Серебряный Бирмингем

Apr 23, 2021 10:23

Бирмингем, пожалуй, как никакой другой город в мире достоин звания Серебряный город. Именно здесь ювелирная промышленность Великобритании получила свое самое большое развитие.
О Квартале ювелиров в Бирмингеме и ювелирной промышленности города я писала в нескольких своих старых постах, но тема эта неисчерпаема, поэтому продолжу.




Лавочка фирмы Summer and Silver в Квартале Ювелиров и серьги оттуда (позолоченное серебро и натуральный жемчуг).


Рейтинги сейчас составляют все, кому не лень, но тем не менее, один из рейтингов самых посещаемых объектов Европы по версии сайта TripAdvisor выглядит так:
1 место - римский Пантеон
2 место - Национальная галерея в Лондоне
3 место - Квартал ювелиров в Бирмингеме




Дом под вывеской с якорем - Музей ювелиров. При чем здесь якорь? История забавная.

Начну, как обычно, с истоков. Как часто бывает в истории, капризы одного человека дают толчок к развитию целой промышленности.
Так вот, толчком к развитию ювелирной промышленности в Бирмингеме стала любовь Карла II к пуговицам и пряжкам. Король вернулся из ссылки во Францию, где у любого придворного пуговицы на камзолах были похожи на маленькие брошки, а пряжки на обуви усыпаны бриллиантами, и решил ввести такую же моду у себя на родине.




И начался бум на ювелирные изделия.
1660 год считается годом основания ювелирной промышленности Бирмингема, хотя мелкие ювелирные лавочки существовали в городе еще с 14 века. Делали в основном столовые приборы, мечи и детали для конной упряжи.
В 17 веке начали делать "игрушки" - значки, пряжки и пуговицы, подсвечники, ножи, штопоры, чернильницы, зеркала, печати, табакерки, щипцы для сахара, зубочистки и прочее. Все эти вещички делали из серебра, золота, стали, меди, латуни.
В 1773 году была основана Пробирная палата Бирмингема. В то время в Бирмингеме процветало серебряное дело. Один из предпринимателей, Мэттью Болтон, инвестировал очень крупную сумму в семейный бизнес по производству серебряных изделий (пряжки, пуговицы, столовые приборы) и построил фабрику, где работало более 700 человек.




Мэттью Болтон. Кроме всего прочего, он был деловым партнером шотландского инженера Джеймса Уатта, без которого была невозможна техническая революция.

Вскоре Болтон обнаружил, что необходимость отправлять все свои изделия в пробирную лабораторию Честера на клеймение было серьезным препятствием для его бизнеса. Расходы на транспортировку были большими, что увеличивало стоимость изделия, по дороге часто разбойники грабили экипажи, а серебряных дел мастера Честера копировали его дизайн. Болтон решил действовать от имени всех бирмингемских серебряных дел мастеров и начал бороться за создание Пробирной палаты в Бирмингеме (Birmingham Assay Office). Его твердо поддерживали многие представители местной знати, землевладельцы и даже члены королевской семьи, которым нравилась продукция бирмингемских серебряных дел мастеров. Лондонские компании упирались изо всех сил, но Болтон победил и получил пробирный королевский билль.
Во время своего пребывания в Лондоне Болтон останавливался в таверне Crown & Anchor, популярном месте среди политиков, где велась большая часть бизнеса. Именно в этой таверне происходил выбор символа для двух пробирных палат: палаты Шеффилда и палаты Бирмингема. Говорят, что выбор был сделан при подбрасывании монеты, в результате чего Бирмингем получил Anchor (якорь), Шеффилд - Crown (корону, которая была заменен в 1977 году на Белую розу Йорка).




Пробирные знаки для Бирмингема, Шеффилда, Лондона и Эдинбурга.




Оффшорное клеймо, которое используется индийским филиалом Пробирной палаты Бирмингема.

Поскольку сейчас еще очень чувствуется нехватка музейных впечатлений, прогуляемся по музею Квартала ювелиров (Museum of the Jewellery Quarter).




Музей располагается в мастерской Smith and Pepper - одной из самых известных мастерских Бирмингема.
По музею можно ходить и самим, но в первый раз лучше послушать знающего человека. Как работают ювелиры представляется нагляднее. Оказывается, работа ювелира - тяжелый и довольно вредный труд.




