В Англии очень мало архитектуры модерн, хотя англичане разработали много других декоративных форм в этом стиле. Риге в этом плане повезло, эпоха модерна совпала с ранее не виданным расцветом города. Быстро росло количество жителей, для которых требовалось жилье. Иметь доходный дом было выгодной инвестицией. Дома строили местные архитекторы, большинство из которых улились в рижском политехническом училище (сейчас политехнический институт) и которые старались придерживаться единого городского стиля, названного архитектором Янисом Крастиньшем "эклектическим модерном".
Рассказывать о рижских домах югендстиля можно бесконечно, но я наступлю на горло собственной песне и опишу еще лишь пять любимых домов. Начну со сказочного здания на перекрестке улиц Калею (в переводе на русский - Кузнечная) и Яня (Kalēju iela 23).
1
Это здание считается самым художественным зданием с роскошно оформленным фасадом в югендстиле в Старом городе. Над входом угловой эркер окружен каштановой листвой и ромашками. Очень симпатичный кованый фонарь. Оригинально и продуманно сделаны стоки, которые визуально не портят вид здания.
В центре эркера - позолоченный солнечный орнамент, который в различных вариациях можно увидеть на фасадах многих рижских домов в югендстиле, - он символизирует процветание жизни и обновление.
Здание было построено в 1903 году по проекту архитектора Пауля Мандельштама. Пауль Мандельштам был очень талантливым человеком, как и вся плеяда архитекторов-модернистов. Он приехал в Ригу из маленького литовского городка Жагаре. Учился в политехническом училище на механическом и на архитектурном факультетах. Мандельштам принимал участие в проектировании рижского электрического трамвая, руководил строительством рижского водопровода. По его проектам в Риге построено более 70 зданий в различных архитектурных стилях, распланировано новое еврейское городское кладбище "Шмерли".
Он жил на улице Альберта в доме №3 неизвестного архитектора. Сам он построил на улице Альберта дом №10. В 1930-х годах в здании №10 находился факультет сравнительной анатомии при ЛУ, сейчас там расположен факультет географии и геодезии.
Первый слева - дом №10. Здание принципиально отличается от домов Эйзенштейна, располагающихся по соседству. Фасад выполнен с использованием элементов европейского неоклассицизма.
Судьба Мандельштама сложилась ужасно. Вся его семья (жена и дети) погибла во время немецкой оккупации в рижском гетто.
Вот как рассказывала о смерти самого архитектора радиожурналист и экскурсовод Ольга Дорофеева:
"Жил он на улице Альберта, рядом с одним из своих домов. А была Рига оккупирована нацистами. Всем евреям было приказано носить опознавательные бирки и было запрещено ходить по тротуарам. Мандельштам шел в тот злополучный день домой и его заприметил один из полицейских: возможно он узнал Мандельштама, в общем он прошёл за архитектором до его дома. Но чтобы зайти в дом, нужно было пройти по тротуару. У Мандельштама не было другого выбора и полицейский этим воспользовался. Мандельштам был убит у своего дома, на глазах своей супруги".
2
Один из моих самых любимых домов Михаила Эйзенштейна находится по адресу Elizabetes iela 10b. Дом построен в 1903 году. Мне нравится его бело-голубая гамма, сочетающаяся с небом и облаками, и насыщенный декор, который не кажется перегруженным. К сожалению был пасмурный день, и фото уходящего в небо дома, не получилось.
Дизайн этого дома был разработан на основании чертежей, взятых из сборника лейпцигских архитекторов Георга Виншманса и Ганса Котцеля, который был издан в Санкт-Петербурге (вот почему моей уважаемой френдессе
v_strannik некоторые рижские дома кажутся такими знакомыми). Эйзенштейн заполнил фасад композициями из масок, павлинов, скульптурных голов и геометрических фигур.
Особенно хорош венец фасада.
3
Еще один дом Михаила Эйзенштейна на Элизабетес, мимо которого невозможно пройти равнодушно, - дом №33. Дом построен в 1901 году - это одна из первых попыток Эйзенштейна использовать элементы модерна для украшения фасада. В этой эклектичной композиции использованы практически все элементы более ранних стилей - романского, ренессансного, барокко, классицизма.
Перед этим домом стоит остановиться и поднять голову вверх.
Обойти дом и снова посмотреть вверх. Женщины Эйзенштейна, пожалуй, самые красивые в Риге.
4
Еще один мой любимый дом - дом №4 на улице Амату (Ремесленная по-русски) недалеко от Большой и Малой гильдий. Этот дом прекрасно вписался в стилистику гильдий, хотя построен на полтысячи лет позже. Дом стилизован под готику с элементами модерна. Строго говоря, нельзя сказать, что дом построен в югендстиле, но классифицировать его, как "эклектический модерн", вполне можно. Угловая башенка делает дом похожим на дворец из сказки.
На краю крыши сидит мальчишка и читает большую книгу. Наука, видимо, непростая, мальчишка почесывает голову.
Этот дом был построен в 1903 году Вильгельмом Бокслафом, которого называли "волшебником и сказочником рижской архитектуры".
Вильгельм Бокслаф происходил из древнего и богатого аристократического рода балтийских немцев. Среди его предков со стороны матери были ратманы и бургомистр города, а брат матери Георг Вильгельм Тимм был известным художником. Отец Вильгельма занимался торговлей, но был большим ценителем искусства и сам рисовал.
Вильгельм изучал архитектуру в Рижском политехникуме, а затем работал архитектором, изучал историю архитектуры, писал статьи, восстанавливал после Первой мировой войны Домский собор, Биржу, Большую и Малую гильдию, Дом Черноголовых и другие здания. Он построил довольно много интересных домов в городе, но в 1939 году Вильгельм Бокслаф, как и другие балтийские немцы, был репатриирован из Латвии в Германию. На самом деле их вывозили в Польшу, которую захватила Германия. Погиб архитектор в 1945 году во время бомбежки в Познани.
5
Еще один мой любимчик - дом №28 на улице Блауманя. В просторечии по аналогии с киевским, этот дом называют "домом с химерами".
Дом был построен архитектором Карлом Иоганном Фельско. Это единственное здание в творчестве Фельско, в котором есть элементы в стиле модерн. Фельско был известным мастером эклектики. Среди элементов в стиле модерн были маски с длинными распущенными волосами, львиные головы с оскаленными зубами, медальоны, декоративные парапеты крыши и крылатые драконы, венчающие готические фронтоны над углами здания.
Архитектор был сыном Иоганна Даниэля Фельско, который был главным архитектором Риги с 1843 по 1879 год. Карл Иоганн учился в строительной школе в Зигене (Вестфалия, Германия), затем продолжил обучение в Берлинской строительной академии, а затем в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Он был очень плодовитым архитектором: по его проектам в Риге было построено несколько заводов, более 120 многоэтажных жилых домов и множество деревянных домов. Почти все здания, спроектированные Карлом Иоганном Фельско, имеют сложные эклектичные фасадные композиции. Революционные потрясения не коснулись Карла Иоганна Фельско, он умер в 1918 году в возрасте 74 лет.
Удивительно, но фотографии архитектора я найти не смогла, но память о нем - его дома - сохранилась.