Оно готово и этого Путина принять, и того, кто будет еще хуже. Лишь бы платил две копейки да обманывал, что мы - великие. Потому что равновесие между чувством и долгом, между глупым сердцем и ненужным умом нарушено давно. И не Путина любит наш богоносец, а себя восхваляющий обман. Не его любит, нас ненавидит - умников, интеллектуалов, критиканов. Не первый век, не первый раз; с ожесточением. С искренней злобой, с которой рубил, жег и вешал господ в революцию, с которой аплодировал, когда втаптывали в пол врагов народа, и довольно молчал, когда травили диссидентуру. Все чужие, он один родной. Как отец народов. Всех ненавидит, себя терпит. С трудом.
<...>
А все революции были только против нас. Только господ-умников, только бар ненавистных, с которыми стилистические расхождения, готов был топтать и топтал. Самое смешное, что мы не бары. <...> А отвечаем мы, вина которых только в том, что все понимаем и унижение богоносца ощущаем как собственное. Ему что: ссы в глаза - Путина роса. А нам больно, потому что такие рефлексы; хотелось бы, может, и других (в минуту слабости, в мгновение подлости), но иных нет.
<...>
Мы ищем точку, в которой богоносец, как неблагодарный возлюбленный, сможет понять, что без нас ему смерть. Не та, что от голода, а та, что без смысла. Потому что именно мы пишем историю, изменить которую не в состоянии.
Михаила Берг. Статья
"Возвращение в ад".
Михаил Берг хорошо и точно пишет про роль интеллектуалов и интеллигенции для каждого общества (хотя, в статье пишет про конкретно наше, российское).
Интеллигенция, в силу своего профессионального интереса к категориям этическим и надматериальным, формирует определенные ориентиры для тех, кто, опять же, в силу профессии, занят вещами более земными. В этом состоит громадная ответственность интеллектуалов - формировать, обозначивать этические ценности, своей просветиттельской деятельностью способствовать распространению этих ценностей. Именно в таком смысле необходимо рассматривать различные встречи писателей, музыкантов и прочих культурных элит с людоедами от власти - а вовсе не в том, что это личное дело интеллигенции или власти (тем более, что освещаемые в СМИ встречи уже не смогут считаться личными).
В контексте же нашей российской истории автор точно подмечает отношение власти (которая в России всегда над-народная, в результате чего антинародная) к интеллигенции - уничижение и уничтожение. Антинародной власти всегда нужна послушная ручная интеллигенция, которая будет легитимизировать ее в глазах недумающего большинства.