Смотреть церемонию прощания с королевой очень грустно, слезы набегают на глаза, но сейчас этим живет вся нация, да что уж там, большая часть мира. Церемония происходит строго по плану, заверенному самой ныне покойной королевой, но изменения, все-таки, есть. По плану вчерашний субботний день должен был быть последним днем прощания народа с королевой, но люди сутками стоят в очереди, чтобы попрощаться с Ее Величеством, и было решено продлить прощание до сегодняшнего дня.
Еще одним изменением было вчерашнее вечернее бдение внуков королевы у ее гроба в Вестминстерском дворце. Это бдение было собственным решением внуков королевы. Бабушка щадила своих внуков и в древней традиции завизировала только бдение своих детей.
'Goodbye dear Grannie'.
Зрелище было очень трогательным и щемящим, слезы сами катились из глаз. Но в тоже время это было красиво.
В 17:58 на вершине лестницы появилась группа внуков королевы во главе с принцем Уильямом. В 18:00 прозвучал стук, означающий смену караула, и Уильям начал спускаться по ступенькам, за ним Гарри, затем Беатрис и Евгения, Луиза и Джеймс, Зара и Питер.
Наступила гробовая тишина, публика молчала, не двигалась и смотрела на происходящее, единственным звуком были шаги внуков по каменному полу.
Принц Уильям встал с одного конца гроба, лицом к северному входу.
Гарри стоял на противоположном конце, лицом к той части зала, куда входят для прощания с королевой люди.
Очень трогательны были Луиза и Джеймс, младшие внуки королевы.
У Луизы было заплаканное лицо, хотя она изо всех сил старалась сдерживать слезы, стараясь сохранять королевское достоинство.
Джеймс, еще совсем ребенок, подросток. Его мать, Софи, сомневалась в необходимости сына идти на бдение. Но Джеймс, как истинный мужчина королевских кровей, настоял на этом. Софи во время бдения стояла на балконе и с тревогой следила за своими детьми. Сильные мужчины падают в обморок от напряжения во время неподвижного стояния у гроба, а тут - ребенок. Но этот ребенок выдержал испытание с достоинством.
В 18:15 прозвучал стук, и внуки закончили бдение. Принц Уильям увел маленькую группу от гроба, за ним последовали Зара и Питер, Луиза и Джеймс, Беатрис и Евгения и замыкал группу Гарри.
Гарри получил очередную пальмовую ветвь от брата и отца. Ему было разрешено прощаться с бабушкой, как со своим главнокомандующим, в военном мундире (единственное условие - с погон Гарри были сняты инициалы королевы ER). Теперь очередь Гарри ответить добром на добро. Гарри намекнул, что отложит публикацию своих "бомбовых" мемуаров о королеве до следующего года. Но как написал один из обозревателей Эндрю Нейл: Гарри, не надо откладывать публикацию своих мемуаров, просто выброси их в мусор. Британской нации не интересно, что ты напишешь о своей бабушке в обмен на миллионы.
Когда принц Уэльский подошел к народу поблагодарить их за то, что они пришли попрощаться с его бабушкой, одна женщина сказала ему: Однажды ты станешь блестящим королем.
Далше в своей статье Нейл пишет:
Эта неделя доказала, что Британия НЕ является угасающей державой, какой любит нас изображать либеральная элита. Смерть королевы стала возможностью подвести итоги, пересмотреть то, какое место занимает наша нация в мире. Вопреки мизерабилистским размышлениям большей части комментаторов истеблишмента и его эхо-камер в социальных сетях, чья позиция по умолчанию всегда состоит в том, чтобы разрушить Британию, состояние страны на самом деле довольно хорошее.
Во-первых, оказывается, что мы по-прежнему имеем значение на международной арене, иначе с чего бы смерть королевы стала событием такого глобального траура, когда мировые лидеры стекаются в Лондон на ее похороны в понедельник?
В нашем 300-летнем Союзе, похоже, еще теплится жизнь. Тысячи шотландцев, которые выстроились вдоль дорог от Балморала до Эдинбурга, чтобы отдать дань уважения проходящему кортежу своей королевы Шотландии, и многие тысячи других, которые в молчании и уважении выстроились вдоль Королевской Мили шотландской столицы, пока она двигалась из Холирудского дворца в Собор Святого Джайлса - бесспорная этому иллюстрация. Умерев в Балморале, королева напомнила шотландцам, что они не просто отдаленный форпост Союза, а его неотъемлемая часть. Вольно или невольно это был ее последний (и непреходящий) подарок Союзу.
Мы также не вызывающая разногласия, расистская, отвратительная адская дыра, как нас уверяют многие агитаторы и ученые, что подтверждает один взгляд на самую длинную в мире очередь, проходящую через Лондон, чтобы засвидетельствовать свое почтение королеве, лежащей в Вестминстер-холле. Это Британия всех сословий, регионов и национальностей, вместе бредущих по берегам Темзы в гармонии и разделяющих горе.
Содружество тоже оказалось живым и здоровым. Это было делом жизни королевы, и республиканцы в ее странах-членах не спешат на баррикады, чтобы свергнуть британскую монархию с поста главы государства. Даже если некоторые из них решат стать республиками в ближайшие годы, это не показатель, который имеет значение. Большинство из 56 членов Содружества уже являются республиками. Никто не думает отказываться от своего членства...
