Последнее время я все с большой надеждой смотрю на возрождение старых и появление новых английских фарфоровых компаний. Упадок гончарной промышленности в шести городах, которые составляют Potteries в Северном Стаффордшире, был долгим и мучительным, казалось, что стаффордширский фарфор скоро совсем исчезнет с лица земли. Теплый и «домашний» английский фарфор сменила красивая, но холодная посуда компаний Villeroy & Boch, Dolce & Gabban, Prada и прочих раскрученных мировых брендов. Но все чаще и чаще стал появляться фарфор с этикетками Made in Stoke-on-Trent.
Стаффордшир дал миру Wedgwood, Royal Doulton, Minton, Spode и Moorcroft. Эти компании живы, но для возрождения английского фарфора в полной мере этого мало, поэтому нужно открытие новых компаний и возрождение старых. Появились общественные движения, помогающие делу возрождения английской фарфоровой промышленности. Так, создано сообщество Made in Stoke, которое объединяет людей, организации и частных спонсоров для сбора средств и помощи возрождающемуся английскому фарфору. В сообщество входят университеты, футбольные клубы, городские советы и все те, кто неравнодушен к английскому фарфору. Люди понимают, что поколения семей работали на одних и тех же фабриках, передавая навыки из поколения в поколение, но поскольку фабрики закрылись, не в силах конкурировать с меняющимися вкусами и хлынувшим потоком дешевого производства из Китая и стран Юго-Восточной Азии, то навыки местных гончаров оказались под угрозой исчезновения, а когда культурное наследие теряется, оно исчезает навсегда. Некоторые компании не только принимают участие в сборе средств, но и сами выпускают качественный фарфор. Так, Стаффордширский университет в 2011 году запустил компанию Flux Stoke-on-Trent, выпускающую фарфор, который разрабатывают студенты магистерской программы по керамике.
Flux был создан директором курса и профессором керамического дизайна Дэвидом Сандерсоном как университетский бренд, а студенты выступали в качестве команды дизайнеров (студенты получают 4% от продаж своих работ). Фарфор продается в 20 странах мира, причем, китайцы очень охотно покупают этот фарфор. Дизайн изделий, в основном, эклектичный, поскольку основан на элементах «английскости». Flux покупает готовые белые изделия в мастерских Сток-он-Трента, и студенты расписывают его кобальтом, золотом и платиной.
С сохранившими свой бизнес известными компаниями не все так просто. Да, Веджвуд выжил, но большая часть производства была переведена в Индонезию, и только небольшое количество самой высококачественной продукции продолжает производиться в Великобритании. Люди с деньгами могут приобрести настоящий Веджвуд, но бюджетный фарфор, хотя он качественный и красивый, не английский, а индонезийский. Так, в Англии, в Сток-он-Тренте создана коллекция Wedgwood Darwin Voyage of the Beagle. Фарфор настоящий английский, костяной, тонкий и звонкий.
В 1831 году HMS Beagle взял 22-летнего Чарльза Дарвина в путешествие, которое изменило наше понимание жизни. Отец Чарльза Дарвина, Роберт, не был уверен, что его сыну стоит отправляться в такое путешествие. Но дядя Чарльза, который был ни кем иным, как Джозайя Веджвуд I, уговорил племянника отпустить сына в путешествие. Английская команда дизайнеров Веджвуда тщательно отобрала оригинальные рисунки из путешествия, которые хранятся в библиотеке Кембриджского университета, и создала чайную коллекцию, которую изготовили мастера и художники в Сток-он-Тренте, используя методы, разработанные за 260 лет. Дарвин и корабельный художник Конрад Мартенс зарисовывали флору, фауну и ландшафты, с которыми они столкнулись: коралловые деревья в Уругвае, гигантские черепахи на Галапагосских островах, традиционные таитянские рыбаки... За время путешествия они заполнили десятки блокнотов с рисунками и заметками.
Уругвай
Художники по фарфору воспроизвели рисунки необыкновенно точно
Компания Wedgwood выпустила шесть комплектов чайной посуды с рисунками из путешествия Дарвина, каждый из которых отправляет нас в путешествие по неизведанным в то время землям. Этот фарфор прекрасный подарок для любителей путешествий (и фарфора). Правда, он недешев. Трио из чашки, блюдца и тарелки стоит 155 фунтов стерлингов.
Галапагосские острова
Молодому дизайнеру и иллюстратору Джейми Сазерленд предложили разработать кружку для коллекции Wedgwood Darwin Voyage of the Beagle. Джейми для своего дизайна использовала персонажей, нарисованных детьми Дарвина (правнуками Джозайи Веджвуда II) на обратной стороне оригинальной рукописи «Происхождения видов».
Внутри кружки - отрывок из той же рукописи, а штамп на обратной стороне - рисунок Дарвина дерева жизни.
В 1980-ые годы на берега Британии пришла Ikea. Начала она с агрессивной политики по изменению вкусов британцев. Ее первым манифестом было Chuck out the Chintz (Выкинь ситец). Любимые цветочные дизайны британцев не соответствовали минималистической эстетике, которая свойственна Ikea. Поначалу британцы как овцы послушно пытались принять чуждую им эстетику. Популярные «ситцевые» сервизы перестали пользоваться спросом. Одна из компаний, выпускавших «ситчик», Royal Winton, была вынуждена приостановить выпуск продукции chintzware.
