Говорят, коллекции керамики V&A не имеют себе равных в мире. "Энциклопедические и глобальные по масштабу, они охватывают историю производства тонкой керамики примерно с 2500 года до н.э. до наших дней", - сообщает сайт музея. Коллекция особенно богата керамикой из Китая, Японии, Ближнего Востока и Европы. В разделе "Керамика" насчитывается 74000 экспонатов. В коллекции хорошо представлены севрский и мейсенский фарфор, а так же британские Веджвуд, Челси, Вустер.
На фото чайный сервиз, изначально принадлежавший немецкому аристократу Кристиану IV, герцогу Цвайбрюккенскому. Сервиз был изготовлен на Севрской мануфактуре в 1775 году и расписан известным художником Жаном Буше.
Чаепитие никогда не было во Франции таким модным, как в других европейских странах. Французы предпочитали кофе и шоколад, но аристократам предлагалась альтернатива - чай. Севрская мануфактура, которой покровительствовали самые богатые члены французского общества, выпускала для этих членов общества так называемые наборы кабаре или déjeuners, которые состояли из полных сервизов на подносе всего для одного или двух человек.
Кристиан IV, известный во Франции как герцог Де-Пон, был франкофилом и любителем фарфора (у него был собственный фарфоровый завод), купил четыре набора кабаре по немыслимой цене - 840 ливров каждый.
Музей получил этот сервиз по завещанию D. M. Currie. Еще два сервиза из оставшихся трех выставлялись на аукционе и попали в частные руки. Судьба четвертого не известна.
К концу 17 века в Европе началась самая настоящая фарфоровая лихорадка. От королей и принцев до богатых купцов, все были поглощены страстью к сбору и использованию азиатского фарфора. Импортный фарфор из Китая и Японии стоил дорого и воспринимался как признак престижа и аристократического вкуса. Только после многочисленных экспериментов в Саксонии, проведенных алхимиком Иоганном Фридрихом Беттгером и физиком Эренфридом Вальтером фон Чирнхаусом, в начале 18 века был изготовлен первый европейский фарфор.
Мари-Шарлотта де Буффлер (1725-1800). Портрет Кармонтеля.
На фото три сервиза из разных стран.
Сервский фарфор. 1761 год.
Сервиз из Нидерландов. 1775 год.
Дрезденский фарфор. 1789 год.
Чашка, блюдце и поднос севрской мануфактуры. 1766 год.
На блюдце показан процесс приготовления кофе. Медный горшок нагревается на жаровне с помощью мехов. Справа показаны кофемолка, сахарная голова, фарфоровая банка, сахарница, чашка с блюдцем. Молочник не показан. Кофе может быть черным, или его подают с горячим молоком или с холодным.
Обеденный сервиз Möllendorff
Этот сервиз был изготовлен на мейсенском фарфоровом заводе в Саксонии, Германия, для Фридриха Великого из Пруссии около 1761 года. Поскольку сервиз предназначался для личного пользования, Фридрих принимал участие в разработке дизайна и контролировал изготовление. В художественном отношении этот сервиз, ныне известный как Меллендорфский сервиз, считается наиболее важным.
В 1781 году Фридрих передал сервиз генералу Вихарду фон Меллендорфу за верную службу, поэтому теперь этот сервиз зовут Сервизом Меллендорфа.
Первоначально сервиз состоял из 697 предметов, в том числе из 144 обеденных тарелок и 48 суповых тарелок. В нем было шесть больших овальных супниц, шесть круглых супниц и двенадцать супниц для рагу, каждая с поддоном и крышкой. Десертные тарелки и центральная часть с корзинками для лимонов, блюдами для судака и прочими фарфорово-столовыми изысками были добавлены в 1763 году.
В музее V&A хранится лишь часть этого сервиза. Все музеи мира, в которых есть фарфор, стремятся заполучить предметы из этого сервиза.
