Соответствует компостирование человеческого тела после смерти нормам современного Иудаизма?

Jan 23, 2023 10:21



Пример церемонии перед компостированием в Recompose в Сиэтле (с использованием манекена). (Фото/Мэт Хейуорд - Getty Images - Предоставлено Recompose)

В той связи, что всё чаще и чаще в ежедневной периодике появляются материалы об альтернативах классическому захоронению умерших (в частности, компостирование человеческих останков), мне стало интересно как к этому отнесутся традиционные религии.

К той же кремации у иудеев, мусульман и христиан (я тут имею в виду мнение религиозных клириков, трактующих Святые Книги) - однозначное отрицательное отношение. Но, судя по всему, в некоторых ситуациях, они допускают эту форму захоронения.

По компостированию же первое, что м не удалось обнаружить в сети - полемику на одном из сайтов американской еврейской общины в Калифорнии.

Вкратце перескажу, а вы уже сами определяйтесь - кто прав, а кто - не совсем…

Итак…

[НАЖАТЬ, ЧТОБЫ ЧИТАТЬ И СМОТРЕТЬ САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ ДАЛЬШЕ!!!]18 сентября 2022 года губернатор Калифорнии Гэвин Ньюсом подписал законопроект, который легализует компостирование людей в Калифорнии в 2027 году, что сделает ее пятым штатом, подписавшим технологию, которая считается более новой и экологичной альтернативой другим практикам, и которая может перевернуть весь мир похоронной индустрии.

Впервые компостирование человека было легализовано в 2020 году в штате Вашингтон. За ним последовали Колорадо, Орегон и Вермонт. После легализации в Калифорнии его, скорее всего, легализуют и в Нью-Йорке.

Новое слово в ритуале захоронения широко обсуждается в еврейской общине.
Смогут ли экологичные технологии компостирования людьми завоевать популярность у заботящихся о климате прогрессивных жителей района залива?
Или еврейские традиции, связанные с уважением неприкосновенности тела, сделают это табу?

«Я удивлюсь, если не будет двух мнений: «да» и «нет», - сказал Сэм Салкин, исполнительный директор Sinai Memorial Chapel, еврейского похоронного бюро в Сан-Франциско.

При компостировании человека тело помещают в контейнер вместе с растительными материалами, такими как древесная щепа, люцерна, солома или другие растения.
По мере того, как бактерии разрушают ткани, тело разлагается так же, как и в земле, но с большей скоростью из-за высокого потока кислорода. В конце концов, после охлаждения остается такое же органическое вещество, как и при любом другом способе компостирования.

Сторонники говорят, что кремация, которую многие считают зеленой альтернативой захоронению, создает парниковые газы, которые способствуют изменению климата, в то время как конечный результат человеческого компостирования возвращает небольшое количество питательных веществ в почву.

По данным Reuters, кремация ежегодно добавляет на планету 6,8 миллиона метрических тонн углекислого газа.
Однако это всего 0,02 процента от общего годового объема выбросов углекислого газа.
(Для сравнения, в 2021 году в Калифорнии выбросы парниковых газов на душу населения оценивались в 10,5 метрических тонны на человека.)

Возможно, это более экологично, чем кремация. Но достаточно ли это по-еврейски?

МНЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОРТОДОКСАЛЬНОГО ИУДАИЗМА
Это зависит от того, как интерпретировать kavod hamet (дословно «почитание мертвых) - указания о том почтить память умершего, которое требует сохранения тела в неприкосновенности до и после захоронения. Именно оно делает кремацию абсолютно «запрещенной» с ортодоксальной точки зрения, сказал раввин Джоэл Ландау из «Адат Исраэль» в Сан-Франциско. Кремация наносит вред телу, которое является даром от Бога.

В то время как кремация часто вызывает пугающие параллели с Холокостом, компостирование человека и захоронение приводят к разложению тела. Как же тогда относится к этому раввин?

