали братья Грэй в 1817 году (Файф - это графство, расположенное между заливами Ферт-оф-Форт и Ферт-оф-Тей. Здесь находилось одно из крупнейших пиктских королевств (пикты - народность в Средневековье), известное как Фиб, и до сих пор его часто называют "Королевство Файф" в Шотландии. Кстати, на северо-восточном побережье Файфа расположен город Сент-Эндрюс, где находится Университет Сент-Эндрюс, один из старейших в мире, (где учились принц Уильям и Кэтрин). Братья назвали компанию Gray and co. Бизнес у братьев Грэй шел не очень хорошо, они постоянно влезали в долги, пока через десять лет их компанию не продали другому владельцу, Джону Метвену из Links Pottery. Продукции, которую компания выпускала во время руководства братьев Грэй, сохранилось мало. В музее Керколди экспонируется кружка с изображением короля Георга III, которая была изготовлена к его визиту в Шотландию в 1822 году. Такие кружки выпускались в течение нескольких последующих лет.



Такие большие, тяжелые кувшины было модно дарить на свадьбу.



В период руководства Джона Метвена Fife Pottery продолжала выпускать кувшины с личными надписями. Эти кувшины были не только красиво декорированы вручную, но и содержали информацию о владельцах. Например, кувшин с надписью William Ramsay and Janet Anderson содержит явный намек на профессию жениха - на кувшине изображены туфли и сапог. На носике изображена маска церковного служителя или проповедника - традиционное украшение на свадебных кувшинах того времени.



Кружка, созданная в период Джона Метвена, которая находится в музее Керколди, украшена версией знаменитых "Супружеских стихов". Над основанием и под краем написано: "Когда встречаются два влюбленных дурака". (Каждый взгляд дарит радость, каждый поцелуй такой сладкий. Но ведь какими они будут холодными и злыми. Поверни вверх тормашками, и тогда ты увидишь женатую пару с сердитыми бровями. День и ночь ругаются и рычат. Она называет его ослом, а он называет ее дурой).



В музее Керколди есть футляр для зубных щеток, расписанный листьями дуба и желудями с датой изготовления - 1829 год.



Со времен периода Джона Метвена сохранилось только два вида керамических фигурок. Обе изображают Робинзона Крузо (находятся в музее Глазго).



После смерти Джона Метвена компания перешла к его дочери Мэри и зятю Роберту Херону, а затем в 1850 году гончарное дело взял на себя их сын Роберт Метвен Херон. Компания стала называться Robert Heron and Son.



Роберт Херон с сестрой Джесси.

Как и большинство шотландских гончарных мастерских 19 века, гончарная мастерская, которая впоследствии начала называться Fife Pottery, производила изделия, украшенные различным дизайном трансферной печати, которых было более 70.





Компания продолжала выпускать кувшины, но они уменьшились в размерах, зато качество керамики намного улучшилось. Конечно, это не был тончайший английский костяной фарфор, но уже практически фарфор. Форма и дизайн кувшинов были самыми разнообразными.



Одним из знаковых направлений гончарного дела Fife Pottery того времени были черные глазурованные изделия. При Роберте Хероне изделия начали украшать надглазурными, преимущественно белыми, но иногда и полихромными эмалями и позолотой. Один из таких чайников был подарен королеве Виктории.



Еще одни знаковые изделия компании, которые выпускались при Роберте Хероне и пользовались большой популярностью - посуда, украшенная губчатым бисквитом (в производстве фарфора понятие бисквитный обозначает, что изделие изготовлено без обработки его поверхности глазурью). Особой любовью такая посуда пользовалась в Ирландии и Канаде.



К 1880-м годам Роберт Херон маркировал свою продукцию как Wemyss Ware в честь семьи Wemyss. Приблизительно в 1882 году по возвращении из Гранд-тура по Европе Роберт Херон привез группу мастеров из Богемии. Единственным мастером из всей группы, оставшимся в Шотландии, был Карел Некола. Неколе было 25 лет, когда Херон назначил его руководителем группы декораторов. Некола женился на поварихе Херона, и у пары родилось шестеро детей.



Более поздняя тарелка с изображением Карела Неколы. Находится в музее Керкалди.

Одного талантливого мастера оказалось достаточно, чтобы изменить продукцию компании в лучшую сторону. Некола привнес в мастерскую Fife Pottery свой фирменный стиль и совершенно новый способ производства. Каждое изделие было обожжено при низкой температуре, чтобы защитить дизайн, а также расписано вручную с использованием его специальной техники. Конечным продуктом стало красивое, но в то же время очень хрупкое произведение искусства. Самым популярным паттерном Неколы были розы.



Некола разработал свой стиль росписи подглазурных фруктов и цветов, которые имели трехмерное изображение.



Он обучал этой технике других мастеров. Некола считал, что манера росписи должна быть свободной и естественной, без каких-либо обязательных шаблонов.



Первоначально самыми популярными предметами были наборы для умывания (кувшин и таз) и большие декоративные предметы, такие как вазы, а также свиньи и кошки. Их украшали цветами, фруктами и петушками и продавали богатым слоям населения. Стили и мода развивались, а Wemyss начал производить множество небольших изделий, которые были доступны растущему викторианскому среднему классу. На создание фигурок кошек Неколу вдохновили кошки Эмиля Галле, выдающегося художника декоративно-прикладного искусства.



