Рождение кружева

May 23, 2022 10:03

Самый первый вопрос, который меня интересовал, когда я начала изучать тему кружева, - происхождении кружева. Кто его придумал? Где его родина?
Википедия и многочисленные источники сообщают, что кружево в том виде, в котором мы привыкли его видеть, зародилось в Италии.




Одна из многочисленных венецианских лавочек до пандемии


Принято считать, что кружево зародилось в Италии на рубеже 15 и 16 веков. Но некоторые источники сообщают, что кружево в Италии появилось где-то между 13-14 веками. В доказательство приводят фразу Данте Алигьери из его социальной статьи, написанной во время жизни в Вероне в начале 14-го века, в которой он высказался об использовании тонкого полотняного кружева в одежде знати. Данте не был поклонником этой модной тенденции, но предсказал, что Венецианская республика, несомненно, наполнит свою казну налогами на изделия ручной работы.
Возможно, Данте имел ввиду тесьму, которой обшивали одежду. Эта тесьма еще не была полноценным кружевом, это был переходный этап между вышивкой, которая позже получила во Франции название ришелье, и ретичеллой (Reticella), вышитом кружевом, которое возникло на основе ришелье (ришелье пришло во Францию из Италии).
Ретичелла создается путем обрезания и вытягивания нитей из ткани как по горизонтали, так и по вертикали, стабилизации участков разреза строчками и заполнения образовавшихся пространств геометрическими узорами из квадратов, кругов и дуг. Позже в ретичелле использовали сетку из ниток, а не тканевую основу. Сама ретичелла считается переходом от вышитого кружева к кружеву игольчатому.
На изготовление квадратного сантиметра такого кружева уходит 5 часов.




Самая ранняя запись, в которой, по-видимому, упоминается ретичелла, - это опись Сфорца (1493 год), где она называется редезела (redezela). Список кружев входил в коллекцию одежды и аксессуаров Беатриче д'Эсте, жены герцога Милана Лодовико Сфорца. Современники писали о ней, как о "изобретательнице новых костюмов, танцующей и развлекающейся днем и ночью... в одном из самых богатых и блистательных дворов Италии", так что неудивительно, что Беатриче могла владеть одними из первых кружев.
К сожалению, на изображениях Беатриче на ее одежде нет кружев, и невозможно определить, какими кружевами она владела. По словам историков первое кружево было настолько дорогим, что его хранили в шкатулках, как драгоценности и надевали в исключительных случаях. Кстати, говорят, полосатое платье изобрела именно Беатриче д'Эсте




Прабабушкой кружева можно считать сетку для волос. Она не была кружевом в буквальном смысле этого слова, но на ее основе кружево возникло.
Сетки для волос была модным и распространенным аксессуаром в 14-15 веках. Самыми древними существующими сетками для волос являются кусочки завязанных сеток, найденные в гробницах Фив и других частей Египта, некоторые из которых датируются 2500 годом до нашей эры. Некоторые из этих сеток украшены крошечными фарфоровыми бусинками и фигурками, нанизанными на них. Но этим сеткам еще было далеко до кружева в том понимании, к которому мы привыкли.




На лавры изобретателей кружева претендует также Фландрия, но у Италии есть документы, относящиеся к кружеву, датированные 1476 годом, тогда как Бельгия и Нидерланды, бывшие территорией Фландрии, обладают документацией только 1495 года.
В книге Nüw Modelbuch с образцами кружева 1561 года сообщается, что кружево было привезено в Цюрих из Италии примерно в 1536 году.
Существует теория, что кружево было привезено из Китая, тем более что это кружево имело отчетливо восточный узор и возникло как полностью развитое искусство. В книгах с выкройками того времени и в сохранившихся кусках кружева не видно ни одного из неуклюжих начинаний, переросших в отточенный конечный результат. Еще одна теория состоит в том, что крестоносцы привезли его с собой из Леванта (общее название территорий стран восточной части Средиземного моря).
Большинство исследователей, все же, придерживается итальянской версии возникновения кружева.




Элеонора Толедская, герцогиня Флорентийская, первая жена Козимо I Медичи (считается первой в истории Первой леди). Бронзино. 1562 год. Элеонора очень следила за модой и постоянно нанимала ткачих, чтобы они изготавливали ткани специально для нее.

