Принято считать, что мужская дружба предполагает верность и, если понадобится, мужество, чтобы защитить друга, как пел Высоцкий, "если шел он с тобой, как в бой". Женская же дружба считается понятием сомнительным. Современные психологи и прочие гештальт-терапевты считают, что вариантов женской дружбы существует великое множество в зависимости от того, что женщинам нужно друг от друга.
Например, вариант "Королева" и "Фрейлина". "Королева" - это красивая девушка, которая пользуется бешеной популярностью у мужчин. "Фрейлина" - не то, чтобы дурнушка, но и ничего особенного. Она готова оставаться на вторых ролях, лишь бы быть одаренной любовью яркой подруги и вниманием мужчин, которые не смогли заинтересовать собой "королеву". Но в реальной жизни даже у королевы и ее фрейлины может существовать дружба, подобная мужской, с верностью и мужеством, не основанная ни на какой выгоде. История Мэри Сетон тому подтверждение.
Мэри Сетон.
Мэри Сетон была дочерью Джорджа Сетона, 4-го лорда Сетона и его второй жены, Мари Пьерис, фрейлины Марии де Гиз, королевы-консорта короля Шотландии Якова V. В возрасте семи лет Мэри стала фрейлиной будущей королевы Марии Стюарт (или "Марии, королевы Шотландии") вместе с тремя другими девочками того же возраста и аналогичного положения в шотландском обществе. Они были известны как "Четыре Марии": Мэри Сетон, Мэри Битон, Мэри Флеминг, Мэри Ливингстон (правда, есть один нюанс: marie могло быть французским титулом, который присваивался благородным слугам). Все Марии, за исключением Мэри Флеминг, которая приходилась двоюродной сестрой Марии Стюарт, были выбраны в первую очередь из-за их франко-шотландского происхождения и семейных связей. Мэри Сэтон была приблизительно на год старше Марии Стюарт и получила образование вместе с ней.
Портреты "четырех Марий" в Доме-музее Марии Стюарт в Джедборо.
Старший сводный брат Мэри, Джордж Сетон, седьмой лорд Сетон, был лорд-мэром Эдинбурга и главой домашнего хозяйства (Master of Household) Марии Стюарт. Мэри считала своего сводного брата, который был на восемь лет ее старше, главой семьи с тех пор, как она стала фрейлиной. Джордж одобрял и поддерживал Мэри в ее дружбе и преданности королеве Шотландии, и сам относился к королеве с почтением и самопожертвованием. Брат был для Мэри образцом для подражания.
После переговоров между парламентами Шотландии и Франции о браке Марии, королевы Шотландии, с дофином Франциском, в которых участвовал Джордж, лорд Сетон, "Четыре Марии" сопровождали королеву Марию во Францию, где позже она выйдет замуж за дофина.
Джордж Сетон, седьмой лорд Сетон, которому в то время было 27 лет, в костюме, который он носил на свадьбе Марии, королевы Шотландии, в 1558 году.
Мэри Сетон была единственной из Марий, которая не вышла замуж. Лорд Сетон запретил своей сводной сестре составить худшую партию, чем ее старшие сестры, семейная гордость не позволяла этого. Много лет спустя, когда ее заставляли заключить союз с младшим сыном из менее благородного дома (Эндрю Бетоном, младшим братом архиепископа Глазго), она сказала, что ее родственники никогда не согласятся на то, чтобы она вышла замуж за того, кто был не равным им.
Отношения Марии Стюарт и Мэри Сетон сразу сложились дружескими. Мэри Сетон любила королеву, почитала ее, но не подхалимничала и не искала выгоды от близости к ней. Королева и ее фрейлина любили соревноваться в играх. Королева знала, что Мэри Сетон не будет поддаваться ей, и чтобы выиграть у нее, надо приложить много усилий. В результате одного знаменитого матча по гольфу в Массельбурге Мэри Сетон выиграла в качестве приза от своей королевы ныне знаменитое "Ожерелье Сетон".
Первоначально колье было сотуаром - длинной цепочкой, которую носили на груди. Потомок Мэри Сетон, Александр Сетон, шестой граф Эглинтон, удалил четыре звена и четыре S-образных украшения из цепи при своем наследовании графства в 1612 году. Остальные шестнадцать звеньев и шестнадцать белых букв S, украшенных рубинами, были переданы Элизабет Сетон, когда она вышла замуж за Уильяма Хэя в 1694 году.
Это колье - часть парюры, которая состоит из ожерелья, броши и сережек. Самая старая часть парюры - брошь (видимо, ее королева подарила Мэри Сетон раньше). Брошь украшена золотой и белой эмалью, четырьмя жемчужинами и рубинами, самый крупный из которых находится в центре броши.