Королева провела последние два десятилетия своей жизни, кропотливо восстанавливая репутацию монархии. Чарльз не мог желать лучшего наследства.
По оценкам, около четырех миллиардов человек по всему миру на каком-то этапе настроятся на похороны в понедельник - это около половины населения планеты. Никакие другие похороны главы государства не вызвали бы такого интереса и такой аудитории. Возможно, президент Макрон объяснил это лучше всего. Для нас она была нашей королевой, но для Франции и большей части мира она была Королевой. Тем, кто говорит, что мир просто имеет устаревшее и иррациональное увлечение монархией, я скажу следующее: в мире есть 27 других монархий, и ни одна из них даже близко не приближается к глобальному интересу или уважению к британской монархии.
Смерть королевы вернула на первый план добродетели, которыми она жила, но которые становились все более не модными: долг, ответственность, сдержанность, вежливость, скромность. Королева никогда не путала королевскую власть со знаменитостью, и это отличие, к сожалению, ускользнуло от Меган Маркл, тем самым подорвав то, что могло бы стать свежим и плодотворным вкладом в королевскую жизнь.
Прежде всего, наш новый король получает то, что, вероятно, является величайшим наследием королевы: представление о том, что даже в 21 веке конституционная монархия - не такой уж плохой способ управления страной.
Действительно, если оглянуться на мир, то конституционная монархия выглядит лучше, чем альтернативы. За Атлантикой республика США более разделена и противоречива, чем это было на протяжении поколений. Экстремизм процветает как слева, так и справа. Консенсус и сотрудничество - грязные слова. Насилие в городах носит эндемический характер. Уважаемые исторические деятели, включая даже Вашингтона и Линкольна, очерняются, чтобы приспособиться к предрассудкам воинов новой культуры.
За Ла-Маншем растет популизм. На парламентских выборах во Франции в этом году крайние левые и крайне правые добились наибольшего успеха, до такой степени, которая немыслима в нашей Палате общин. Вероятным победителем на всеобщих выборах в Италии, которые состоятся в конце этого месяца, станет партия, корни которой восходят к Муссолини.
Для сравнения, конституционная монархия положительно благоприятна. Она поощряет умеренность и преемственность. Наши ведущие политики по обе стороны палаты общин могут быть ничтожными, ничем не примечательными, но наше общество стабильно и миролюбиво. Мы только что быстро сменили премьер-министра и монарха. Никто не бунтовал и даже не выходил на демонстрации.
Самая главная миссия короля Чарльза - передать Уильяму и Кейт конституционную монархию, которую уважают так же сильно, как ту, которую теперь передала ему королева.
Новые принц и принцесса Уэльские выглядят надежной парой рук, на которую только может надеяться любая монархия.
Если междуцарствие Карла III сможет обеспечить их наследство, то монархия, вероятно, будет в безопасности до конца 21 века. Лишь пару десятков лет назад в этом могли быть уверены немногие роялисты.
Еще одно изменение протокола, возможно, будет завтра. Старшие советники просят принца и принцессу Уэльских взять на похороны своего старшего сына, 9-летнего принца Джорджа. Как второй в очереди на престол, он сможет стать для народа своего рода утешением - монархия жива и будет жить дальше. Но Уильям с Кэтрин пока ответа не дали. Джордж сильно переживает потерю своей любимой ган-ган.
В королевском доме, скорее всего, произойдет еще одно изменение. У изголовья гроба королевы Елизаветы II с одной стороны Вестминстер-холла стояла группа женщин немолодого возраста. Одетые в черное, в больших шляпах, они торжественно стояли вместе, у всех на шее были жемчужные нити, драгоценность, которую так любила их обожаемая королева. Это были фрейлины покойной королевы - свита доверенных спутниц, которым полагалось сопровождать ее на официальных мероприятиях и оказывать общую поддержку.
Придворные дамы - анахронизм в наше время. У придворных дам нет жалованья - они делают это для чести. Эта роль вряд ли понравится большинству женщин в современном мире. Всегда находиться в нескольких шагах от королевской семьи, неся сумки и цветы и разбираясь с любыми ошибками. Приезжать рано утром, проверять все ли в порядке и ехать с королевой открывать, например, новую больницу. Вы посвящены во все игры власти, интриги, сплетни, но должны держать язык за зубами. Никаких постов в Instagram, твитов или чата в WhatsApp. Полнейшее безмолвие и преданность. Сейчас таких людей просто нет.
В течение многих лет у Камиллы была своя команда, но все это наемные работники. Скорее всего впредь именно так и будет, и фрейлины исчезнут, как класс.
Фрейлины Елизаветы II
Кстати, журналисты ошиблись, предполагая, что личный секретарь королевы сэр Эдвард Янг, скорее всего, лишится своего места, поскольку у Карла III есть свой секретарь. Но Карл III оставляет сэра Эдварда на своем посту, поскольку новый король считает, что "навыки сэра Эдварда могут пригодиться" (Янг руководил сделкой с Гарри и Меган во время Мегзит). Свое прозвище 'hatchet man' сэр Эдвард получил за способность сообщать плохие новости.