Королева Шарлотта. Часть 2.

Dec 21, 2024 16:28


У каждой британской королевы были (и есть) свои любимые дома и дворцы, где они любили жить больше всего. У королевы Шарлотты было несколько таких мест. Одним из таких мест был для нее Дворец Кью, в котором королева Шарлотта и ее семья провели много счастливых летних каникул, пока король не заболел. Дворец использовался как частный дом и сохранял интимную, домашнюю атмосферу. Жизнь там была расслабленной, король и королева гуляли по садам без сопровождения. Писательница Фанни Берни писала, что Шарлотта не брала с собой даму, «которая бы сопровождала ее, когда она выходила на прогулку». Картина придворного художника Иоганна Цоффани «Георг III, королева Шарлотта и их шестеро старших детей» написана во дворце Кью, но она, к сожалению, не отражает домашнюю атмосферу, а создана «по Ван Дейку» с помощью портретных посадок.





Первоначально Дворец Кью был большим, но от него сохранилось лишь несколько зданий. Дворец был построен в 1631 году на фундаменте более ранних зданий. Первоначально дом принадлежал английскому генералу Джону Дадли, 1-ому герцогу Нортумберлендскому, и восстановлен его сыном Робертом Дадли, 1-ым графом Лестером, другом детства и фаворитом двора Елизаветы I. Члены королевской семьи сначала брали дом в аренду. После того, как Георг III взошел на престол и женился на Шарлотте, они сделали этот дом своей летней резиденцией, и Георг III выкупил его. Дом был связан не только с приятными моментами жизни. Во время своего первого приступа «безумия» с ноября 1788 года по март 1789 года Георг III жил на первом этаже, а Шарлотта и их дочери жили на верхних этажах.



Вид на дом со стороны реки в 1772 году. Гувернантка Шарлотта Финч гуляет с королевскими детьми.

В нескольких минутах от Дворца Кью находился коттедж, который был построен по указанию Шарлотты как «деревенское убежище» и отражает ее личные вкусы и интересы. Посещая сады Кью, можно увидеть этот коттедж Шарлотты. Коттедж построен в стиле orné. English Heritage определяет этот термин как «деревенское здание живописного дизайна». Конструкция представляет собой деревянный каркас с кирпичным заполнением, что приписывается северогерманскому стилю, который королева, должно быть, помнила с детства. Крыша соломенная, а простые двери сделаны из грубых досок с деревянными задвижками. Авторство проекта приписывается самой Шарлотте. Она же сама оплатила всю работу. Неподалеку от коттеджа находился зверинец королевской семьи.



Внутри коттедж более сложный, чем снаружи. В доме две комнаты, в одной из них, Чайной комнате, Шарлотта любила пить чай со своими детьми. Стены и потолок Чайной комнаты были расписаны третьей дочерью Георга и Шарлотты, принцессой Елизаветой.



Фрагмент росписи

Официальной резиденцией короля Георга III и королевы Шарлотты был Сент-Джеймсский дворец в Лондоне, но большую часть времени семья проводила в Букингемском доме, ныне Букингемском дворце. История места, где стоит Букингемский дворец, восходит к правлению Якова I в начале 17 века. Он посадил плантацию шелковицы для разведения шелкопрядов там, где сейчас находятся Дворцовые сады. Затем Карл I передал сад лорду Астону в 1628 году, и из записей ясно, что в то время на этом месте уже существовал большой дом. У дома было много владельцев и арендаторов, пока в 1698 году он не был сдан в аренду человеку, который дал дому его имя - Джону Шеффилду, позже герцогу Букингемскому. Герцог посчитал дом старомодным, поэтому его снесли, чтобы построить новый «Букингемский Дом», который стоял там, где сегодня находится Букингемский дворец. Букингемский дом оставался собственностью герцогов Букингемских до 1762 года, когда Георг III приобрел весь участок в качестве частной семейной резиденции для своей жены, королевы Шарлотты, и их детей. Королева Шарлотта так любила свой новый дом, что он стал известен как «Дом королевы».



Много времени королева Шарлотта проводила во Фрогмор-хаусе (не путать с коттеджем Фрогмор, в котором жили Гарри и Меган). Поместье Фрогмор  принадлежало Короне с 16 века, а затем сдавалось в аренду ряду арендаторов Короны. Так продолжалось до тех пор, пока королева Шарлотта не купила этот дом в качестве загородного поместья для себя и своих дочерей.






Художник сэр Уильям Бичи нарисовал портрет королевы Шарлотты в белом утреннем платье, прогуливающейся в окрестностях Фрогмор-хауса со своими собачками. Шарлотте так понравился портрет, что художник был пожалован в лорды и официально признан первым художником Англии.






Королева Шарлотта использовала Фрогмор как «убежище» от придворной жизни для себя и своих дочерей, где они могли заниматься «живописью, рисованием, рукоделием, чтением и «ботанизированием». Интерес королевы к ботанике отражен в нескольких комнатах во Фрогморе, включая комнату, украшенную нарисованными цветами художницы Мэри Мозер. Эта комната, Южный павильон, была полностью украшена цветочными картинами Мэри Мозер (некоторые на холсте, а некоторые были написаны прямо на стене).






Королева Шарлотта следила за творчеством талантливых женщин и покровительствовала им. Шарлотта очень щедро оплатила работу Мэри Мозер. Эти полотна Мэри Мозер до сих пор находится в Южном павильоне.