Казалось, что привыкнув к спокойному, изысканному минимализму, британцы больше не захотят возвращаться к буйному, разноцветному паттерну.
Но разглядывая старые, нежные и красочные узоры, британцы снова потянулись к ситцу, и Royal Winton вновь начал их выпускать, правда, прежнее разнообразие пока не вернулось (из 60 прежних паттернов выпускается только 5 или 6).
Florence
Burleigh Pottery смогла сохранить производство, благодаря своему упорству и помощи Чарльза, когда он был принцем Уэльским. Бизнес был основан в 1851 году под названием Hulme and Booth. Через десять лет Уильям Ли и Фредерик Берджесс выкупили бизнес и назвали компанию Burgess & Leigh. Торговая марка Burleigh, используемая с 1930-х годов, представляет собой комбинацию двух названий. После работы в разных мастерских, в 1889 году компания переехала на нынешнюю фабрику в Миддлпорте (жилой и рабочий район в Сток-он-Тренте), которая на момент ее постройки считалась образцовой гончарной мастерской. «Золотой век» компании пришелся на период между двумя войнами. Продукцию компании с удовольствием раскупали, как в Британии, так и в странах Империи (позже Содружества) и в Европе. Самые распространенные паттерны компании - сине-белые цветочные.
Хотя выпускались и красные, фиолетовые и даже белые.
Но сложные времена наступили и для Burleigh. К 1970-м годам были снесены все бутылочные печи, кроме мидлпортской, ее решили оставить, как напоминание о славном прошлом. В 1988 году русло канала Трент и Мерси через Сток-он-Трент было объявлено заповедной зоной. Миддлпортская гончарная мастерская была объявлена «находящейся под угрозой». Судя по всему, компанию ожидала участь многих ее собратьев. Тогда вмешался тогдашний принц Чарльз и через свой фонд HRH The Princes Regeneration Trust предложил поддержку в размере 9 миллионов фунтов стерлингов, которая была необходима для реконструкции и продолжения производства. Желание Чарльза сохранить именно эту фабрику понятно, поскольку Burleigh остается последней и единственной гончарной мастерской в мире, которая использует традиционное мастерство подглазурной печати на тканях, что является процессом, изобретенным в Англии в 1750 году. Процесс представляет собой перевод изображений с медных гравюр на ткань.
Самым востребованным в компании Burleigh был и остается паттерн Regal Peacock, который впервые появился в продаже в 1913 году. Это история о «конгрессе птиц по выборе короля». Во время посещения выставки королевой Мэри и королем Георгом V в Королевском зале в Сток-он-Тренте, королева Мэри особенно восхищалась этим сервизом. Вскоре после этого Regal Peacock появился на полках лучших универмагов мира. На протяжении всего своего существования Regal Peacock был известен как Chinese Peacock («Китайский павлин»), а позднее - Blue Bird («Синяя птица»). Сто лет спустя, в 2013 году, сервиз был представлен под новым именем - Blue Regal Peacock в честь королевских особ, которые были первыми поклонниками этого паттерна. Первый предмет из коллекции был подарен Чарльзу.
Для того, чтобы перезапустить серию, потребовался новый медный валик, поскольку оригинальные гравюры стерлись. На завершение работы штатному граверу, потребовалось 1911 часов, и медный валик стал настоящим произведением искусства. Паттерн довольно сложен для воспроизведения, поскольку он включает в себя узор с рамкой и центральным мотивом, требующий большой осторожности и точности при нанесении.
С годами гравюра с изображением журавля была утеряна и больше не видна на предыдущих изделиях. Гравер искусно воссоздал оригинальный дизайн, чтобы вернуть эту птицу в узор и завершить историю королевского павлина.
Несколько лет назад был запущен классический дизайн в черно-белой гамме - Black Regal Peacock. Перед этим был выпущен зеленый вариант.
В Burleigh хранится большая коллекция исторических форм, которые используются до сих пор. Компания всегда славилась формой своих чайников и других предметов. Сливочник в виде коровы - милая вещь
Петь о фарфоре я могу долго, но ЖЖ не резиновый, поэтому нужно заканчивать. Но нельзя не рассказать о компании, которая создает современный фарфор по традиционным рецептам, но с современным содержанием. Компания так и называется The New English. паттерны компании провокационные и немного шокирующие.
Анатомическая посуда
Розы и сердечки, составляющие череп
Жучки, червячки, паучки...
Тарелка с объедками английского завтрака
Все это не страшное и не противное, просто черный английский юмор и легкое подтрунивание над «английскостью». Разбитая и склеенная тарелка с культовым паттерном Willow, на самом деле, показывает, как дороги британцам их традиции.
Одна из самых оригинальных вещей компании - ваза в форме сердца, но не стилизованного, а настоящего.
Если современный стеб в фарфоре для покупателя не приемлем, то компания может предложить очаровательные наборы, выполненные в безукоризненной технике.