Мод Мессель

May 16, 2022 10:07

Мод Мессель - представительница семьи Мессель, которая сыграла важную роль в истории садоводства Великобритании. Если вы будете в Лондоне, не пожалейте дня и посетите Найманс - сад в Западном Суссексе, ехать до которого два часа на машине (там можно и пообедать и переночевать).
Сад прекрасен сам по себе, но он еще является источником гибридов многих растений, которые так и называются "найманские", среди них известные и популярные в Британии магнолии и камелии, а благодаря Мод и ее розарию сохранилось большое количество старых сортов роз.




Мод Мессель и камелия 'Maud Messel'


Nymans был средневековым поместьем, переходящим из рук в руки, фамилии владельцев можно проследить по архивным книгам, но они особо никому не интересны, поскольку не оставили следов ни в истории страны, ни в истории поместья, пока в 1890 году не появился Людвиг Эрнест Вильгельм Леонард Мессель, представитель немецко-еврейской семьи, родом из Дармштадта. Мессель оказались талантливой семьей.
Людвиг был сыном Симона Месселя и Эмили Линдхейм. В 1816 году его дед, Арон, основал банкирский дом в Дармштадте, который тогда был частью Великого герцогства Гессен, а в 1859 году его отец, Симон, умер от брюшного тифа, заразившись после битвы при Сольферино (битва при Сольферино произошла 24 июня 1859 года между французами и сардинцами с одной стороны и австрийцами с другой. Франко-сардинская армия победила).
 Молодой Людвиг приехал в Великобританию в 1868 году со своим братом Рудольфом (ло семейной легенде в их рубашки были вшиты золотые монеты, чтобы облегчить их первые дни в стране). Рудольф в будущем сделал блестящую карьеру промышленного химика.
Людвиг устроился на работу в лондонское отделение Seligman Brothers, богатого американского торгового банка, основанного Селигманами, которые, кстати, родом из Баварии. Главой Seligman Brothers в Лондоне был Исаак Селигман, который женился на 18-летней сестре Людвига, Лине, в 1869 году. Людвиг в 1871 году  женился на Энни Кассанс и в 1873 году основал биржевую маклерскую фирму L Messel & Company.




Приобретя поместье Найманс, Людвиг приступил к превращению поместья в место для семейной жизни и развлечений. Главным садовником Месселя с 1895 года был Джеймс Комбер, который помог сформировать в Наймансе коллекции растений из камелий и рододендронов, которые необычно для того времени сочетались с посадками вереска, эвкрифии и магнолии. Создание "Дикого сада" консультировал Уильям Робинсон (известный ирландский садовник и журналист, чьи идеи о "диком" садоводстве привели к популяризации коттеджного сада).




Старый дом Мессель

У Людвига и Энни было шестеро детей. Старший сын, Леонард Чарльз Рудольф, родился в 1872 году и унаследовал Найманс, когда Людвиг умер там в 1915 году.
 Во время Первой мировой войны, когда в стране были сильные антинемецкие настроения, сыну Людвига Леонарду запретили действительную военную службу из-за его немецкого происхождения. Леонард, полковник территориальных войск, тем не менее, не мог оставаться в стороне, и безвозмездно обучал солдат Восточного Кентского полка и вел переписку со многими солдатами, которых он знал, служившими на фронте.
В 1898 году Леонард женился на Мод Фрэнсис Самборн. Мод тоже была не из простой семьи. Ее мать, Мэри Энн (Марион) Герапат, была дочерью успешного биржевого маклера. Ее отец, Эдвард Линли Самборн, был английским художником-карикатуристом, иллюстратором и фотографом. Он более сорока лет рисовал карикатуры в сатирическом журнале Punch, а последние десять лет был его главным карикатуристом. Его отец, дед Мод, был торговцем мехами в лондонском Сити. Что было необычно для карикатуристов, Самборн использовал огромную библиотеку фотоизображений, чтобы придать точность своей работе. Качество его работы для Punch было признано Королевской академией. Кроме карикатур, Самборн брал заказы на оформление рекламы, книг и журналов.
Еще одной фишкой Самборна было то, что он часто использовал в карикатурах свой собственный портрет, за что журналистка Сьюзан Залкинд (прапраправнучка Самборна) назвала его "дедушкой селфи".




