Легенда о Неринге, которая создала Куршскую косу, насыпав дюны песком из своего фартука, конечно, красивая, но ученые считают, что Куршская коса возникла в Балтийском море за счет разрушения берегов Самбийского (Калининградского) полуострова, а также древних берегов, находящихся сейчас на дне Балтики. Балтийское море считается молодым геологическим образованием. Оно появилось 15 тысяч лет назад в результате таяния ледника. Сначала это было ледниковое озеро, которое постепенно соединилось с мировым океаном. Куршская коса еще моложе. Ей всего лишь около 8 тысяч лет.
Самбия, Куршская коса и Куршский залив. Фрагмент карты Абрахама Ортелиуса. Середина 16 века.
Многие ученые считают, что дюны - очень хрупкая экосистема, и они могут исчезнуть в течение следующих пару столетий. Латвийцев дюнами не удивишь, но Серые дюны на Куршской косе - это нечто особенное. Мне очень нравится, что путешествуя по Латвии и Литве всегда можно найти интересную информацию о природных (и не только) артефактах прямо на месте.
Главная красота и ценность Куршской косы - ее дюны. Природный заповедник Наглии, куда мы приехали посмотреть на знаменитые дюны, это большой дюнный хребет с ландшафтом из серых и белых дюн. Серые и белые дюны легко отличить. У серых дюн песчаная поверхность покрыта почти сплошным ковром из лишайников, мхов и засухоустойчивых растений. В серых дюнах строят гнезда маленькие птички (камышовка, земляной дятел и другие). Белые дюны - это сплошной песок, на котором растут лишь очень редкие растения, типичные для засушливых мест (льнянка, козлобородник). Очень важно сохранять «белые дюны» белыми, чтобы они не превращались в серые, не зарастали мхом и лишайником, а потом кустами и деревьями. Как ни парадоксально, но песок дюн - это ценность, а его с каждым годом становится все меньше. (О втором названии дюн, «Мертвые», я расскажу немного позже). Вход на Серые дюны платный (5 евро), но оно того стоит.
Ландшафт совершенно не типичный для Литвы, кажется, что попал в пустыню, в Марокко или Египет.
Работы по сохранению дюн ведутся постоянно, используя разные методы. Самый старый и самый действенный, так называемые, авандюны (то есть защитный вал). С 1803 года начали ставить барьеры на пути выдуваемого песка. Ветер, встречая на своем пути препятствие, меняет свое направление и несет песок вдоль него. Делаются заграждения так: в 100 - 150 м от линии прибоя устанавливается плетень или, как говорили раньше, палисада. По мере роста дюны палисаду перемещают ближе к морю, а накопленную массу песка закрепляют, поставив ряд сосновых ветвей или тростника, а потом заращивают травами.
Ловушки для песка
Потоки туристов постоянно изменяют рельеф дюн. Поскольку люди изо дня в день идут по одному и тому же пути, тропа углубляется, поэтому ее периодически переносят на новое место, чтобы дать дюне отдохнуть. За последние 10 лет дюна, по которой проложена тропа, уменьшилась приблизительно на 5 метров и уже не соответствует обещанным 60-ти метрам.
Фото из интернета
Где попало ходить по дюнам тоже нельзя. Говорят, где-то в кустах сидит некий «секретный агент», хранитель дюн, с биноклем и всех нарушителей нещадно штрафует (так это или нет, не знаю, правила при нас никто не нарушал).
В начале пути очередной стенд знакомит с флорой и фауной Серых дюн. Среди них маленькие птички полевые коньки и величественные орлы (говорят, рано утром орлы часто парят над дюнами), растет балтийская льнянка и дикая фиалка.
Вот за такой цвет дюны прозвали серыми.
Чем поднимаешься выше, тем белее становятся дюны.
Дойдя до очередного стенда, деревянный настил заканчивается. Дальше надо идти по песку. Большинство снимает обувь и идет по песку босиком. Многие оставляют обувь на настиле, некоторые несут в руках (видимо, путешествуют в дорогой, элитной обуви). Кое-кто обувь не снимает, и напрасно. Пройдя до вершины дюн и вернувшись обратно, придется все равно обувь снимать и вытряхивать из нее песок.
Стенд рассказывает о том, что в период с 1675 по 1934 год здесь было погребено под песком четыре деревни. Многие считают, что именно поэтому дюны называют «Мертвыми». Но это совсем не так. Мертвыми дюны начали называть потому... что они перестали двигаться. Когда-то массы песка, которые гнал дующий с моря ветер, как живые, двигались в сторону лагуны. В 19-ом веке, когда начали формировать защитную гряду, дюны «умерли», они больше не передвигались. Когда дюны были живыми, пейзаж менялся каждый день в зависимости от ветра. Образ создавал ветер, а не человеческая рука.
Лодку и надгробные кресты со старых кладбищ перенесли поближе к тропе, чтобы некоторые граждане не бегали по дюнам в поисках засыпанных деревень.
Дальше тропа все время шла вверх, на припекающем солнце идти было не слишком легко, эдакая литовская Сахара.
Слои песка, обработанные ветром, похожи на слои в каньоне. В результате абразии (разрушения) песчаных дюн образуется, так называемый, клиф (отвесный абразионный обрыв).
Все выше и выше
А вот и главное место маршрута, откуда с дюны открывается чудесная панорама Куршской косы - Куршский залив с одной стороны и Балтийское море с другой.