Набор иллюстрирует, как изменились гастрономические привычки в 18 веке. Он сделан из фарфора, который все чаще заменял серебро на торжественных трапезах. В нем представлены супницы для новых модных супов, которые готовили французские повара, и большие центральные части, сделанные для приправ. Мода на супы и рагу была частью революции в кулинарии. Революция, как олбычно, началось во Франции, где повара в качестве ароматизаторов вместо специй использовали пряности и ароматные овощи.
Изучать фарфор в Музее V&A - огромное удовольствие, коллекция настолько огромная, что в конце фарфоровых залов уже не помнишь, что было в начале. Поэтому удовольствие буду растягивать надолго.
Интересно не только любоваться старинным фарфором, но и изучать, как китайское изобретение превратилось в одну из самых прекрасных отраслей прикладного искусства Европы. Сначала было восхищение китайским фарфором, затем его приобретение, позже копирование и в конце концов собственное производство. Если европейский фарфор и не обогнал китайский, то уж на одном уровне с ним он находится точно.
На этом стенде можно проследить этот путь на примерах.
Большое блюдо слева, украшенное в центре черносливом, растущем в вазе-треножнике, было изготовлено в 1700 году в японском поселке Арита провинции Хидзэн (современная территория префектуры Сага). Эта керамика носит название Arita в честь названия этого поселка. Еще ее называют imari в честь торгового порта около Ариты, откуда она экспортировалась в Европу. Керамика арита (имари) считается первым этапом становления фарфоровой промышленности в Японии. До 17 века Япония покупала фарфор в Китае и Корее.
Еще одна японская техника росписи фарфора, которая полюбилась европейцам - Kakiemon - разноцветная надглазурная роспись. Какиемон отличается от имари тем, что роспись у нее не сплошная, а имеет много пробелов, а для украшения используется небольшой набор цветов.
Эта вазочка изготовлена в Китае в 1700-х годах, но имеет типичный японский паттерн какиемон.
Второе большое блюдо - мейсенский фарфор. На нем объединены обе японские техники - японские цветы какиемон и асимметричные узоры изделий имари. 1735 год.
Пока у европейцев не было собственного производства фарфора, они не только покупали китайский фарфор, но и заказывали изделия в соответствии со своим европейским вкусом.
Этот кофейник, вероятно, был заказан европейскими торговцами на фарфоровых фабриках Цзиндэчжэня на юге Китая. Кофейник имеет явную европейскую форму и был создан по образцу серебряных и оловянных прототипов, привезенных из Европы. Специальные частные заказы часто включали предметы с формами и рисунками, скопированными с европейских моделей и рисунков, которые привозились в Китай в качестве справочного материала. Ручка в форме льва на крышке китайского происхождения, а мифологические фигуры на нижней части корпуса сосуда европейского. Рисунки, вероятно, были скопированы с гравюр, отправленных в Китай в конце семнадцатого века.
Кофейник приблизительно 1700-1710 годов.
Считается, что завод в Сен-Клу недалеко от Парижа, вероятно, был первым в Европе, кто производил фарфор с мягкой пастой (имитация) на коммерческой основе. Фабрика в Руане на севере Франции получила патент на производство фарфора в 1673 году, но официально начала работать в Сен-Клу к 1690-м годам и просуществовала до 1766 года.
Ранние изделия были окрашены в подглазурный синий цвет, а затем украшены лепными рельефами, вдохновленными изделиями Дэхуа (округ Цюаньчжоу), или окрашены полихромными эмалями.
В описании этого изделия говорится, что орнаменты частично происходят от гравюр таких французских придворных дизайнеров, как Жан Берен, и частично от китайских сине-белых орнаментов. И на банке, и на ее крышке имеется фабричное клеймо в виде лика солнца, что является намеком на "Короля-Солнце" Людовика XIV во Франции (1638-1715). Фабрика изготовила множество таких цилиндрических туалетных и косметических баночек, но размер этой баночки предполагает, что она могла быть предназначена для табака.
Цветочная пирамида. Делфт, Нидерланды.
В конце 17 века в Голландии было большое увлечение тюльпанами. Чтобы удовлетворить спрос, изобретательные гончары в Делфте, в частности фабрика 'Greek A', изготовили огромные пирамиды из штабелированных держателей для цветов. Обычно их производили парами, они очень декоративно смотрелись во дворцах и загородных домах, с цветами или без них. Они были особенно популярны в Англии в кругу придворных короля Вильгельма III Оранского.