«Буквально на прошлой неделе меня впервые спросили об этом, - сказал в недавнем интервью раввин Марк Блум из храма Бет Абрахам в Окленде. Как консервативный раввин, он сторонник традиционных еврейских захоронений на еврейском кладбище. «Я действительно верю в захоронение в земле», - сказал он. «Иметь участок для посещения психологически здраво и соответствует требованиям еврейской традиции».

Марк Блум проводит еврейские похороны только для кладбищенских захоронений. Однако, по его словам, он что делает все возможное, чтобы понять и принимать мнение семей близких, которые выбрали кремацию, соблюдая мицву (предписание, заповедь в иудаизме) утешения скорбящего. В это связи, можно принять так же и компостирование человека.

Раввин Блум понимает, что иудейская мицва «делать добро для Земли» может склонить кого-то к выбору человеческого компостирования и это их выбор, но для него мицва традиционного захоронения тела ясна и имеет всё же приоритет.

Раввин же Ландау, современный ортодокс, высказался по этому поводу очень ясно: «Из-за неприкосновенности тела использование его в качестве удобрения считалось бы неуважением к телу».

Одно из опасений, связанных с компостированием человека, связано с тем, как обращаются с костями, которые не разрушаются в его процессе.
По словам Катрины Спейд, основательницы Recompose, одного из немногих похоронных бюро в Вашингтоне, занимающихся компостированием людей - в течение первых 30 дней компостирования разрушается только от 65 до 75 процентов костей. Затем материал сортируется вручную, чтобы удалить пломбы или винты (например, материал, который мог быть использован в хирургии).
Более крупные фрагменты измельчаются с помощью кремулятора, того же оборудования, которое используется при кремации. После этого компостирование продолжается еще неделю или около того. На данный момент в конечном компосте не наблюдается видимых костей.

МНЕНИЯ ЕВРЕЙСКИХ АКТИВИСТОВ
Еврейская активистка зеленых захоронений из Холли Блю Хокинс узнала о компостировании совсем недавно: «Когда я впервые услышала об этом варианте похорон, я пришла в восторг, потому что это было так круто - но кошерно ли это? Однозначно «Да» Потому как тело полностью возвращается в землю, к истокам, к праху земному, из которого и был вылеплен первый человек на земле - Адам».
Она говорит, что захоронение кремированных останков ничего не делает для планеты, а возвращение компоста на землю - это акт экологического пикуах нефеш (принцип в еврейском законе, гласящий, что сохранение человеческой жизни перекрывает любые другие религиозные мотивы, дословно: когда жизнь конкретного человека в опасности, почти любая запрещающая заповедь Торы становится неприменимой), для спасения жизни на земле.

С этой мыслью согласен раввин Сидней Минц из Конгрегации реформ Сан-Франциско Эману-Эль: «Если бы кто-то пришел ко мне, чтобы узнать мое мнение о компостировании человека, я бы сказал «да!». Я считаю, что еврейские законы о захоронении должны развиваться, чтобы адаптироваться к серьезности планеты и климатическим проблемам».
Минц называет себя «ярым сторонником» как зеленого захоронения, так и человеческого компостирования.
«Я думаю, что пришло время для серьезных перемен», - говорит он. «Весь токсичный материал, который мы внедряем в землю через «бизнес» похорон и захоронений, кажется мне таким неправильным».

Поскольку компостирование людей - это новая технология на похоронах, Салкин из Sinai Memorial (еврейское похоронное бюро) говорит, что его сотрудники будут более глубоко изучать фактический процесс происходящий с телом умершего и его совместимость с еврейским законом, прежде чем занять по нему позицию: «Бюро активно занимается изучением компостирования человека. Мы заинтересованы в этом как в новом «зеленом» подходе, который может соответствовать или не соответствовать традиционным еврейским ценностям. Мы собираемся погрузиться в еврейские респонсы («вопросы и ответы» о повседневной жизни иудеев) и вопросы о том, допустимо ли это с галахической точки зрения», - сказал он.
По словам Салкина, Синай Мемориал помогает семьям «облегчать» (я так понял, что морально поддерживать) кремацию, если они того захотят, и, вероятно, предоставит аналогичную услугу тем, кто выберет компостирование людей.
По его же словам, примерно 65 процентов жителей Калифорнии выбирают кремацию в качестве своего окончательного решения. Округ Марин в штате имеет самые высокие показатели в штате - 90 процентов. Сколько же иудеев прошло через эту процедуру - руководитель похоронного бюро информацию не дал, сославшись на неосведомлённость.

НЕКОТОРЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ НЮАНСЫ
Человеческое компостирование пользуется своей экологической репутацией, но разве сам процесс (превращение в богатую питательными веществами почву посредством «естественной органической редукции») - не происходит после разложения погребенного тела?
Это правильно и верно в отношении «зеленых похорон», совершаемых без использования химикатов для бальзамирования (включая токсичный формальдегид) и часто без гроба.
Другие выбирают биоразлагаемые гробы, сделанные из необработанной древесины. Тело или гроб помещают прямо в могилу без бетонных ящиков, известных как усыпальницы или вкладыши, которые на традиционном американском кладбище пронизывают землю сотами. Они используются для поддержки земли под тяжелыми надгробными сооружениями, а также для предотвращения неравномерного опускания полос зеленой лужайки на кладбищах.

Многое из того, что определяет зеленое захоронение, уже является частью традиционных еврейских захоронений.
Часть территорий действующих для захоронений еврейских кладбищ уже отдаются для таких «зелёных» захоронений.

Экологические преимущества компостирования человека и зеленого захоронения могут быть одинаковыми, но цены - нет.
Человеческое компостирование стоимостью около 7000 долларов составляет примерно половину начальной стоимости зеленого захоронения на кладбище.

ИСТОРИЯ ОБ ОДНОЙ ЕВРЕЙКЕ, КОТОРАЯ ПЕРЕДПОЧЛА КОМПОСТИРОВАНИЕ СВОЕГО ТЕЛА ТРАДИЦИОННОМУ ЗАХОРОНЕНИЮ


Рут Готтштейн дома в округе Амадор, апрель 2021 года.

Рут Готтштейн скончалась 30 августа 2022 года в возрасте 100 лет. Поскольку компостирование человека еще не было разрешено законом в Калифорнии, Адам Готтштейн организовал компостирование тела своей матери в Вашингтоне.
Ближайшее похоронное бюро подготовило ее тело к 12-часовой поездке, а затем Готштейн отвез ее с соответствующими документами в Сиэтл, чтобы вернуться домой.

По словам ее сына, это был план, который подписала сама Рут. Она всегда опережала свое время: с самого начала активно участвовала в движениях за гражданские права, права геев и феминисток, она также руководила собственным издательством и была дочерью художника- монументалиста Coit Tower Бернарда Закхейма.

Это был легкий выбор и для ее сына.

«Как стареющий хиппи и защитник окружающей среды, я просто чувствую, что это то направление, в котором мы должны двигаться», - сказал он.

Останки его матери были возвращены в нескольких больших и малых мешках из мешковины. Маленькие были отданы другим членам семьи и друзьям, которые попросили «немного Рут», как выразился Готтштейн.



Адам Готтштейн с органическими останками своей матери Рут Готтштейн, чье тело прошло процесс компостирования и было возвращено через пару месяцев. (Фото/Лора Полл)

Остальное было смешано с почвой, чтобы подкормить деревья и растения на пышном участке Готштейна в Северной Калифорнии.
Он сказал, что будет приятно посмотреть на сад и узнать, что что-то от нее там все еще растет и питает землю.

«Такое ощущение, что мама здесь», - сказал он. «Таким образом, я её чувствую очень настоящей для меня».


Вкратце как-то так…

"РАДИОСТАНЦИЯ PADOLSKI" - НАЖМИ И СЛУШАЙ!!!

похороны, иудейство, похоронное дело

Previous post Next post
Up