Я бы сказала, что Самборн был не только "дедушкой селфи", но и первым блогером стритстайла. В 1906 году Самборн был главным карикатуристом Punch, у него были заказы на иллюстрирование нескольких книг и заказы от частных лиц, но он был страстным фотографом-любителем и часами искал на улицах Лондона подходящую натуру, и как жаловалась его жена, фотография стала не только его хобби, но и одержимостью. За свою жизнь он сделал тысячи снимков, большинство из них для справочных целей, но из фотографий молодых женщин на улицах Лондона, можно создать целый блог уличной моды. Фотографии девушек Самборна историки моды ценят прежде всего за их непринужденный вид, это реальная уличная одежда тех лет, а не костюмированные, формальные образы эдвардианской моды, созданные в студиях именитых фотографов.




1906 год

Единственное различие между уличной фотографией Самборна и снимками, сделанными современными блоггерами, заключается в том, что по большей части его объекты понятия не имели, что их фотографируют.




1906 год

Мод и ее брат выросли, окруженные любовью родителей. Мод с детства видела увлеченность отца своим делом, а отец прививал детям вкус и артистизм, которыми был наделен сполна.
Мод пошла характером в отца и обладала артистическими данными, была красива, обаятельна и общительна, ей тоже хотелось сделать карьеру в мире искусства. Когда Леонард Мессель начал за ней ухаживать, Мод первое время сопротивлялась замужеству. Она наслаждалась вечеринками, танцами и свободой, которые предоставлял викторианский Лондон. Несмотря на то, что Леонард был офицером, он ухаживал за Мод довольно робко, он был в нее сильно влюблен (любовь его не угасла на протяжении всей его жизни), но в конце концов Мод его оценила по достоинству и согласилась выйти за него замуж.




Портрет Мод Фрэнсис Самборн, миссис Леонард Чарльз Рудольф Мессель работы ее сына Оливера Месселя

После свадьбы Леонард и Мод купили Balcombe House в деревне недалеко от Найманса. Леонард и Мод вели насыщенную светскую жизнь в Лондоне, но сбегали в Балкомб как минимум на шесть месяцев в году.
В Балкомбе Мод и Леонард разбили прекрасный сад. Цветы в саду были во многом прерогативой Мод, которая всегда любила их как в саду, так и в виде срезанных цветов в доме. В частности, старые розы с мягкими лепестками и сильным ароматом соответствовали ее романтическому стилю, и в Балкомбе она лелеяла их, хотя в то время они считались выходящими из моды. Мод подружилась с Эллен Уилмотт из Уорли-плейс в Эссексе (Элен была известным садоводом, членом Королевского садоводческого общества). Без этой дружбы и преданности небольшой группы энтузиастов многие старые розы, которые ценятся сегодня, были бы потеряны.
В 1915 году Леонард унаследовал поместье Найманс, сады которого были страстью его отца и его садовника Джеймса Комбера. Мод и дети были недовольны тем, что им пришлось уехать из Балкомба в Найманс, поскольку им было очень комфортно в нынешнем доме.




Мод с двумя старшими детьми

Леонард пошел на компромисс, пообещав перестроить дом в Наймансе в стиле, который удовлетворит Мод. Через год или два после их переезда Леонард, вдохновленный идеями Мод, заменил невзрачный дом живописным каменным особняком в стиле новой готики, спроектированным сэром Уолтером Таппером и Норманом Эвиллом.