Эта ваза - одна из пары, каждая из которых состоит из основания, поддерживаемого четырьмя королевскими львами с глобусом в лапах, девяти ярусов квадратных держателей цветов с носиком на каждом углу и навершием в форме женского бюста. Каждый ярус можно было наполнить водой, а в каждый носик поставить цветы. Даже навершие имеет отверстия в верхней части головы, предназначенные для большего количества цветов.
Подставка для сладостей. Мейсен.
На мейсенской фабрике с 1731 по 1775 год работал невероятно талантливый мастер Й. Дж. Кендлер. В течение сорока четырех лет он создал более 2000 оригинальных моделей фигур, животных, групп и функциональных предметов, таких как эта подставка для сладостей.
Первоначальная скульптурная модель этого произведения была указана в рабочей тетради Кендлера в мае 1735 года, где он описал ее как "индийский грот" с ракушками и листьями для хранения сладостей. Он поставил две отдельно смоделированные и съемные сидячие фигуры, описанные как "японские". В мейсенских фабричных документах термины "индийцы" и "китайцы" часто использовались взаимозаменяемо для всего китайского, и хотя Кендлер описывал свои фигуры как японские, мужская туника и брюки с фестонами очень похожи на мейсенские фарфоровые фигурки китайцев.
Часы в форме лиры Аполлона. Севрский фарфоровый завод.
Королевский Севрский фарфоровый завод производил модель для часов в форме лиры с 1785 года. Модель производилась в четырех цветах: бирюзовый, зеленый, розовый и синий нуво. Самым распространенным был синий цвет. Эти часы были очень дорогими и созданы для ценителей того времени. Подобные часы были у Людовика XVI в Версале.
Обычно такие модели покупали часовщики и торговцы, которые вставляли часовой механизм, прикрепляли циферблат и, к счастью, часто их датировали и подписывали.
На часах, которые выставлены в музее V&A, стоит подпись Kinable.
Дьедонне Кинабл - один из самых выдающихся парижских часовщиков конца 18 века. Он работал с лучшими мастерами того времени, в том числе со знаменитыми эмальерами Жозефом Котто и Этьеном Гобеном, оба из которых снабжали его циферблатами. Часы Кинабла покупали самые известные коллекционеры, королевские персоны и аристократы.
Эти часы были среди большой коллекции мебели, фарфора, металлических изделий, картин и книг, принадлежавших портному и бизнесмену Джону Джонсу, который завещал свою коллекцию музею. Коллекция была передана в музей после его смерти в 1882 году. Эти часы одни из шестнадцати, которые завещал музею Джонс.
На циферблате самое внутреннее кольцо цифр от 1 до 31 указывает день месяца. Следующее кольцо отмечено римскими часами. Его окружает минутный круг, каждая пятая минута которого отмечена ромбом из пасты. Вокруг них названия месяцев на французском языке, окруженные нарисованными Котто фигурами зодиака разных цветов. Заводные отверстия находятся внутри IIII и VIII, а циферблат подписан «Kinable» над VI. Часовая и минутная стрелки выполнены из латуни, стрелки дня месяца и годового календаря из стали. Циферблат окружен кольцом из бриллиантов.
Маска-солнце венчает часы.
Китайские музыканты. Челси. Лондон. 1755 год.
Эту скульптурную группу использовали для украшения обеденного стола во время грандиозных ужинов.
Скульптура была разработана и смоделирована Флемингом Джозефом Виллемсом, одним из самых опытных моделистов, работающих в английской фарфоровой промышленности.
Пионерами в производстве английского фарфора были две мануфактуры - Chelsea porcelain factory и Bow porcelain factory, которые конкурировали между собой.
Считается, что "изобретателем и первым производителем фарфора в Англии" был англо-ирландский художник Томас Фрай (на стенде его фото). Изобретение фарфора Фраем оспаривается, но так написано в его эпитафии. Фрай был патентообладателем фарфоровой фабрики Боу.
