«Взятие Рейхстага» или тот случай, когда идеологические штампы во вред

Jan 23, 2021 12:19



Не, ну чтобы предполагать о том, что знаменитая фотография Евгения Халдея «Подъём флага над Рейстагом» - не постановочная, я никогда не думал.
Ибо, то, что касается идеологии, к примеру, даже у нас, в Беларуси - процентов на девяносто (если не больше) сплошная имитация. Чего уже говорить об идеологии Советского Союза?
Тем более, когда необходима «картинка». И в данном конкретном случае (флаг над Рейхстагом) тактика постановочного фото тут была оправдана. Советским людям, измученным, войной - нужно было красивое подтверждение того, что их усилия и жертвы не напрасны, а враг действительно разбит.
Просто, когда на зарубежных форумах столкнулся с тем, что с описанием других перестановок кадре, несоответствующих реальной картинке с места съёмки на то время, часть зарубежных юношей обвиняли советского воина-освободителя в мародёрстве. И тому подтверждение - несколько часов в исходном кадре. Типа, даже сам фотограф по этой причине прибегнул к фоторетуши, чтобы удалить лишние.
С этого момента мне уже стало совсем интересно, и я начал своё расследование.
Длилось оно весь вечер и часть воскресного утра. Вот вам факты по этому поводу, подтвержденные из различных источников.
1. Фотография действительно постановочная, чего автор Евгений Халдей никогда не скрывал, называя его символом победы советского народа над фашистской Германией.
2. Наряду с многими другими подобными снимками других фавторов, именно этот кадр, опубликованный в журнале «Огонёк» 13 мая 1945 года стал популярным и хрестоматийным.
3. Фотография действительно потребовала ретуши, но только по идеологическим соображениям главного редактора журнала: добавлен дым пожара для придания фотографии драматичности и действительно были удалены лишние «часы»…


4. Откуда было знать руководителю журнала, далёкому от воинской службы, что младшим командирам (как и старшим) в советской армии, коим и являлся старший сержант Абдулхаким Исмаилов, кроме часов, необходимо было для ориентировки по местности во время боя иметь ещё и компасы?
5. Для того, чтобы избежать обвинений в мародёрстве с руки воина были затёрты иголкой именно компас модели Адрианова.
6. Каких-либо других изменений в кадре не было.
Выводы: вмешательство в и без того постановочный кадр идеологов (как правило далёких от реалий, но исходящих из «политической целесообразности») - не избавляет от дальнейших вопросов, а наоборот их провоцируют.
Вот такие, братцы, дела…

фотография, идеология, история, вредительство

Previous post Next post
Up