Леонард и Мод расширили владения и в это время участвовали в экспедициях по сбору семян в Гималаях и Южной Америке. Возможно, они были вдохновлены Гарольдом, сыном главного садовника Джеймса Комбера, который стал профессиональным "охотником за растениями", путешествующим по миру, привозя экзотические растения из Гималаев, Чили, Китая, Непала, Новой Зеландии, Южной Африки и Тасмании. Сегодня Найманс может похвастаться самой большой коллекцией южноамериканских растений в Англии и второй по величине в Великобритании. Леонард был страстным коллекционером растений, предпочитая концентрироваться на разновидностях нескольких видов. Найманс прославился своими рододендронами, магнолиями, камелиями и гортензиями, над созданием которых вместе работали Леонард и Джеймс Комбер.
Леонард и Мод жили в какой-то облагороженной пасторальной идиллии, периодически открывая сады для публики. Их дети, Линли, Оливер и Энн, провели часть своего детства в Наймансе.




Самый известный из их детей (слева) - Оливер стал одним из выдающихся сценографов 20 века. Коллекция Оливера Месселя состоит из примерно 10 000 отдельных предметов и с 1981 года хранится в Театральных коллекциях Виктории и Альберта. Одивер был любимцем актрисы Вивьен Ли, которая писала ему, что "ни один другой дизайнер в мире не подойдет".
Старший сын - Линли Мессель был офицером.
Дочь Энн была красавицей и светской львицей, вышедшей замуж за адвоката Рональда Армстронга-Джонса. Их сын, Энтони Армстронг-Джонс, был успешным фотографом, который женился на сестре королевы, принцессе Маргарет, в 1960 году и получил титул графа Сноудона и виконта Линли из Найманса. Энн развелась с Рональдом в 1935 году и вышла замуж за 6-го графа Росс, став графиней Росс.




Дочь Мод, Энн, на свадьбе своего сына с принцессой Маргарет. (Кстати, единственная дочь принцессы Маргарет и Энтони Армстронг-Джонса, леди Сара Чатто, - правнучка Мод Мессель).

Но вернемся к саду. В 1920-х годах Мод начала осуществлять свою мечту о романтическом саде старых роз. Мод сама создала проект своего розового сада. По ее указанию старый сад, который называли Tank Garden из-за резервуара с водой в центре, был перестроен и засажен старомодными розами.
Всего в саду 600 розовых кустов 115 сортов, неудивительно, что божественный аромат в летний теплый день витает над всем садом. И сейчас современные садовники Найманса рядом с розами высаживают лаванду, герань и котовник (nepeta) - цветы с тонким ароматом и сильным визуальным эффектом.




Мод никогда не могла активно заниматься садоводством, потому что она страдала от артрита спины, но она смогла собрать большую коллекцию роз. В Наймансе уже было много роз, но коллекция значительно пополнилась, когда ее любимцы были привезены из Балкомба.




Очень мило и необычно смотрятся "кроватки для роз".

Мод вместе с мужем повсюду искала розы, ставшие редкостью. Друзья, питомники и другие любители роз внесли свой вклад в их коллекцию. Многие из них были даны им розариями Эллен Уиллмотт и Эдвардом Буньярдом. Другие Мод искала в Европе, особенно во Франции.  
Многие из "антикварных" роз Мод нежных, пастельных оттенков, она любила именно такие розы. В саду есть розы желтых и красных оттенков, но именно нежно-розовые розы напоминают о первой хозяйке сада.
В розарии Мод растут розы 'Blush Noisette' бледно-розового цвета. Они были представлены примерно в 1815 году известным французским садоводом Филиппом де Нуазеттом, который поселился в Южной Каролине. Полумахровые цветы имеют характерный пряный, гвоздичный аромат. Эта роза одна из первых Нуазетовых роз. Цветы появляются непрерывно в течение всего сезона, а в более теплых регионах могут цвести весь год. Эти цветущие розы наполняют сад сильным ароматом.




'Blush Noisette'. Фото из интернета

Но не розами едиными жив сад Найманс. В саду высажены растения со всех уголков планеты, те, которые приживаются в климате Англии. В саду присутствуют все основные элементы загородного английского сада: бордюры из типичных, летних британских цветов, сад, обнесенный изгородью, затонувший сад (часть сада, расположенная ниже основного уровня окружающего ландшафта и закрытая от остальной территории подпорными стенками и живой изгородью), хвойный сад, сад камней, дикий сад и дендрарий.
В саду есть большая коллекция лилий, которые тоже любила Мод.
Конечно, сад за столько лет изменился, но его основные принципы и стиль остались прежними.