Первое время дизайн изделий фабрики имитировал импортный китайский и японский фарфор, а так же мейсенский. Континентальный фарфор нельзя было легально ввозить для продажи в Великобританию до 1775 года, если только не было указано, что он предназначен для личного использования, а не для перепродажи. Несмотря на это, большое количество мейсенского фарфора продавалось в лондонских фарфоровых магазинах в 1750-х годах. Много мейсенского фарфора было ввезено контрабандой под предлогом, что он предназначался для личного пользования. Британцы восхищались мейсенским фарфором, особенно фигурками, и Боу изготовил множество фигурок, скопированных с мейсенских оригиналов, как, например, эти две фигурки на стенде внизу в центре.
Открытием для меня оказалась скульптура "Голова смеющегося ребенка" справа от двух фигурок. Эта скульптура была создана на мануфактуре Челси приблизительно в 1746 году предположительно Луи-Франсуа Рубильяком, который создал несколько подобных скульптур. В коллекции Эшмоловского музея в Оксфорде сохранился еще один "смеющийся ребенок", но скульптура окрашена полихромными эмалями, а эта осталась в натуральном фарфоре, как задумывал художник. Предполагают, что в качестве натурщицы Рубильяк использовал свою маленькую дочь Софи.
Эту скульптуру музей купил за 250 000 фунтов стерлингов с помощью нескольких спонсоров у предыдущих владельцев, которые понятия не имели какой ценный артефакт стоит на их каминной полке.
Эксперт аукциона рассказывает, что когда он впервые увидел этот шедевр, то он тронул его до слез.
"Мое сердце остановилось". - Рассказывал он. - "Меня сразу поразило его сияние и красота. Улыбающееся лицо неизвестного ребенка и густые вьющиеся волосы красиво смоделированы под глазурью, гладкой, как шелк. В результате получилась невероятно изящная скульптура. На мой взгляд, это самая красивая модель из когда-либо созданных. Ее вполне можно назвать Святым Граалем фарфора. Все эти годы скульптура находилась в частной коллекции. История скульптуры неизвестна, но есть предположение, что в какой-то момент она могла быть свадебным подарком члену семьи. Владельцы держали ее на каминной полке в своем доме, поверх винной бутылки. Это был довольно древний метод демонстрации, и он показался мне немного ненадежным, но он, безусловно, оказался эффективным. Обычно, когда мы оцениваем предметы, мы используем сравнительный метод и смотрим, по какой цене продаются аналогичные предметы. Но в данном случае просто не с чем сравнивать".
Современный британский дизайнер Ричард Брендон черпает вдохновение в музее V&A. В одной из своих коллекций Брендон переосмыслил некоторые культовые паттерны прошлого, вдохнув в них новую жизнь. Вместе с иллюстратором Крисом Мартином и при сотрудничестве с музеем они выбрали несколько вариантов из огромного музейного архива.
Так, паттерн V&A Georgian Lilies представляет из себя переработанную современную версию классического Blue Lily, который был создан на фабрике Worcester. Когда король Георг III и королева Шарлотта посетили фарфоровую фабрику и заказали для себя такой сервиз, паттерн стал называться Royal Lily.
Слева - оригинал Royal Lily Worcester. Справа - Georgian Lilies Ричарда Брендона. Коллаж из фото из интернета. Ричард Брендон еще не заслужил место в музее V&A
Создавая паттерн V&A Dragon Flower Ричард Брендон исследовал паттерны имари таких мануфактур, как Spode и Derby, которые выпустили довольно много фарфора в этой технике.
Еще один собирательный, переосмысленный паттерн старого фарфора - V&A Tree of Life, созданный Ричардом Брендоном на основе паттернов Ridgway и Spode начала 19 века.
Lизайн "Древа жизни" представляет собой красивое замысловатое дерево, созданное с использованием ярко-белого фарфора для ветвей и деталей из 22-каратного золота для листьев. Мама-дятел, кормящая птенца, придает дополнительное очарование традиционному фарфоровому узору.