В художественном музее города Нягань хранится неоконченная картина. Автор её - местный художник Серафим Хатанзеев, активист общественной жизни вообще и кружка изобразительного искусства в частности. Картина вызывает неослабевающий интерес у посетителей музея. Подтверждением этому служит книга записи отзывов и предложений - этой работе Хатанзеева посвящено наибольшее число восторженных посланий.
Уже несколько лет, по решению Департамента образования и объединённого родительского собрания города, к этой картине приводят экскурсии старшеклассников. Как только вербы выбросят почки, утыканные жёлтыми (Серафим сказал бы - цвета лимонной жёлтой акварели) точками, как только первые птички начнут тревожить юные сердца, тянутся и тянутся в музей группы нарядно одетых юношей и девушек. Экскурсоводы приглашают их в зал и рассказывают историю, своей романтической силой потрясающую воображение.
01
Картина была написана Хатанзеевым под впечатлением личной драмы. Он испытал, по его словам, "молниеносную любовь". В торговом центре «Оазис плаза» юноша встретил девушку, - она работала кассиром в кинотеатре, - и был захвачен не красотой её, а чем-то глубоко скрытым, тайной внутренней жизни.
02
"Через веселую остроумную речь сквозил ум и какая-то далекая печаль. В глазах эта печаль иногда переходила в тоску, в напряженную думу..." - писал Серафим в книге воспоминаний «Моя жизнь в искусстве». Вскоре они уже не могли существовать друг без друга. Наконец девушка согласилась стать его женой.
03
В этом месте экскурсоводы делают паузу. И эффектно продолжают: «Но вдруг в последний момент она отказала ему. Она спешно уехала и в письме объяснила свое решение тем, что не сможет дать художнику счастье, что её любовь помешает осуществлению его творческой мечты».
04
Свое глубокое горе Серафим Хатанзеев излил в картине "Ёш Торум". Тема её - реквием по несбывшейся любви.
05
Он показал знакомую с детства природу, - такую он видел на родовом стойбище. По пологому холму, поросшему священными деревьями, движется медленная процессия. Впереди - юноша в треугольной шапке, а за ним - юная девушка в сарафане и платке, повязанном на национальный манер. Это композиционный и эмоциональный центр картины - девушка, юная, чистая, кроткая, с глубокой печалью в сердце.
Перед ними - местное божество, Торум, зорко смотрящий неодобрительным глазом.
06
Композиция строится на перекличке вертикалей, черных, тянущихся к небу как стройный хорал, тёмного лица юноши, залитого горем и белого лица девушки. Высокое мастерство декоративного решения целого соединяется здесь с умением выразить лирико-драматический настрой, подобный музыкальному. Красота весенней природы вносит примиряющие нотки в скорбную мелодию целого.
07
Старшеклассники подолгу стоят перед картиной, особенно мальчики. Экскурсоводы из деликатности не мешают им оставаться наедине с собой и искусством