В 1910 году здоровье Неколы начало ухудшаться, и в его доме построили гончарную мастерскую, чтобы он мог продолжать работать. Он умер в 1915 году, но успел передать секреты своего мастерства сыну и нескольким своим последователям. Дело Неколы продолжил Эдвин Сэндленд, художник из Стаффордшира, происходивший из длинной линии мастеров-гончаров. Эдвин работал в гончарном деле до своей смерти в 1928 году. Мода - дама переменчивая, в том числе и мода на керамику и фарфор. Популярность изделий компании начала падать, и в 1930 году, во время Великой депрессии, компания закрылась, а права на Wemyss Ware были куплены гончарной мастерской Бови в Девоне. Сын Карела Неколы, Джозеф, переехал в Девон, где продолжил производство Wemyss Ware и обучение учеников, в том числе Эстер Уикс. Джозеф научил ее технике рисования, которой он научился у своего отца. Когда Джозеф умер в 1952 году, Эстер стала главным декоратором и продолжала расписывать Wemyss Ware, пока гончарная мастерская Бови не закрылась в 1957 году. Предполагалось, что права на имя Wemyss будут приобретены компанией Royal Doulton, но они произвели только памятный кубок в стиле Wemyss Ware к 80-летию королевы-матери, которая была большой поклонницей Wemyss Ware, и, как говорят, собрала одну из самых больших коллекций их изделий.



Имя Wemyss было возрождено в 1980-х годах, когда Гризельда Хилл заинтересовалась гончарным делом, преподавая искусство в Лондоне. Она переехала в Файф в 1984 году и, увидев Wemyss Ware в Музее и художественной галерее Керкалди, решила создать керамику, вдохновленную Wemyss Ware. С тех пор, как была изготовлена первая фигурка кошки, созданная по образцу оригинала, выставленного в музее, ассортимент продукции вырос. В 1994 году торговая марка Wemyss Ware была приобретена фабрикой Griselda Hill Pottery в деревне Церера, Файф (16 км от Сент-Эндрюса).



Эстер Уикс обучала художников Цереры техникам, которым она научилась у Джозефа Неколы в Бови. И это замечательно, когда старинное искусство не пропадает, а передается от мастера его ученикам по цепочке и доходит до наших дней.



Как и в случае с ранней Wemyss Ware, успех керамики Griselda Hill основан на качестве ручной росписи и красоте цветов. Одним из главных паттернов компании Гризельды остаются розы. Биограф Елизаветы II говорит, что к концу жизни королева наслаждалась изделиями Wemyss, и это не просто слова. На последнем официальном фото королевы, когда она принимала у себя премьер-министра Лиз Трасс, в объектив попали две вазы с паттерном Cabbage Rose, созданные Гризеллой Хилл, стоящие на каминной полке.





Карел Некола был мастером создания розы Центифолии (столистной, или Майской), и для многих этот дизайн больше всего ассоциируется с Wemyss Ware.



Нынешний король Чарльз тоже ценит произведения Wemyss Ware. Около года назад в специальном выпуске теле-шоу The Repair Shop (Ремонтная мастерская) Чарльз попросил отреставрировать памятный кубок Wemyss, изготовленный к Бриллиантовому юбилею королевы Виктории.



К коронации Карла III и королевы Камиллы компания Griselda Hill выпустила ограниченным тиражом памятный кубок (королю с королевой такой кубок тоже достался).



Такие же кубки в стиле кубка королевы Виктории были выпущены к Бриллиантовому юбилею королевы Елизаветы II, а десять лет спустя - к Платиновому юбилею. Первые кубки были вручены королеве.



Королевский дом сделал заказ Гизельде Хилл на несколько изделий Wemyss Ware. Одно из этих изделий - такая ваза.



Кошки Wemyss - самые популярные изделия Griselda Hill Pottery. Они бывают самых разных дизайнов и размеров.

Самые знаковые кошки







Улыбка этих котиков настраивает их владельцев на позитив.





Владельцы котиков могут заказать в компании статуэтку своих любимцев.





Свинки тоже очень популярны, а среди коллекционеров они пользуются особенной любовью. Свинок Wemyss Ware даже начали подделывать.





Гризельда создает фигурки мышей, зайцев и любимых Неколой петухов.



Не менее симпатична обеденная и чайная посуда Гризельды Хилл. Она вдохновлена природой и разрисованная вручную кажется наполненной воздухом, ароматом цветов и трав, жужжанием пчел и шорохом крыльев стрекоз.







Простота - залог элегантности



А как прекрасен закат на фарфоре!



Компания Griselda Hill Pottery выпускает кувшины, которые были первыми изделиями, приведшими керамику графства Файф к успеху, но кувшины стали другими, маленькими и изящными, хотя и выпускаются в традиционном стиле. Водопровод сделал большие кувшины для воды ненужными. Кувшины стали использовать для молока, сливок и домашних напитков.



А еще кувшины используют в качестве ваз для цветов.





Одной из самых преданных коллекционеров Wemyss Ware была миссис Айрис Фокс. Она начала собирать Wemyss Ware в Эдинбурге во время второй мировой войны, когда фарфор стоил копейки.



Она продолжала собирать Wemyss Ware до самой смерти в 1993 году и заказала у Griselda Hill более 400 штук в конце 80-х и начале 90-х.





фарфор, Шотландия

Previous post Next post
Up