Рисунок Оливера Месселя







Акварель "Сад в Наймансе". Альфред Уильям Парсонс. 1914 год




К сожалению история Найманса не только пасторальна, но и драматична. Сады достигли своего пика в 1930-х годах, они регулярно открывались для публики, а Леонард стал хорошо известен в кругах RHS, выставляя свои растения и занимаясь судейством. Однако Вторая мировая война катастрофически сказалась и на семье, и на поместье. Трое племянников Леонарда и Мод были убиты в бою, а сад страдал от недостатка внимания из-за резкого сокращения персонала.
В 1947 году страшный пожар уничтожил большую часть дома. Все ценные вещи Леонарда и Мод были потеряны, включая содержимое знаменитой библиотеки. Трудно представить, какой эффект это произвело на пожилую пару.




Мод и Леонард Мессель в Наймансе

На помощь родителям примчалась Энн, которая занялась приведением в порядок Найманса. Энн любила Нейманс так же, как и ее родители. Именно во многом благодаря Энн, Найманс обрел вторую жизнь после пожара. После смерти своего мужа в 1979 году графиня вернулась в Найманс и взяла на себя часть заботы за внешние сады.




Энн в Наймансе в юности и в последние годы

Мод и Леонарду посчастливилось купить поместье Холмстед всего в нескольких милях от Найманса. Они сохранили страсть к коллекционированию красивых вещей и обустроили свой новый дом с безупречным вкусом. Мод с помощью Джеймса Комбера по-прежнему пополняла коллекцию растений в 1949 и 1950-х годах.
Леонард умер в поместье Холмстед в 1953 году. Мод умерла в возрасте восьмидесяти четырех лет в 1960 году, за два месяца до того, как один из ее внуков, Энтони Армстронг Джонс, женился на принцессе Маргарет.
Мод очень любили ее друзья и семья, особенно ее дети и внуки, а после ее смерти многие очень скучали по ней. Некролог, появившийся в "Таймс" на следующий день после смерти Мод, содержал такие строки:
"В более поздние годы миссис Мессель была больше, чем просто легендарной знатной дамой архаичного прошлого. Конечно, ее изысканные манеры и присутствие принадлежали другому веку, отличному от нашего. Ее радужная красота была скорее нежно взращенной экзотической, чем дикой живой изгородью. Однако ее грустный и нежный голос говорил из глубины не притворного сострадания и понимания. А за ее кажущейся хрупкостью скрывались сила характера, непобедимая отвага и ненасытный интерес ко всему, что ее окружало".




Головной этюд миссис Мод Мессель работы ее сына, Оливера Месселя

Дальнейшие разработки сада были сделаны Энн, леди Росс, в 1960-х годах, после смерти ее матери, с помощью Грэма Стюарта Томаса. Леди Росс реконструировала розарий, добавив еще много старых сортов.
Найманс был включен в состав садов Национального фонда в 1953 году, чтобы сохранить уникальное творение семьи Мессель. Сохранить сад и открыть его для всеобщего обозрения - было желанием Мод и Леонарда. Что и произошло.
Фонтан в центре сада, созданный Вивиан Рис Прайс, был заказан в 1989 году дочерью Мод, Энн Росс, и Алистером Бьюкененом. Когда фонтан и перепланировка сада были завершены, сад официально открыла леди Фрэнсис Армстронг-Джонс, внучка Мод.




Про сады Найманса говорят, что это типичный английский сад, созданный с немецкой тщательностью.

