Хафнархус, или еще немного об исландском искусстве

Nov 21, 2023 09:57

Хафнархаус - это не только музей, но и сообщество  музыкантов, художников, писателей, предпринимателей, кинорежиссеров, разработчиков игр, дизайнеров одежды и многих других творческих личностей, которые здесь работают, устраивают встречи и выставки, мастер-классы и арт-рынки, занимаются в студиях с детьми и взрослыми (при населении всей страны в 370 000 человек, студий тут около 200!), проводят фестивали и даже обеды и кофепития с общими беседами. Здесь абсолютно неформальная обстановка, и всегда много детей.





Хафнархус расположен в самой старой части Рейкьявика. Он стоит на мелиорированной земле в Старой гавани. Музей находится недалеко от здания парламента Исландии и мэрии Рейкьявика. Здание было построено между 1933 и 1939 годами в стиле интернационального модернизма. Изначально оно было офисом и складом порта Рейкьявика. В 1990-ык годы здание модернизировали, но оставили индустриальный вид. Руководство города совместно с сообществом художников в 2000 году официально открыли в нем Арт-музей.
Когда-то на месте этого здания стояло старое здание пристани, которое служило официальными воротами в Рейкьявик. Важность этого места для Рейкьявика отражается в том факте, что нумерация улиц города исходит от этого места.




В музее шесть галерей, выставки в которых часто меняются, но есть и постоянные экспонаты. В этом музее хранится большая коллекция работ современного исландского художника Эрро.
Эрро - псевдоним исландского художника Гудмундура Гудмундссона, автора бесчисленных скульптур, рисунков, коллажей, фильмов и картин. В 20 лет Эрро был принят в Академию изящных искусств в Осло. Позже он учился во Флоренции и Равенне. В 1958 году он переехал на постоянное жительство в Париж, где его приняли в круг сюрреалистов. В 1963 году он впервые поехал в Нью-Йорк, где познакомился с движением поп-арт, благодаря чему, вернувшись в Европу, он начал создавать произведения, вдохновленные этим направлением, и стал пионером европейского поп-арта.
Больше всего любителям современного искусства нравятся картины-коллажи Эрро. Эрро объединял изображения из журналов и книг по искусству в небольшой коллаж, на основе которого затем рисовал большие фотореалистичные картины.
Нынешняя выставка работ Эрро называется "Острые ножницы", на ней представлены произведения Эрро за последние 60 лет.







Коллажи Эрро перемещаются из одной вселенной в другую, переходя от эротики к покорению космоса, от диснеевского героя к диктатору, от старых мастеров к комиксам. Эрро сталкивает эпохи и личности и играет с иронией и абсурдностью.













Многие мультисобранные картины Эрро невозможно понять сразу, надо долго рассматривать каждую деталь, чтобы потом в своем воображении соединить все вместе.




На первый взгляд Хафнархаус кажется странным музеем, где собраны экспонаты, которые в других странах находились бы в музеях, не являющимися арт-музеями. Например, материалы о Сигридур Томасдоттир, которая спасла водопад Гюдльфосс от человеческого разрушения.




Спасти достояние нации - это гражданский подвиг, и рассказать о нем было бы логично в Национальном музее Исландии (такой музей есть в Рейкьявике), но на самом деле, если бы не Сигридур, искусство много бы потеряло, не было бы картин художников, как, например, "Странные люди" Биргира Андрессона. И каждый турист не уносил бы в своем телефоне или фотоаппарате частичку искусства - фотографию водопада Гюдльфосс.







