Люсьен Лелонг был одним из самых элитных французских кутюрье, он творил моду в тоже время, что и Шанель, Ворт, Пату, Ланвин и Скиапарелли. Он был одним из них, и у него был свой собственный стиль. Бренд Lucien Lelong канул в вечность, но творения кутюрье демонстрируются в музеях и продаются на самых престижных аукционах. Люсьен Лелонг был центральной фигурой в мире парижской моды с 1920-ые по 1950-ые годы.
Люсьен Лелонг и Коко Шанель в белых пляжных пижамах в Венецианском Лидо в 1935 году.
Люсьен Лелонг родился в Париже 1 октября 1889 года в семье Артура и Элеоноры Лелонг. Люсьен Лелонг научился тонкостям роскоши, стиля и изысканности у своего отца и матери, которые владели преуспевающим швейным домом и одевали представителей иностранных дворов в Париже. В 1914 году Люсьен создал свою первую полную коллекцию. Затем его призвали на войну. Он вернулся в 1917 году, в 1918 году поступил на работу в швейную мастерскую своего отца, а в 1919 году женился на Анн-Мари Одуа.
В середине 1920-х годов он создал стиль, который назвал "кинетизмом", гибкие, плавные линии этого стиля были воплощением элегантности в движении. Его фигуры можно было узнать только по тому, как они двигались. Благодаря утонченному минимализму многие из его творений сегодня выглядят так же свежо, как и тогда, когда они были впервые задуманы.
В 1920-ом году у Люсьена родилась дочь, в том же году название ателье по пошиву одежды было преобразовано в Lelong & Fried (имя его партнера). В 1921 году Дом стал называться Lucien Lelong.
Люсьен принес в фирму новаторский подход, и коллекции одежды 1920-х годов получали восторженные отклики, к славе Лелонг пришел, можно сказать, в мгновенье ока. Стиль Лелонга, который представляет собой смесь светской элегантности, воздушности, плавности и женственности, с оттенком театральности в деталях его творений, пришелся очень кстати в эпоху зарождающегося кинематографа.
Это платье демонстрируется в Парижском музее городской моды (ранее известный, как Музей Гальера). Вечернее платье создано Лелонгом в 1928 году из шелкового крепа лососевого цвета, расшитого прозрачными, перламутровыми и металлическими стеклярусами, искусственным жемчугом, золотыми шариками, розовыми и красными стразами и золотой нитью в форме цветов с большими лепестками. Юбка создает эффект наложенных друг на друга панелей, открытых спереди и сзади.
В это время для Лелонга позировали многие выдающиеся женщины: танцовщица Джорджия Грейв, писательница и модель Симона де Кайяве, маркиза де Шабанн, княжна Голицина (Марина Петровна), баронесса Мари Лилиан Матильда д'Эрлангер (позже принцесса Жан-Луи де Фосиньи-Люсинж) по прозвищу Baba.
Симона де Кайяве в платье Люсьена Лелонга. 1922 год. Симона де Кайяве - единственная дочь драматурга Гастона Армана де Кайяве, а также внучка Альберта Армана де Кайяве и Леонтины Липпманн, его жены, музы и любовницы Анатоля Франса.
Писатель Марсель Пруст был другом родителей Симоны. Пруст был безответно влюблен в мать Симоны, и свою привязанность перенес на Симону. Из этой юношеской любви Пруст создал мадемуазель де Сен-Лу в "В поисках утраченного времени" (мне всегда интересно посмотреть на реальные прототипы героев и героинь известных произведений).
Маркиза де Шабанн.
Княжна Голицина (Марина Петровна)
"Баба" д'Эрлангер-Люсинж.
В это же время Лелонг познакомился с 21-летней Натальей Палей (на западе ее называли Натали Пэйли), внучкой императора Александра II, дочерью Великого князя, генерала Императорской гвардии Павла Александровича, младшего брата царя Александра III. Познакомились они во время одного из благотворительных базаров, которые каждый год устраивала мать Натальи. Лелонг предложил Наталье работу в своем Доме моды.