Как и ее муж, королева Шарлотта интересовалась книгами, и ее обширная библиотека включала множество томов по ботанике, литературе и театру. Биографы пишут, что Шарлотта получила образование в области французского языка, музыки, ботаники и естественных наук, религии и ведения домашнего хозяйства, и что «она была увлечена литературой с раннего возраста». Приехав в Англию, Шарлотта быстро выучила английский язык. Вскоре после свадьбы с Георгом III и на протяжении многих лет королева Шарлотта собирала библиотеку в Букингемском Доме. В ее библиотеке были книги по праву, естественным наукам, теологии, истории и географии, эти книги выражали ее желание самообразовываться. Кроме того Шарлотта собирала детские книги, стремясь передать свою страсть к чтению своим детям. Много детских книг было предназначено для девочек, поскольку образованию девочек в то время не придавали значения, а королева хотела, чтобы ее дочери были образованными. Сама королева была настоящим книгочеем.






Хотя биографы пишут, что король и королева «имели много общих интересов - искусство, наука, музыка и театр, а также глубокая религиозная вера, включая их общую любовь к книгам», у каждого из них была собственная библиотека. В библиотеке Шарлотты было более 4 500 книг. В ее библиотеке было представлено много книг немецких авторов. Среди многочисленных английских авторов было семь романов Джейн Остин. В библиотеке были книги на немецком, французском, итальянском языках, но большинство были на английском языке. В библиотеке Шарлотты почти не было редких рукописей или книг. Ее библиотека была создана для чтения, а не для коллекционирования. В библиотеке Шарлотты были не только книги признанных авторов, но и новые для того времени произведения. Шарлотта следила за новинками литературы. Кроме того, при дворе королевы Шарлотты с 1786 по 1790 год «хранительницей мантий» королевы служила Фанни Берни, любимая писательница Джейн Остин.





Фанни Берни

Библиотека королевы была не только в Букингемском доме, но и во Фрогмор-хаусе, которая была запечатлена на акварельной гравюре художника Чарльза Уайлда около 1817 года. Библиотека королевы Шарлотты размещалась в высоких, застекленных книжных шкафах вдоль каждой стены, а комната была оформлена в теплых оттенках желтого, зеленого и красного. Хотя цветовая гамма и мягкая мебель добавляют комнате теплый уют, это явно довольно официальное помещение с массивными люстрами и статуями.






Хотя все книги в библиотеке Шарлотта подбирала сама, у нее был личный библиотекарь Эдвард Хардинг. Хардинг следил за сохранностью книг, регистрировал новые поступления, размещал книги на соответствующих полках и делал всю остальную работу, которую делают все библиотекари. После смерти королевы Шарлотты в ноябре 1818 года содержимое ее личной библиотеки было каталогизировано и, согласно ее завещанию, должно было быть разделено поровну между ее четырьмя младшими дочерями. Шарлотта также указывала в своем завещании, что все оставшиеся книги должны быть куплены принцем-регентом с целью пополнения библиотеки Георга III. Вместо этого принц распродал оставшуюся коллекцию королевы через аукционный дом Christie's следующим летом. Дочери тоже распродали библиотеку. Показательно, что 400 книг выкупил Эдвард Хардинг, который продолжал быть библиотекарем королевы даже после ее смерти.





Книжный шкаф, созданный Уильямом Вайлом для королевы Шарлотты для одной из ее комнат в Букингемском доме. В 1825 году шкаф был внесен в список среди старомодной мебели, которую считали не стоящей сохранения. Шкаф передавался по наследству среди родственников, пока в 1904 году его не выкупила королева Мэри. Сейчас шкаф находится в Букингемском дворце.

Забавно, что Георг III, выбирал себе молоденькую жену, следуя трем «К» (Kinder, Küche, Kirche), представлению о социальной роли женщины в германской консервативной системе ценностей того времени, но получил умную, интересующуюся окружающим миром жену, с которой он мог обсуждать многие вопросы. Шарлотта, например, писала очерки по истории Англии, используя исторические документы. Она была очарована европейской историей. Это небольшое сочинение было написано Шарлоттой своему мужу Георгу III и рассказывает о правлении Пипина Короткого, короля франков (ок. 714-68) и его сына Карла Великого, короля лангобардов и позднее императора римлян (742-814). Рассказ Шарлотты о жизни Карла Великого полон точных деталей и включает даты, имена и названия мест событий. Заметки на полях слева на странице выполняют функцию тегов, указывая, о каком короле пишет Шарлотта, и работают, возможно, как поисковая помощь, чтобы читатель мог найти и повторно использовать информацию, написанную королевой. Вычеркивания показывают, что это неформальный документ, а записки, которыми обменивались королева и ее муж. Очерки Шарлотты хранятся в Королевском фонде.





Одна из страниц эссе очерка.

В Королевском трасте также хранятся каталоги, составленные королевой Шарлоттой. Каталог «Театральные портреты, собранные в 1808-1809 годах» показывает, что Шарлотта не только любила театр, но и интересовалась как  самими артистами, так и творчеством драматургов, композиторов и поэтов, участвующих в создании постановок. В Каталоге представлены Мильтон, Гендель, Гайдн и Сэмюэл Джонсон.






женщины, короли и королевы, Англия

Previous post Next post
Up