Существует несколько видов кружева: бобинное кружево, игольчатое кружево, плетеное кружево, ленточное кружево, сетчатое, вышитое кружево и т. д. Игольчатое кружево делается с помощью одной иглы и нити, а бобинное кружево плетется из многих нитей. Игольчатые и бобинные кружева часто назывались в честь региона или города, где они были сделаны.
Игольчатое кружево начиналось с сетки, которую носила вся Европа. В 16-м и 17-м веках Италия была основным производителем этого типа кружева.
В Венеции любят рассказывать легенду о происхождении венецианского кружева. Согласно легенде, влюбленный моряк подарил венецианской девушке водное растение под названием trina delle sirene - кружево русалки. Девушка так увлеклась им, что увековечила его прекрасную форму тонкими нитками, так и родилось искусство кружевоплетения.
Венецианское кружево, действительно, невероятно красиво. Внешний вид этого типа кружева очень специфичен: его лицевая сторона содержит выпуклые элементы (линии, узелки, серединки цветов и маленькие лепестки), а изнанка остается гладкой.
В оригинале, работая над созданием узора, мастерицы не использовали никакой основы. Контуром служила толстая нить, сложенная несколько раз. Она прокладывалась по линиям узора, намеченным на пергаменте, и фиксировалась на пересечениях.
Затем, применяя более тонкую нить и иглы, мастерицы заполняли промежутки между основными линиями сеткой и другими декоративными элементами. Чтобы получить объемные фрагменты, кружевницы прокладывали внутрь строчек конские волосы. Их затем очень плотно обшивали нитью, не позволяя основе проглядывать сквозь слой нитей. Эта техника носит название Punto in Aria (стежок в воздухе). Предшественницей punto in aria считается ретичелла.




Более позднее изобретение - Gros Point de Venice или просто Point de Venice. Для него характерны цветочные узоры и другие рельефные цветочные мотивы в стиле барокко. Gros Point de Venice изготавливается путем сначала рисования узоров, а затем их вышивания слой за слоем. Между узорами расположены декоративные стежки. Этот узор относительно тяжел и плотно обработан, и по этой причине он был особенно популярен среди джентльменов в качестве "галстука".




Похожий, но более легкий дизайн назывался Rose Point (роза означает приподнятый).




Дизайн Point de Neige представляет собой трехмерное игольное кружево с рисунком, которое, как часто говорят, похож на резную слоновую кость. Мотивы часто имели сильно набитые края, покрытые петлевыми стежками, а также украшались различными пико. Говорят, что этот тип кружева пользовался таким большим спросом, что французский двор короля Людовика XIV нанял нескольких венецианских кружевниц, чтобы они научили их кружевниц этому мастерству.




Воротник около 1630-1669 годов из музея Виктории и Альберта.

Кстати, пророчество Данте сбылось. Венеция не только обложила налогом экспорт кружева, но и многие итальянские государства ввели высокие пошлины на импорт, что привело к снижению спроса. В результате некоторые кружевницы стали использовать менее дорогие нити, такие как лен, в то время как другие мигрировали, перенеся эту отрасль в другие страны. В наши дни сорта льна, из которых пряли тончайшие нити для кружева, утеряны, потому что использование современных удобрений привело к тому, что растительные волокна уже не такие тонкие, как раньше.
В результате в Венеции кружевоплетение стало уделом дворянок, которые использовали его как времяпрепровождение. В 1457 века жена венецианского дожа догаресса Джованна Дандоло продвигала закон о защите кружевниц. Джованна была личностью деятельной, один из современников описал ее, как принцессу "с великолепными физическими и умственными способностями, но не обладающую никаким частным состоянием". Джованна покровительствовала книгопечатанию и производству кружев в Бурано, за что ее прозвали "императрицей книгопечатания" и "королевой кружев". Говорят, она собрала вокруг себя знатных дам и сама изготовляла вместе с ними кружево.
В прежние времена для создания и продвижения произведений искусства (кружево - это тоже произведение искусства) творцам нужны были покровители. В кружевоплетении такими покровительницами были исключительно женщины.




Единственный сохранившийся портрет Джованна Дандоло - на обороте медали, выпущенной в 1460 году. Джованна - единственная догаресса, изображенная на медали до 16 века.

Еще одна догаресса Морозина Морозини в 1595 году стала покровительницей кружевоплетения в Бурано и учредила комитет по продвижению и популяризации этого ремесла среди женщин из высшего сословия Венеции. Производство кружева снова стало прибыльным занятием, которым начали заниматься молодые девушки, работавшие в домах дворян, создавая кружева для домашнего использования и в монастырях. Морозина Морозини основала кружевную мастерскую из 130 женщин, и вскоре венецианское игольное кружево стало настоящим искусством.