Серьги Мэри Сетон не принадлежали. Они были созданы в девятнадцатом веке. в конечном итоге парюра перешла к потомку Александра Сетона, Арчибальду Уильяму, 13-му графу Эглинтону (1812-1861). В девятнадцатом веке восемь звеньев оригинальной цепи, удаленных шестым графом, были включены в нынешнее ожерелье в стиле неоренессанс. Парюра оставалась во владении семьи Эглинтон до тех пор, пока она не была продана вместе с фамильными драгоценностями Эглинтонов тремя дочерьми 13-го графа на аукционе Christie's 22 февраля 1894 года. Парюра была приобретена Алджерноном Бортвиком, 1-м бароном Гленеском, чья дочь, графиня Лилиас Батерст, подарила парюру королеве Мэри по случаю серебряного юбилея ее свадьбы с королем Георгом V в мае 1935 года. Сейчас парюра выставлена во Дворце Холирудхаус.
Вернемся к рассказу о жизни нашей героини. Все перипетии жизни Марии Стюарт Мэри Сетон переживала вместе с ней. Она не лезла в политику, не участвовала в интригах и заговорах, зато у нее был талант в парикмахерском деле. Талант Мэри Сетон, как личного парикмахера Марии Стюарт, был в подробностях описан сэром Френсисом Ноллисом, охранявшим королеву в замке Карлайл, в его письме к Уильяму Сесилу от 28 июня 1568 года. Мария Стюарт говорила Ноллису, что Сетон была "звездой женских голов и волос в любой стране".
На портретах Мария, королева Шотландии, чаще всего изображена в накидках или головных уборах, но по некоторым портретам королевы можно оценить мастерство Мэри Сетон, как парикмахера и стилиста.
После драматических событий в своей судьбе, в которых частично она была виновата сама (особенно после убийства ее второго мужа и бракосочетания с его предполагаемым убийцей), хотя писатели-романтики сделали из нее жертву, Мария, королева Шотландии, была арестована и увезена вооруженными людьми в заточение в мрачный уединенный замок на острове Лохлевен. Попав в тюрьму, Мария была беременна, но через два месяца у нее случился выкидыш близнецов. Еще лежа после выкидыша, она поставила подпись под отречением в пользу своего сына Якова VI, которая была вырвана угрозами немедленной смерти.
В истории Шотландии плен свергнутого монарха обычно был прелюдией к насильственной смерти. Тем не менее Мэри Сетон не побоялась разделить мрачную и опасную тюрьму с подругой, рискуя собственной жизнью. Через несколько дней после прибытия королевы в Лохлевен, Мэри Сетон покинула спокойствие и великолепие дворца своего брата и отправилась прислуживать своей хозяйке в тюрьме.
Руины замка Лохливен. Фото из интернета.
Замок расположен на небольшом острове посреди озера Лох-Левен. Глядя сейчас на идиллическую картину, трудно представить, что когда-то здесь была тюрьма строгого режима. Замок, возможно, был построен еще в 1257 году, когда король Шотландии Александр III, которому тогда было 16 лет, был насильно доставлен туда своими регентами. Этот замок стал использовать, как тюрьму, Давид II, сын легендарного Роберта Брюса, который заточил здесь своего племянника, который позже стал Робертом II Шотландии, а также сына Роберта Александра.
Дом-башня в Лохлевене, вероятно, был построен из-за заключенных с высоким статусом, таких как будущий король. Более 200 лет спустя Мария, королева Шотландии, также будет заключена в этой части замка.
Заточение королевы, добровольно разделенное с ней Мэри Сетон, на скучном и одиноком острове Лохлевен длилось десять месяцев. Однажды была предпринята попытка побега королевы, которая не удалась, но показала, насколько Мэри Сетон была готова рискнуть ради своей госпожи.
Отрывок из биографии Мэри Сетон:
"Королева была необычного роста и величественно сложенной фигуры. Поскольку Мэри Сетон могла носить одежду королевы, очевидно, что она должна была быть примерно того же размера, что и ее госпожа. Она надела траурные одежды королевы (ибо хотя Ботвелл был жив, Мэри всегда считала свой брак с ним недействительным и носила вдовий траур по Дарнли до дня его смерти), и, одетая таким образом, Мэри Сетон расположилась спиной к двери, чтобы любой, заглянувший внутрь, мог себе представить, что они увидели королеву, в то время как ее величество, замаскированная под прачку замка, на самом деле плыла к противоположному берегу. Действительно, Мэри Сетон должна была быть храброй, чтобы остаться, чтобы обмануть тюремщиков и встретить их гнев, когда они узнали правду. Лодочники замка, задетые молчанием предполагаемой прачки, сдернули с ее головы шаль, чтобы увидеть ее лицо, узнали королеву и, отказавшись рисковать и помочь ей сбежать, немедленно отвезли ее обратно в замок..."
Но все же королеве и ее друзьям удалось сбежать из тюремного замка.