В Наймансе кроме садов интересна обстановка дома, которую частично восстановила Энн. К сожалению из-за коронавируса, посещения дома  были приостановлены, а там есть что посмотреть. Мод Мессель и ее дочь Энн собрали коллекцию семейных платьев, которые носили шесть поколений этой замечательной семьи в течение ста тридцати пяти лет, с 1870 по 2005 год. В коллекции более 500 предметов, в основном женской одежды. Платья выставлены не только в доме, но и в Брайтонском музее и в Доме-музее Линли Самборна (карикатуриста, олца Мод), которые предоставлены семьей в долгосрочную аренду.
После смерти своей матери Мэри Энн Герапат в 1895 году Мэрион Самборн (мать Мод) упаковала два предмета одежды на память. С тех пор каждое поколение бережно хранило одежду своих предков по материнской линии, пополняя коллекцию предметами собственной одежды. Нынешнее поколение женщин хранит вещи, связанные с их свадьбой, поэтому коллекция Messel продолжает расти.
В коллекцию одежды входят одежда от кутюр, готовая и домашня одежду, маскарадные костюмы и оригинальные образцы одежды конца восемнадцатого века, которую носили как маскарадный костюм.
Мод Мессель организовала Гильдию вышивальщиц, маскарадные балы и возродила Первомайское театрализованное представление в Стейплфилде. Она также создала местную шекспировскую драматическую труппу. Мод сама сшила множество маскарадных костюмов.




Леонард Мессель в костюме Ричарда Бринсли Шеридана на балу в Клубе искусств Челси, 1911 год.
Мод Мессель в маскарадном костюме, 1913 год.
Энн (впоследствии графиня Росс) и ее брат Оливер Мессель, одетые как Вакх и Ариадна, на Театрализованном представлении, 1927 год.  Анна, одетая как Ариадна, получила комплимент от герцога Кентского. Он назвал ее "самой красивой девушкой в комнате", это учитывая тот факт, что в комнате находилась голливудская звезда Таллула Бэнкхед, одетая как Клеопатра. Энн и ее брат Оливер Мессель посещали множество модных костюмированных балов и благотворительных конкурсов в Лондоне в 1920-х и 1930-х годах. Энн привлекала большое внимание яркими костюмами, созданными Оливером, который сделал себе имя как художник по костюмам для театра и кино.

В коллекции сохранилось около 200 предметов одежды Мод. Выйдя замуж за богатого Леонарда, Мод покупала наряды у известных в то время дизайнеров, Lucile, Madame Hayward, Mascotte, но ее любимым дизайнером была Сара Фуллертон Монтейт Янг (Sarah Fullerton Monteith Young). Известно, что кроме коллекции Мод, существуют только два других примера работы этого дизайнера.




Дочь Мод, Энн, рано осознала семейное и историческое значение одежды, которую носили ее бабушка и мама, и уже в 20-ые годы начала беречь свою одежду. Энн была иконой стиля своего времени. Более 40 лет она поддерживала молодых, новаторских лондонских и ирландских дизайнеров, включая Нормана Хартнелла (Norman Hartnell), Чарльза Джеймса (Charles James) и некоторых других, ставших в последствии именитыми дизайнерами. Время от времени она покупала платья у парижских кутюрье с лондонскими салонами, таких как Elsa Schiaparelli и Irfé.
Дочь Мод, Энн, часто выставляют как корыстную особу, охотницу за титулами (в "Короне" она изображена "социальной альпинисткой"). Возможно, роль сыграла отношение общества к ее сыну за неудачный брак с принцессой Маргарет, возможно, были какие-то другие причины, но серьезных биографий графини Росс нет, а по скупым сведениям о ней составить портрет довольно трудно. Даже фотографий Энн, которую описывают как икону стиля, крайне мало.




Но ясно, что Энн была личностью неординарной. Например, именно графиня Росс была инициатором создания викторианского общества. Она не только предложила его создать, но и привлекла известных людей, которые помогли ей это сделать. Викторианское общество - это благотворительная организация, которая была основана в 1958 году с целью "сохранения викторианской и эдвардианской архитектуры и поощрения исследований в области искусства и истории того периода".
На первый взгляд кажется, что в этом не было необходимости, но на самом деле дело обстояло таким образом, что в то время в обществе была огромная антипатия к архитектуре и искусству того времени. Критики писали об "архитектурной трагедии девятнадцатого века", высмеивали "бескомпромиссное уродство" зданий той эпохи и "садистскую ненависть к красоте".
Общество спасло многочисленные знаковые здания, такие, например, как вокзал Сент-Панкрас в Лондоне, Альберт-док в Ливерпуле, министерство иностранных дел и музей Оксфордского университета и множество других. Правда, не все здания удалось спасти. Каждый год общество публикует десятку зданий, над которыми нависла угроза.
В Бирмингеме на площади Виктории было спасено здание Главпочтамта, построенное в 1889-1891 годах. Оно функционировало как городской почтамт до 1972 года, когда административные и сортировочные помещения были перенесены в новое, более просторное здание. В 1973 году планировалось здание снести   После семилетней (!) кампании Викторианского общества его спасли.