Морозина Морозини

На протяжении нескольких столетий венецианские кружевницы производили тончайшие изделия, сшитые тончайшими нитями. Кружево бурано приобрело такую известность, что стало статусным символом для европейских дворян. Самые большие и замысловатые изделия из венецианского кружева становились рюшами и воротниками для представителей знати и аристократов по всей Европе. Европейские дворяне носили свои венецианские кружевные наряды, чтобы позировать для портретов, которые будут переданы будущим поколениям. Перед художниками стояла задача тщательно запечатлеть в красках паутинки-кружева, изображая воротники, манжеты, шали, вуали своих моделей.




Мария Медичи. Франса Пурбус Младший. Около 1610 года. Лувр.

Слово "кружевница" несет в себе некий романтический оттенок. Это не "прачка" или "кухарка". Сразу представляется милая девушка с тонкими пальчиками, плетущая вязь тончайшего кружева.




"Серенада для кружевниц". Антонио Эрмолао Паолетти

Но создание традиционного венецианского кружева - одно из самых кропотливых работ в истории искусства. Поскольку кружево считалось подходящим занятием для женщины, особенно для женщины, посвященной созерцательной жизни, многие женщины, жившие в монастыре, проводили большую часть светового дня - а на самом деле большую часть своей жизни - с иголкой и ниткой.
Но и обычные кружевницы работали от зари до зари, почти как на конвейере, штампуя отделку и украшения для гильдии суконщиков. Хотя сами кружевницы так и не разбогатели, те, кто занимался международной торговлей кружевами и тканями, вскоре могли позволить себе занимать лучшие дворцы Венеции.
В 1880 году двадцать четыре из тридцати пациенток "приюта для душевнобольных" Сан-Клементе в Венеции, предназначенных только для женщин, были зарегистрированы как кружевницы. Совпадение?. Вряд ли. Современные медики говорят об опасности монотонной, многочасовой, многолетней работы для психического здоровья человека.




Фото Martina Vidal Venezia

За все время своего существования венецианское кружево испытало взлеты и падения.
Расцвет игольного кружева Бурано пришелся на период примерно с 1620 по 1710 год, пик спроса среди европейской знати и королевских семей. В то время мода требовала кружевных воротничков и манжет, а также носовых платков и других аксессуаров как для мужчин, так и для женщин. Портреты аристократов в необычайно причудливых кружевных воротниках - такие, какие можно увидеть на картинах Рембрандта, Ван Дейка и других художников 18 века, - были лучшей рекламой венецианского кружева и помогли сделать кружево символом статуса среди аристократии от Гента до Парижа.




"Портрет дамы с кружевным воротником". Ян ван Равестейн

В конце концов, появление французских и фламандских центров производства кружева ознаменовало конец эпохи кружева Бурано. К концу семнадцатого века жесткая конкуренция с этими грозными соперниками привела к упадку венецианской кружевной промышленности.
В 1797 году, с падением Венецианской республики, производство кружев было вообще прекращено. С тех пор оно превратилось в исключительно семейный бизнес. Следующие десятилетия были для Бурано трудным временем, и экономика переместилась с кружевоплетения на рыболовство. Женщины, которые на протяжении поколений плели умопомрачительные кружева, вместо этого чинили сети рыбаков. В 1872 году Венеция пережила особенно холодную зиму, которая опустошила ее рыболовство, последовали трагедия и голод.
И снова на сцену вышли женщины. Благодаря графине Андриане Марчелло, компаньонки королевы Маргариты Савойской, и покровительству самой королевы, был инициирован проект по возрождению венецианского кружевоплетения.




Графиня Андриана Марчелло

Были открыты школы для обучения искусству рукоделия. Первая школа открылась в Бурано в 1872 году, где учительницей была единственная пожилая женщина, которая вспомнила, как исполнять многовековой стежок punto in aria di Burano. Вскоре появились другие кружевницы из Венеции, которые начали передавать свой опыт. Стиль и манера украшения были взяты из произведений, созданных в течение предыдущих двух столетий. Школа часто производила кружева с более высокой технической точностью, чем оригиналы.




Эти усилия оживили производство в Бурано, но в 20-х годах 20-го века кружево снова стало жертвой смены тенденций, поскольку оно потеряло популярность как модный аксессуар.
Однако на Бурано кружевоплетение никогда не умирало по-настоящему, поскольку матери и бабушки продолжали передавать традиции и мастерство своим дочерям и внучкам. Искусство венецианского кружевоплетения прекратило массовое производство и вернулось к своим истокам как частное домашнее занятие. Многие женщины обратились к коклюшечному кружеву, более быстрому и, следовательно, более экономичному методу изготовления кромок для столового белья и других аксессуаров.
Туристы, покупающие буранское кружево, помогают сохранить прекрасные венецианские кружева.




