Дом-музей Лейтона. Часть 2.

Oct 03, 2023 10:09

"Он (Лейтон) построил дом в том виде, в каком он сейчас есть, для собственного творческого наслаждения. Каждый камень в нем был объектом его любящей заботы. Это было для него радостью до того момента, пока он не умер", - писала о доме художника одна из его сестер.
Когда входишь с зеленой жилой улицы, наполненной звуками современного города, в дом Лейтона, как бы ни был подготовлен к встрече с прекрасным, получаешь некий культурный шок. Это как войти в Пантеон с жаркой улицы Рима. Прихожая цвета павлина выглядит роскошно, но и умиротворенно. Зал называется Narcissus Hall. Назван он так в честь статуи греческого героя Нарцисса, которую Лейтон установил в центре (римская копия статуи из Помпеи).





Зал Нарцисса ведет в Арабский зал и Лестничный зал.




Зал Нарцисса был создан для того, чтобы служить связующим звеном между основной частью дома и Арабским залом.




Этот маленький зал дает возможность подготовиться к своеобразной красоте дома и сразу понять, что это, все-таки, не обычный дом, а Дворец Искусств. Несмотря на необычную яркость красок, ничего режущего глаз или вызывающего диссонанс нет. Начиная с первого зала и до самой последней комнаты сочетание всех предметов тщательно продумано.




Так выглядел Narcissus Hall при жизни Лейтона.




Лестничный зал (или Входной) дает представление о том, что впереди ждет много интересного. Интерьер этого зала совершенно необыкновенный. Вот и павлин, который повторяет цвет стен (или стены повторяют его цвет?). Один из артефактов - Танцующий фавн, римская копия скульптуры из Помпеи. Слева - мозаичный фриз Уолтера Крейна, в центре которого - стилизованное солнце (Крейн - художник-модернист, архитектор-декоратор и просто друг Лейтона).




За колонной спрятались керамические сокровища - тарелки и кувшины с цветочным декором, Турция, Изник, Османская империя, 16-18 века.




Картины на стенах, как самого художника, так и других известных художников.




Фредерик Лейтон. "Елисей воскрешает сына сонамитянки". 1881 год. Фото из интернета.
Сюжетами картин Лейтона часто были классические мифы, изображающие повседневную жизнь Древней Греции и Рима, эстетические композиции и библейские сюжеты.
"... и помолился Господу. И поднялся и лёг над ребенком, и приложил свои уста к его устам, и свои глаза к его глазам, и свои ладони к его ладоням, и простёрся на нем, и согрелось тело ребенка" (Четвертая книга царств).




Снизу, рядом с портретом Фредерика Лейтона работы Джорджа Фредерика Уоттса, портрет Мэй Принсеп (модель многих художников) работы Фредерика Лейтона. Крайняя справа вверху - "Тихий полдень" работы Джона Байема Листон Шоу.

Перед тем, как отправиться в Арабский зал, заглянем в библиотеку. Библиотека Лейтона в свое время содержала самую большую коллекцию книг на различные темы, когда-либо собранную британским художником. В библиотеке у художника была небольшая рабочая зона с письменным столом.




Арабский зал считается самым уникальным местом в доме художника. Им восхищались современники Лейтона, и сейчас это популярное место для фотосессий, съемок фильмов и музыкальных клипов. В зале замечательная коллекция плитки, которую Лейтон начал собирать в Дамаске в 1873 году. Плитка 15-16 веков - жемчужина коллекции.
Строительство зала художник начал в 1877 году. В проекте приняли участие Уильям Де Морган, художник Уолтер Крейн, скульптор Эдгар Бем, а также художник и иллюстратор Рэндольф Калдекотт. Основным источником вдохновения послужил интерьер сицилио-нормандского средневекового дворца под названием Ла Циза в Палермо на Сицилии




Арабский зал во времена Лейтона.

Посетители обычно восторгаются Арабским залом и называют его иллюстрацией к 1001 ночи, но сам Лейтон называл зал "маленьким дополнением ради чего-то красивого, на что можно время от времени взглянуть".
Устройство фонтана изменили со времен Лейтона. Первоначально вода текла из резервуара на крыше, и фонтан работал под давлением. В нем плавали золотые рыбки. Но вода стекала в фундамент Арабского зала, поэтому фонтан загерметизировали и используют электрический насос.
Один из друзей Лейтона рассказывал, как однажды вечером после званого обеда, когда они пили кофе и курили в Арабском зале, один из них вошел прямо в фонтан, потревожив двух золотых рыбок. Говорят, иногда такое происходит и сейчас, когда посетители входят в зал, подняв голову, рассматривая великолепие потолка.




Люстра была изготовлена в Лондоне. Она была скопирована с тех люстр, что Лейтон видел в зданиях на Ближнем Востоке. Он сделал рисунок светильника в мечети Омейядов в Дамаске. Созданный лондонской фирмой Forrest and Son, люстра первоначально работала на газе и была переведена на электричество в 1890-х годах.




Гостиная по сравнению с Арабским залом скромная.




Зато венецианская люстра - произведение искусства.




В гостиной есть зона отдыха, как было в любой викторианской гостиной.




На стенах картины художников, которыми восхищался Лейтон, в том числе Констебля, Милле и Коро.




"Вечер" и "Полдень". Жан-Батист-Камиль Коро.

Несмотря на свой замкнутый образ жизни, Лейтон был гостеприимным хозяином. Столовая была местом, которое посещалось часто. Столовая могла вместить до 20 человек. В этой столовой бывала королева Виктория и ее сын, будущий король Эдуард VI, писательница Джордж Элиот и поэт Роберт Браунинг и, конечно, художники с мировыми именами.




В столовой находится основная коллекция керамических тарелок из Турции, Ближнего Востока и Англии.













Красный фон стен столовой был выбран специально, чтобы подчеркнуть драгоценную керамику на стенах.




Продолжение следует...

Англия, Лондон

Previous post Next post
Up