Предупреждение о содержании: в этой статье обсуждаются детские потери и человеческие останки, использовавшиеся в музейных целях.
Предупреждение второе: подобные музеи есть не только в Новой Зеландии.
В тихих залах Музея анатомии имени У. Д. Троттера при Университете Отаго таится история, полная боли и несправедливости.
Более 2000 анатомических моделей и образцов хранятся здесь, но за каждым из них скрывается история человеческой жизни, прерванной слишком рано.
Среди них - останки плодов и младенцев, которые свидетельствуют о неравенстве и жестокости, царивших в обществе XIX и начала XX века.
Эти скелеты, некогда принадлежавшие самым уязвимым - младенцам из бедных и маргинализированных семей, - стали частью коллекции музея зачастую без согласия их близких.
Исследование архивных записей и останков показало, что большинство из них родились у незамужних матерей или в семьях рабочего класса.
Эти дети, часто клейменые как "незаконнорожденные", становились жертвами системы, которая не оставляла их матерям выбора.
История анатомических коллекций уходит корнями в 1875 год, когда в Новой Зеландии был принят Закон об анатомии, позволивший использовать невостребованные тела для исследований.
Этот закон, подобно британским, непропорционально затрагивал бедные семьи, чьи умершие дети оказывались в руках медицинских учреждений из-за отсутствия средств на погребение.
Анализ останков выявил не менее 32 младенцев, включая тех, чьи жизни оборвались из-за родовых травм.
Были найдены и останки с аномалиями развития, которые, вероятно, сохранялись для изучения.
Однако идентифицировать конкретные личности по этим останкам невозможно, что подчеркивает безликую жестокость системы.
Структурное насилие - невидимая, но мощная сила, которая разлучала матерей и детей, - сыграло ключевую роль в создании этих коллекций.
Врачи того времени, обладая значительной властью, стремились расширить свои анатомические собрания, что лишало семьи возможности сохранить останки своих близких.
Сегодня эти коллекции вызывают сложные этические вопросы.
Как примирить их научную ценность с трагической историей приобретения?
Можем ли мы изучать их, не увековечивая несправедливость прошлого?
Современные стандарты, такие как Закон Новой Зеландии о человеческих тканях 2008 года, требуют явного согласия на использование останков, подчеркивая разницу между прошлым и настоящим.
Понимание исторического контекста этих коллекций важно для признания социального неравенства, которое привело к их созданию.
Современные практики должны ставить на первое место уважение и согласие, чтобы такие трагедии больше не повторялись.