В 1927 году Лелонг развелся со своей женой Анн-Мари Одуа и предложил Наталье стать его женой. Лелонг был известен своими гомосексуальными связями, но он предлагал ей богатство и безопасность. Семья Натальи была против, но Лелонг и Наталья поженились.
Наталья была ценным приобретением для Дома Лелонг. У Натальи был изысканный вкус. Она не следовала никаким модным тенденциям, а диктовала свои. В то время Наталья дружила с "Баба" д'Эрлангер-Люсинж, и "Баба" стала для нее образцом для подражания. Знаменитый фотограф Сесил Битон как-то сказал: "Баба д'Эрлангер-Люсинж была первой, кто привнес в моду экзотическую обезьянью грацию джунглей и тем самым создала потрясающий эффект оригинальности".
Визитной карточкой Натальи были шляпы и перчатки. Наталья быстро стала востребованной моделью и появлялась во многих журналах, включая Vogue.
Хотя Лелонг и Наталья разделяли общие интересы, их брак, в конце концов, развалился. Лелонг был увлечен работой, а Наталья всегда жаждала внимания, она привыкла быть в центре мироздания.
У Натальи завязался роман с танцором Сержем Лафарем, а через два года она страстно влюбилась в поэта Жана Кокто. Причем, все ее мужчины были гомосексуалы. Кокто хотел жениться на Наталье и завести детей, но Наталья отказалась, забеременев, она сделала аборт, и они расстались. Все это время Наталья продолжала работать моделью в доме моды Лелонга, хотя они уже не жили вместе.
После развода с Люсьеном Лелонгом в 1937 году Наталья вышла замуж за бродвейского продюсера Джона Уилсона, который тоже был гомосексуалом. Снялась в нескольких голливудских фильмах, но карьера актрисы у нее не сложилась, актерского таланта у нее не было, и она снова вернулась к работе манекенщицы.
Уход Натальи никак не повлиял на творчество Лелонга. Лелонг предвидел, что будущее моды лежит в более демократическом направлении. Лелонг был творческим вдохновителем каждого аспекта продукции своего дома моды. Он был чем-то вроде современного креативного директора, а не традиционным кутюрье. У Лелонга учились Диор, Бальмен и Живанши.
Это вечернее платье из легкого органди из коллекции Лелонга "Весна-Лето 1938" года демонстрируется в Институте костюма Анны Винтур, который является подразделением Метрополитен-музея в Нью-Йорке.
Платье украшено аппликациями, созданными вручную. Каждый стебель роз состоит из аппликаций из шелка цвета слоновой кости и зеленого цвета, очерченной тонким завитком соответствующих стеклярусов.
В середине 1930-х годов Лелонг изобрел концепцию роскошного прет-а-порте.
Среди известных манекенщиц тех лет была Лиза Фонсагривс шведская модель, в отношении которой впервые был применен термин супермодель.
На знаменитой фотографии на Эйфелевой башне Лиза Фонсагривс позирует в платье Люсьена Лелонга.
Другая известная модель, Мадам Ниме Элуи-бей, первая восточная модель, жена египетского железнодорожного магната, не только демонстрировала модели Лелонга, но и выбирала их в частной жизни. На этом фото мадам Элуи-бей в костюме из маленьких кусочков зеркала для бала графини Этьен де Бомон.
Марлен Дитрих, актриса и секс-символ своего времени, с удовольствием носила платья от Люсьена Лелонга.
С 1937 по 1947 годы Лелонг был президентом Парижского синдиката высокой моды. В годы Второй мировой войны остался в оккупированной немецким вермахтом Франции и приложил большие усилия для сохранения национальной отрасли модной одежды и парфюма. В 1948 году Люсьен Лелонг заболел и, по рекомендации врача, решил закрыть двери своего дома высокой моды. Однако он не прекратил свое парфюмерное предприятие, которое продолжало процветать под его руководством до его смерти (о парфюмерии Лелонга я расскажу во второй части). В 1954 году Лелонг женился в третий раз, но через четыре года, в 1958 году, умер от сердечного приступа.