"... меры предосторожности тюремщиков были удвоены, но, тем не менее, благодаря смелости пажа Уилли Дугласа, смело выхватившего ключи, завернутые в салфетку, прямо на глазах у сидевшего за ужином хозяина замка, королева и ее друзья в один счастливый майский вечер сумели сбежать. Беглецы заперли за собой большие ворота замка, сделав таким образом тюремщиков пленниками. На противоположном берегу озера ждал вечно верный друг лорд Сетон (брат Мэри Сетон) с отрядом из своих личных 200 всадников и запасными лошадьми для дам. Королева и ее спутники немедленно сели на коней и поехали к стрельбищу Сетона в замке Ниддри, а оттуда, после короткого отдыха, направились в замок Гамильтон".
Побег Марии, королевы Шотландии, из замка Лохлевен, май 1568 года (цветная литография)
Во время своего правления Мария, королева Шотландии, смогла заручиться лишь небольшой армией своих сторонников. Небольшая армия королевы 13 мая 1568 года была разбита войсками регента ее сына в битве при Лангсайде, и Мария бежала в Англию, где обратилась за поддержкой к королеве Елизавете I, той, на чей трон она метила.
Елизавета I первоначально обещала Марии Стюарт защиту, но Мария отказывалась отречься от своих прав на английский престол, что, конечно, тревожило Елизавету. И попала Мария Стюарт из огня да в полымя. Менее чем через две недели после своего освобождения из Лохлевена, она добровольно оказалась в еще более мучительном и опасном плену в Англии.
Марию Стюарт перевозили из одной тюроьмы в другую: из Карлайла в Болтон, а оттуда в Татбери, в плохо обставленный дом, где земляной вал закрывал солнце, и все продукты через несколько дней покрывались плесенью. Затем была создана тюрьма в замке графа Шрусбери в Шеффилде, где королева содержалась в течение многих лет. В каждой тюрьме, без отдыха и каникул, Мэри Сетон находилась рядом со своей подругой.
Еще одна фрейлина, леди Ливингстон, дама д'Онненр, иногда навещала заключенных, но через несколько лет вернулась к себе домой. Другие приходили и уходили. Только Мэри Сетон никогда не отходила от своей королевы и в течение многих лет делила с королевой ее заключение.
Число слуг королевы с течением времени настолько сократилось, что многие их функции пришлось взять на себя Мэри Сетон. Служение их собственной религии было запрещено на длительное время.
И все же, несмотря на заключение, лишения, болезни, дискомфорт, оскорбления и неприятности, Мэри Сетон всегда была рядом. Когда они попали в английскую тюрьму, это были молодые женщины двадцати пяти лет. Они жили вместе, пока им не исполнилось сорок лет. Весь расцвет Мэри Сетон прошел в тюрьмах ее королевы. По сути, свою жизнь, комфорт и свободу Мэри Сетон принесла в жертву служению своей королеве.
Интерьер тюрьмы в Болтоне, где содержалась Мария Стюарт и ее добровольная сокамерница фрейлина Мэри Сетон.
В тюрьме здоровье обеих женщин резко ухудшалось. Королеве требовались лекарства, и ее врач был вынужден заявить, что он должен отказаться от ответственности за свой пост, если королева Англии не позволит ему иметь все необходимое для использования его пациенткой, но необходимые лекарства и оборудование так и не прибыли. О здоровье Мэри, никто, тем более, не заботился, кроме ее брата.
В 1584 году, встретившись с сестрой, лорд Сетон убедил ее поехать с ним, чтобы исполнить то, что теперь стало ее самым большим желанием: принять постриг в Реймском монастыре, где настоятельницей была тетя королевы Марии Рене де Гиз, принцесса Рёль. Поэтому в конце 1584 года Мэри Сетон, которой теперь было сорок два года и у которой было слабое здоровье, удалилась в монастырь во Франции, попрощалась с другом, которого она любила и которому служила всю свою жизнь.
С Марией осталась только верная собака, которую она взяла с собой на эшафот, спрятав в складках платья. Мария, королева Шотландии, была обезглавлена в 1587 году. Мэри Сетон все последующие годы жила очень скромно, она умерла в монастыре в 1615 году. После оглашения ее завещания, оказалось, что она была очень богата.
Еще одним сохранившимся подарком Марии, королевы Шотландии, Мэри Сетон были настольные часы, известные как Momento Mori. Часы были созданы Мойаном А. Блуа (Moyant A Blois).
На лбу черепа выгравирована фигура смерти между дворцом и коттеджем, а также цитата на латыни "бледная смерть беспристрастной ногой посещает хижины бедных и замки богатых" (Гораций).
Чтобы посмотреть на циферблат, который находится вместо мозга, надо повернуть череп и поднять челюсть. Колокол отбивает каждый час специальными молоточками.