Начну, пожалуй, с сюрпризов. Как раз тогда, когда я пришла к мысли, что Оксфорд уже больше ничем не может меня удивить (в отношении людей, город-то сам по себе одна большая загадка, так что я не о городе, а о сообществе людей, именуемом Оксфорд), я была в очередной раз сражена наповал. Несколько лет назад я писала о
нашем кружке любителей эфиопского языка, который продолжает жить и здравствовать, а также обрастать новыми людьми. В конце прошлого года к кружку присоединилась настоящая эфиопская девушка по имени Месерет с гарвардской степенью, которая не знает гееза, но знает амхарский, и мучается из-за похожести этих языков. Вчера мы с ней пришли в аудиторию раньше остальных и Месерет вдруг обратилась ко мне со следующими словами: "Аня! Я тут нашла на YouTube песни Анжелики Варум (!!!) и хотела у тебя кое-что уточнить - понимаешь, когда я была маленькой и жила в Москве, то очень любила ее песни и сейчас я как будто бы вернулась в детство. Давай послушаем как-нибудь вместе, а?" И вот сидим мы в центре позднеантичных и византийских исследований посреди Оксфорда и слушаем Анжелику Варум (и еще раз !!!!) с эфиопкой Месерет. Оксфорд такой Оксфорд.
А теперь наконец про лошадок и математику. Как-то так сложилось, что в моей семье все очень любят Дикого Дика Фрэнсиса - по-моему, некоторые его книжки встречаются у нас аж в трех экземплярах, особенно та, которая начинается словами: Граф Октобер въехал в мою жизнь на видавшем виды бледно-голубом «холдене», за которым по пятам следовали опасность и смерть, прося их подвезти. А все потому, что ушлые российские издатели переиздавали этот роман несколько раз под разными названиями, а мы их честно покупали. Поэтому я давно лелеяла мечту попасть на скачки - но не помпезные скачки в Аскоте со шляпками и Ее Величеством, а на простые скачки где-нибудь в провинции, куда ходят самые обычные простые англичане /валлийцы /ирландцы /шотландцы и прочие британцы. И вот как-то так все сложилось, что я поехала навестить Олю в Бристоле, а оттуда было рукой подать до небольшого валлийского городка Чепстоу, где находится ипподром и где как раз в те выходные проходили скачки. В Чепстоу еще есть преогромнейший замок и красивая река, так что все сложилось само собой. А когда я еще выяснила, что сам Дик Фрэнсис выступал в Чепстоу на первых скачках Grand Welsh National в 1949 году и выиграл, я поняла, что ехать надо непременно! Вот такой в Чепстоу замок:
Чепстоу встретил нас двуязычной табличкой на перроне (как соотносятся валлийское и английское названия, я не очень понимаю):
Погода была изумительная, у нас было время до начала скачек, и мы пошли гулять и смотреть город. Зашли в старинную церковь (тут у моего фотоаппарата какие-то сложности с перспективой, вообще-то церковь была внизу по отношению к ступенькам):
Очень трогательное надгробие, отражающее нелегкое будущее дочерей в этой многодетной семье (как замуж выдать такую прорву - я десять дочерей насчитала!):
Прошлись по берегу реки и пришли к замку:
Замок, как я уже говорила, очень большой, строился с начала XI века, перестраивался и достраивался еще несколько столетий, и потому представляет собой огромный комплекс, по которому мы бродили целый час, наверное. Выложу несколько фотографий, подробности, я думаю, мало кому интересны:
Это фото с верхней точки замка:
А вот это одна из самых интересных частей - здесь видно, как достраивались этажи и добавлялись разные архитектурные штуки (кстати, самые древние сохранившиеся образцы декоративных арок в светской архитектуре Уэльса):
Побродив по замку, отправились мы искать пищу телесную и наткнулись на вот такую вывеску:
Не помню уже, почему, но в такое интересное место мы не пошли, пошли в другое, а оттуда направились наконец к ипподрому. Идти пришлось долго, но погода была такая хорошая, что мы решили, что просто будем наслаждаться прогулкой. На ипподроме мы сначала были несколько смущены. Как я уже говорила, это не Аскот и не Челтнэм, шляпок не было, а были простые такие люди - шумные, вульгарные, в татуировках и ВСЕ С ПИВОМ (в каких-то промышленных количествах). Честно признаться, сначала было не по себе. А потом мы как-то расслабились, тяпнули кофе, нашли хорошее место наверху, примотрелись к обстановке и решили поставить немножко денег на какую-нибудь лошадку. И вот тут наступил момент истины. Потому что стало ясно, что с математикой у нас не просто плохо, а очень плохо. Первую ставку мы сделали на лошадь, чьи шансы на победу оценивались как сто к одному (100/1), но нам почему-то показалось, что это очень круто. Стоит ли говорить, что "наша" лошадка еле доползла до финиша? Вот так выглядят частные букмекеры, которые принимают ставки у всех желающих (минимальная ставка обычно - два фунта):
В следующий раз мы ставили на лошадку, про которую мы не знали ничего кроме имени (но имя было очень хорошее, православное - Easter Day, т.е. Пасха). На сей раз шансы у нас были получше - стаки принимали из расчета 9 к 4, а то и 2 к 1, то есть шансов у Пасхи было побольше. Сама она была красивая очень, я ее сфотографировала в паддоке:
Но, видно, день был не наш, так что Пасха пришла (или пришел, так я и не знаю, была ли эта кобыла или жеребец) третьей. Но хоть пришла! А как же это красиво, слов нет - лошади перетекают через препятствия словно вода, и все на такой огромной скорости, что представить сложно. Жокеи стоят в стременах, а не сидят - вот мне и непонятно, как их не сдувает?
Потом мы посмотрели еще одну скачку. поставили один фунт на фаворита, чтобы уж наверняка - и он опять пришел третьим! Только уйдя с ипподрома, мы сообразили, что имело бы смысл ставить по одному фунту на нескольких фаворитов, чтобы увеличить вероятность выигрыша, но хорошая мысля приходит, как известно, опосля. Теперь я хочу попасть на гладкие скачки и хоть раз выиграть хоть одну ставку. Удовольствия море! И так приятно подбадривать лошадь и жокея дикими воплями! Да и вообще было очень здорово подышать терпким осенним воздухом, насмотреться на яркие осенние краски, на статных лошадей, хрупких жокеев, волнующихся тренеров и владельцев (все в твиде!), испытать те ощущения от скачек, которые описывал Дик Фрэнсис - и увидеть лошадей в полете над препятствиями. Хочу еще.