История Smith & Pepper начинается в 1899 году, когда ее создали Чарльз Смит и Эдвин Пеппер. Фабрика работала до 1982 года, пока никто из наследников не захотел заниматься этим уже ставшим убыточным делом. Фабрику просто закрыли на ключ и оставили. В 1990 году муниципалитет выкупил фабрику и создал здесь музей.
На фабрике ничего не переделали, лишь вычистили пыль и выбросили совсем уж хлам (волонтеры, которые пылесосили фабрику, собрали золотой пыли на 900 фунтов).
Музей существует в том же виде, в котором его покинули владельцы и служащие, даже халаты остались висеть на тех же крючках.
Фабрика производила брошки, кулоны, цепочки. Колечек здесь не делали. Эта ниша уже была переполнена. Зато изготовляли разные нагрудные знаки и ордена. А во время войны детали для английских бомбардировщиков.










Офис компании




Стол гравера. Гравер - это уже элита среди мастеров ювелирного дела.




Здесь сверлили дырочки, приваривали ножки к значкам и петельки к кулонам с помощью обычной паяльной лампы, выпиливали лобзиком и делали прочие ювелирные работы.




По моим представлением работа ювелира - это тонкая работа с помощью изящных инструментов и лупой в одном глазу. На деле - теснотища, люди работают чуть ли не касаясь друг друга локтями, допотопные приспособления (это конец-то прошлого века!), кислотные пары и минимум вентиляции... даже трудно представить, что через несколько лет появится первый компьютер.
Рабочие заходили на фабрику со специального входа до 7.50. Если кто-то приходил позже, надо было проходить через офис, и ему выписывали штраф.
Никаких причесок не допускалось, отворотов и карманов в одежде тоже.
После смены рабочие мылись и взвешивались утром и вечером.
В раковинах и душах стояли специальные фильтры, как и в пылесосах. Путем строжайшей дисциплины и безотходного производства удавалось возвращать золота на 12000 фунтов в год.
Каждое утро один из хозяев доставал из большой коробки золото и взвешивал на старых весах ровно столько, сколько каждому работнику было нужно. Каждый приходил со своей личной коробочкой.
Но самое интересное - за все время существования фабрику ни разу не грабили.




Это ж надо было помнить, где какой инструмент лежит.







На одних инструментах работали в основном женщины. Одной рукой клали пластинку под пресс, а другой дергали за ручку. При этом иногда оставались без части пальца, а иногда и нескольких.
На других прессах надо было висеть всем телом, там работали в основном мужчины.




На шлифовальных станках тоже работали в основном женщины




В деревянной будочке мотор, который крутит шлифовальные машины




Готовое изделие погружали в резервуар с серной кислотой, вентиляция над которым работала слабо, потому что лопасти от паров просто растворились... в общем, господа-товарищи, ругающие советские времена, такая техника безопасности вам и не снилась.
Но ювелиры здесь работали высочайшего класса. Это видно хотя бы по этим экспонатам













Сувенир из музея




"Золото дураков" - так называется пирит, сульфид железа. Металлический блеск пирита и бледный медно-желтый оттенок придают ему внешнее сходство с золотом. Пирит иногда встречается в сочетании с небольшим количеством золота.
Пирит используется в ювелирной промышленности для изготовления украшений из, так называемого, марказита. Ювелирные изделия из марказита, сделанные из небольших ограненных кусочков пирита, часто в оправе из серебра, были известны с древних времен и были популярны в викторианскую эпоху (после смерти принца Альберта, королева Виктория надев траур, требовала, чтобы весь ее двор носил черное и избегал роскошных украшений, марказит стал популярным среди знати как альтернатива драгоценным металлам и бриллиантам).
На самом деле "марказит" из пирита не является минералом марказитом, который тоже состоит из сульфида железа, но имеет другую кристаллическую структуру, более хрупкий и не может использоваться для изготовления ювелирных изделий.




Изделия из марказита (пирита) и серебра. Фото из интернета (В настоящее время один из крупнейших производителей современных украшений из марказита - Таиланд).

Англия, украшения

Previous post Next post
Up