К сожалению, когда я была в Венеции, я только любовалась этими изумительными изделиями, но ничего не купила. Не буду я носить ни зонтик, ни воротнички, ни перчатки. Отдавать огромные деньги за скатерть, чтобы гости залили ее вином? Но я обязательно вернусь в Венецию (я скучаю по Италии) и обязательно куплю полдюжины салфеток в Punto in Aria или в какой-то другой веницианской технике.
Говорят, что салфетку изобрел Леонардо да Винчи в 1491 году, потому что ему не нравился обычай использовать скатерть для очистки рук и рта. Изначально салфетка была похожа на небольшую скатерть, затем ее свернули и превратили в декоративный элемент стола. Однако долгое время гости предпочитали пользоваться собственным носовым платком, спрятанным между запястьем и складкой рубашки.
Только в 17 веке салфетка официально вошла в число вещей, без которых нельзя обойтись за столом. Прошли века, и сегодня использование салфетки, помимо того, что является незаменимым элементом, является основным дополнением к каждому столу. Его стиль и оформление могут определить всю мизансцену.




Фото Martina Vidal Venezia

Бобинное кружево (Кружево на коклюшках) тоже возникло в Италии 16 века. И возникло оно в Генуе в результате... плетения косичек. Генуя славилась женскими косами, поэтому неудивительно, что в городе развивалось бобинное кружево.
В прежние времена во многих странах не простолюдинкам возбранялось выходить на улицу простоволосой. Это означало, что перед женщиной стоял выбор, какую вуаль, платок или шляпку ей надеть. Для Италии середины и конца 16-го века это означало, что женщине нужно было придумать, как укладывать волосы.
На картинах художников 16 века простоволосые женщины изображались только в библейских сценах или в сценах одевания. Женщины на картинах, в основном с"короной" из плетеных косичек.




Коллаж из фрагментов портретов художников:
Санти ди Тито
Софонисба Ангвиссола
Франческо Сальвиати
Джованни Баттиста Морони
Алессандро Аллори

Кружево на коклюшках - это техника кружевоплетения, состоящая в плетении и скручивании отрезков нити, намотанной на шпульки. По ходу работы плетение фиксируется булавками, вбитыми в ажурную подушечку. Узор или накол, нанесенный на подушку, определяет размещение булавок. Кружево на коклюшках также известно как кружево на подушках (потому что оно вяжется на подушке).
Основными инструментами для изготовления коклюшечного кружева являются подушка, шпульки, булавки, наколы (инструмент, похожий на шило) и ножницы. Для некоторых фрагментов кружев также нужны тонкие крючки.
Для генуэзских кружев были характерны маленькие плотно сплетенные бугорки в форме листьев, которые составляли часть обычно геометрического рисунка.




К середине 17 века этот стиль кружева перестал быть модным, но узоры продолжали создаваться для домашнего использования.
Модное итальянское коклюшечное кружево второй половины 17 века приписывается сейчас Милану, хотя возможно, что оно производилось в Венеции и Генуе.
Подобно венецианским кружевам, миланское коклюшечное кружево было выполнено в разных стилях - плавные узоры в стиле барокко, сопоставимые с венецианским Gros Point, тонкие открытые узоры, эквивалентные Rose Point, и небольшие узоры с разветвлениями, напоминающие более поздние плоские ленточные.
К концу 17 века кружево миланского типа производилось по всей северной Италии и распространилось как на северо-восток через Альпы в центральную Европу, так и на юг в горы центральной Италии. Оно производилось в основном для церкви, и кружевницы в этих областях продолжали производить кружево в стиле 17 века в течение первой половины 18 века или даже дольше.




Миланское кружево. Начало 17 века

Кружево на коклюшках продолжали производить в Италии в 18-м и начале 19-го веков, но нововведений не было до тех пор, пока возрождение интереса в конце 19-го века не привело к открытию школ в различных центрах. Одна из них был в Канту, маленьком городке к северу от Милана, где развивалось плетение кружев с характерным стилем и техникой. Школа Канту является наследницей Королевской школы, которая в 1930-х и 1940-х годах создавала шедевры, основанные на деко и абстрактных рисунках.




Историю английского кружева я расскажу в следующий раз

искусство, кружево

Previous post Next post
Up