2
Через восемьдесят лет после описанных в
предыдущей рассказке событий, в середине 30-х годов XX века, в Кашин приехал комиссар Авенс. Работа у него была ответственная: он сидел в отделении НКВД, просматривал дела «бывших» - купцов, попов и офицеров, вызывал на допросы и готовил материалы к отправке в область, для проведения дознания по всей форме и вынесения приговора.
Дел было так много, и они бывали такими интересными, что Авенс, по своей всегдашней привычке, сидел допоздна в конторе; читал, делал карандашные пометки, а затем ложился на узкую походную кровать, установленную прямо в кабинете, и листал, листал, листал. Да так и засыпал.
02
Через неделю в Кашине проездом был большой областной начальник. Разумеется, он зашёл в кабинет к Авенсу, живо интересовался работой, пайком, да и вообще бытовыми условиями ответработника. Увидев в кабинете комиссара кровать, нахмурился и, выйдя из кабинета, устроил разнос сопровождающим.
К вечеру чекисту приготовили две комнаты в большом каменном доме, со всем, что называется, «приданым»: постельным бельём в шкафу, посудой в буфете, скатертью на столе. И даже не забыли проверить, верно ли идут большие напольные часы с буржуазными херувимами, специально принесённые из квартиры начфинупра.
03
Комнаты располагались в тихом центре, на Болотной площади, в Соборном доме.
Авенс переехал. Но счастья ему это не принесло.
04
В первую же ночь ему стали сниться тревожные сны. Незнакомый голос, говоривший немного в нос, как бывает у «бывших», строго выговаривал ему за прегрешения молодости; поминал украденный в магазине Пфаглера в Либаве батон колбасы, ворованные яблоки из обывательских садов, да и разное другое.
05
Следующим вечером комиссар явственно слышал шаги в пустой комнате, жалобный скрип стула, когда на него садится тяжёлый человек, звон вилок и ножей, звук наливаемого в бокал вина. И даже почувствовал запах этого вина! Авенс был, разумеется, атеистом, хотя и крещённым в лютеранскую веру, и во всякую чертовщину не верил. Не мог холодный мозг чекиста верить предрассудкам и суевериям! Но кошмары продолжались.
06 Дом купца А.П. Жданова
На третью ночь ему приснилось нечто вовсе невообразимое, прямо как в старинных романах. Он увидел стол с расставленными по нему свечами, образующими красную пролетарскую звезду, толстую книгу в кожаном переплёте и услышал ставший знакомый голос, говоривший немного в нос. Голос произносил непонятные слова, похожие на названия лекарств. То, что он увидел потом, заставило его проснуться. Он посмотрел в зеркало на свои вставшие дыбом волосы, укутался одеялом и всю ночь пил водку из господских рюмок тонкого стекла. Водка его не брала.
07
Наутро комиссар, категорически не выспавшийся, с тревожными красными глазами, покинул и Соборный дом, и сам гостеприимный город Кашин. Работа чекиста закончилась, допросы прекратились, жители вздохнули с облегчением. Тайно вздохнули, за задёрнутыми занавесками. И выпили по рюмочке знаменитой кашинской настойки.
08
А две комнаты в злополучном доме ещё долго пустовали. На всякий случай.