Здание с башнями - бывший Главпочтамт, сейчас там офисные помещения.

Я люблю викторианскую и эдвардианскую эпохи, здания и искусство того времени, поэтому для меня одно то, что графиня Росс организовала викторианское общество, высоко поднимает ее в моих глазах.
Чувство стиля, вкус, утонченность и элегантность не добудешь никаким социальным альпинизмом. Всеми этими качествами дочь Мод обладала с юности.




Энн считалась самой стильной женщиной своего поколения, она покупала платья не только у известных модельеров, но и в обычных универмагах, и сама украшала их пуговицами и отделкой, сама шила себе домашние платья, а также придумала платье для презентации своей дочери в Букингемском дворце.
На свадьбе сына и принцессы Маргарет графиня была в наряде от Виктора Штибеля (Victor Frank Stiebel), который входил в десятку лучших модельеров Великобритании. Наряд из шелковой парчи цвета устрицы считался в то время традиционным цветом для матери жениха. К нему графиня надела воротник из норковой шали. Пресса писала, что этот наряд "был признан миром самым нарядным".




На балу, устроенном королевой в Букингемском дворце перед свадьбой ее сына и принцессы Маргарет в 1960 году, графиня Росс тоже была в платье от Виктора Штибеля. Н ней была так же изумрудная Rosse Emerald Tiara, изготовленная примерно в 1885 году в Лондоне, которая представляет собой уникальный набор грушевидных изумрудов в необычном модифицированном стиле кокошника. Парюра включает в себя ожерелье, серьги и большую брошь. Графиня носила эту тиару и на коронации короля Георга VI в 1937  году и на коронации королевы Елизаветы II в 1953 году.




В семейной коллекции более пятидесяти нарядов Энн Мессель. Одежда Чарльза Джеймса - самая значимая в коллекции. Джеймс наиболее известен своими роскошными бальными платьями и революционной повседневной одеждой, его платья в 1950-х годах были самыми дорогими в мире - средняя стоимость платья тогда составляла около 1500 долларов. Сегодня даже его простой черный шерстяной блейзер примерно 1940 года стоит на аукционе чуть менее 11 000 евро.
Хотя клиентками Джеймса были одни из самых известных женщин в мире, графиня Росс была его любимицей, и она вспоминала, как, когда судебные приставы вызвали его для разбирательств, он в шесть утра вызвал такси, впихнул в нее свою коллекцию, "чтобы я нашла ее грудой на полу моей маленькой столовой, когда я готовила ланч. Такова была его щедрость, что в конце концов он хотел отдать мне все", - вспоминала Энн.




Энн в платье от Джеймса

Жена внука Энн, китаянка Энн Линь, леди Оксмантаун, бывшая телеведущая и дизайнер, продемонстрировала для журналистов несколько нарядов своей свекрови. У леди Оксмантаун такая же стройная фигура, как и у графини Росс, и платья сели на нее идеально.




Вечернее платье цвета металлик под названием "Жук" Чарльза Джеймса, чей мерцающий блеск имитировал крылья скарабея. 1930 год




Ленточное платье Чарльза Джеймса, сшите для графини Росс в 1939 году для бала герцогини Мальборо во дворце Бленхейм.

Мод Месель, создавшая прекрасный сад и сохранившая старые розы для Британии, ее дочь Энн, графиня Росс, создавшая викторианское общество, ее правнучка Сара Чатто, художница и покровитель балета, - замечательные представительницы британской семьи с английскими, немецкими, еврейскими и ирландскими корнями.

женщины, Англия

Previous post Next post
Up