Или такие экспонаты музея, как фотографии чучел овец. Какой посыл они несут? Но это не просто овцы - это произведения искусства, созданные Олоф Нордаль. У исландцев не было традиции изготовления чучел животных, таксидермии, но зато есть уникальные овцы, два экземпляра которых, Струтур из Графарбакки и Принцесса из Хауксхольта, были увековечены художницей после их смерти.
Leadersheep - исландская порода овец, обладающая интеллектом, неизвестным ни одной другой овце в мире (интеллект у этих овец наследственный и не зависит от пола овцы). Легендарное происхождение можно проследить до одного барана, произошедшего от неизвестной породы, который когда-то в далеком прошлом скрестился с обычной овцой. Природа овцы-лидера - вести стадо, и она обладает сверхъестественной способностью предвидеть погодные аномалии, что было неоценимо при пастбищном ведении хозяйства в суровые исландские зимы. Ее способность вести стадо овец сквозь ненастную погоду, темноту и снежную метель к безопасности дома спасала овечьи жизни. Сегодня лидерское поголовье насчитывает всего около 1400 овец.




Струтур из Графарбакки




Принцесса из Хауксхольта

Хафнархаус - дом для художественных экспериментов. Художница Гудрун Эйнарсдоттир (Guðrún Einarsdóttir), как когда-то Кьярваль, вдохновляется текстурами, окружающими ее в родной Исландии, - мхами, лишайниками, лавовыми образованиями. Но свои работы она создает не с точки зрения пейзажа, а с точки зрения природы. Гудрун колдует в своей мастерской над холстом, используя химические процессы с помощью масляных красок и других материалов для живописи. Работа высыхает долго, в результате получается картина, напоминающая мох или лаву.







Эксперименты с текстилем типичны для исландских женщин-художниц. У художницы Хильдур Бьярнадоттир на выставке представлены керамические фигурки, текстовые инсталляции и "клетчатые" картины из серии "Гингем".
Гингем (Gingham) - ткань в клетку, сделанная из обычного хлопка или смеси хлопка и синтетики. Название "гингем" - это скорее узор на ткани, нежели сам тип ткани. Рисунок в квадрат достигается через использование пряжи различных цветов.
 В этих работах Хильдур использует традиционную текстильную технику для создания работ, которые выглядят как минималистские произведения, цветные линии пересекаются, а материал тот же, что и у художников: лен и акриловая краска. Только чтобы создать эффект, аналогичный тому, которого достигают художники, рисуя горизонтальные и вертикальные линии прозрачной краской для создания интересных оттенков, Хильдур работает непосредственно с текстилем. Она красит саму нить акриловой краской и затем приступает к плетению "картины". Тот же материал, тот же внешний вид (почти), но принципиальная разница.







Что представляет из себя эта тряпичная инсталляция, я не поняла, а заморачиваться поисками объяснений не стала. Просто оставляю здесь без комментариев.




В музее много арт-пространств с различными визуальными спец-эффектами.




Меня всегда завораживала тень, по которой часто не угадать сам предмет.




Работы Хельги Торссона, художника с консерваторским и художественным образованием, кажутся абсолютно нетипичными для скандинавского искусства. Его керамика и забавные картины не по-скандинавски яркие и китчевые, но в них много юмора и какой-то детской радости. "Холодный" скандинавский викинг создает необычный, веселый и привлекательный визуальный мир.
В вазе чувствуется типично мужская рука. Картины называются "Предсказательница" и "Глубокая река".




Утонченно изысканы "Нереальные копии" Хелены Маргрет Йонсдоттир.
Ее стиль живописи называют "магический реализм". Она с большой точностью рисует объекты и существа, которых она находит либо в окружающей среде, либо в киберпространстве.




Кроме того, сюжетами ее картин чаще всего являются копии из синтетического материала. При этом создается двойная реплика - сначала в объекте, а затем в изображении на холсте.




Хелена участвовала в групповой выставке "Что кажется - реальность на холсте". Она считает, что "искусственные пауки никому не представляют угрозы, а нейлоновые цветы не имеют запаха. Живая природа уйдет, а материалы и текстуры, имитирующие жизнь, останутся неизменными еще долгое время".



искусство, Исландия

Previous post Next post
Up