эх, позволю себе тряхнуть стариной и немного поразмышлять вслух. благо,
повод есть - и он созвучен тому, над чем я задумываюсь уже неоднократно.
кто такие реконы?
если коротко, то еще лет десять-пятнадцать назад длинноволосые дядьки (не путать с хиппи) с рюкзаком-ростовиком за плечами и потертыми Стилами - почти непременно оказывались "ролевиками". толкинистами, любителями Перумова или еще кого - например, славянских сказок... втихую, подпольно, в сарае на огороде, или дома, или в подсобке спортзала ( если зимой) хранились "полена" - учебные деревянные мечи, самодельные хилые луки, по-детски обточенные стрелы... да, все мы родом из робин-гудов или айвенго. но у некоторых это не конец, а начало.
а дальше : толкинулся сам - толкини ближнего своего... подростки подросли, возмужали и стали офисными клерками, стали доступны не только "самиздат" и напильник дяди Коли. "понтов" тоже стало больше. и полегче дышалось в плане свободы выбора - милиция не так гоняла тех, кто соглашался "пиарить" мэрию на День города, иногда - как в Луцке, "рыцари" сделали имя и неплохой гэшефт от туристов и новобрачных - поэтому им даже благосклонно помогали разместить приезжих коллег, устроить фест прямо в замке, и т.п. но это длилось недолго.
постепенно "ролевое движение" разбивалось и дробилось - подросли "анимешники", историки стали заниматься фестами своей эпохи (Япония,Моголы, Галицко-Волынское Княжество, викинги, Киевская Русь,Франция эпохи Столетней войны ), конкурировать и ужесточать правила участия в клубе/фесте/ движении... из отдушины - убежища от проблем или применения своих знаний, умений , навыков и талантов - и конечно, общения с теми, кто "в теме" - увлечение превратилось в элитный клуб для хорошо зарабатывающих людей, у которых достаточно свободного времени и средств для поездок, покупки материалов и изучения "источников". немногие могут вручную пошить костюм - зато многие найдутся, кто этот костюм купит. и так же - с доспехом... появились "профессиональные" исторические реконструкторы - которые - как ни парадоксально - не имеют сертифицированного гос. образования по истории, но знают больше музейных работников. и при этом восстанавливают по раскопкам и монографиям реальные артефакты исторического периода, предоставляя к нему "паспорт" - подробное описание с указанием на достоверные научные данные. экспонат "выходит в свет", а не пылится за стеклом.
и это не идеализация.
идеализация - у начинающих, которые мыслят категориями 90х, когда нищий студент приходил в "тусовку", и его энтузиазм был главным пропуском.
идеализация - видеть в дядьках в "прикиде" викинга или витязя (эх, люди, почитайте историю - не Киселева, а летописи, что творили эти "светлые головы" в реальности, особенно за деньги Византийского Золотого Двора), который радостно должен предоставить всем желающим то, на что он положил кучу времени, стараний, нервов, - либо денег. собственных - оргианизаторы обычно для детей и "цивилов" приберегают продукцию китайской легкой промышленности - попросту говоря - они выдают игрушечные луки\стрелы\мечи... которые, между прочим, не настолько мощны, чтобы покалечить. поиграть - и весь "фан". а "викинги" (или рыцари - которые, кстати, отлично "продавались" своему феодалу и сметали начисто поселения крестьян соседнего землевладельца, а не чинно вздыхали о чести-доблести) - для антуража - сделать атмосферу, фото, показушные бои...
я была участником одного мероприятия. пришлось раз двадцать объяснять толпе "цивилов", что поединок - это опасно. что за ограждения заходить нельзя ни в коем случае, что интересный кадр на телефончик не стоит сотрясения мозга - вас, или парня, который на вас отвлекся и лишился шлема. если вы берете в руки оружие - его надо уважать. если Вам не дали погладить тигра в зоопарке - вы не обижаетесь, а смотрите издалека, не обижаясь на смотрителей за то, что не разрешают. реконы тоже "смотрители тигров" - своих, ручных.
когда мы приходим в музей, мы видим готовый результат. и слышим готовый текст экскурсии. не думая, сколько времени заняла ее подготовка. ожидая просто, что нам предоставят профессиональную услугу.
приходя на фестиваль, - особенно если мы платим в казну города, а не самого фестиваля - вряд ли мы получим "развлечения". мы получаем тот же "антураж" и возможность посмотреть результат, - и все. вы на их территории, вы - гость.
к слову - почему тогда они выступают, а не только "варятся в своем соку" - на закрытых фестивалях или в музеях под открытым небом (Хадебю, например)? по той же прозаической причине, почему они же - "настоящие мужики" с секирой/мечом / в костюме самурая и т.п. - побоялись, что их запретят - найдет и "прикроют лавочку", объявят бандформированием или поставят на учет в "органах". у них же уже налаженный быт, семьи, дети в домоткани и "правильной" обувке, работа и долгожданный отпуск в Польше (Волин, если кто не знает). или они верят, что они крутые потомки викингов, и "проблемы сметных" - политика, подорожание, - это не для них. до них война не докатится... попивать себе пиво, хаять "овец-христиан", которые ничего не смыслят (рун не знают, материться не могут и что-то твердят о милосердии, ха)...
почему же они тогда начинают заниматься тем, что требует столь большого ресурса времени и финансов?
а главное - мозгов?
я могу ошибаться, - это часть и моего жизненного опыта, - я лично знакома со многими реконами и ролевиками, а также с некоторыми байкерами и хиппи - могу быть субъективной. но мне видится - и образование позволяет кое-что заметить - что причин здесь несколько:
1. причина нумеро ан, как говорится - окружение. когда подросток, например, ищет себя, он ищет ... "свою стаю". он ищет тех, кто оценит, примет и поддержит то, что он умеет, знает и может. глупо хвастаться умением вязать одной спицей в секции по плаванию, например;) а вот "блеснуть" пониманием и памятью на то, из чего делали украшения в Бирке - как раз в КИР к месту. и юмор - специфичный, исторический - тоже сыграет на руку.
2. причина нумеро ду - как говорил Гру, - в той же причастности, но уже с другой стороны. быть частью чего-то увлекательного, экзотического или великого (как прошедшие знаменитые эпохи) - престижно и интересно. есть чем похвастаться. а еще - прожить то, что уже состоялось, прочувствовать "инициации", "паттерны", "архетипы" - как точно подметил Юнг - еще он говорил о сказках.
3. причина нумеро труа, -в системе ценностей и похожести темпераментов. есть реконы, которые любят "рубиться", есть те, которые рьяно откапывают способы ткачества или вязки на спице. и схожая система ценностей дает повод пообщаться и обсудить, провести вместе время и отдохнуть, "подзарядить батарейки". а еще - по привычке - реконы иногда создают семьи с своем кругу, растят детей, потихоньку стареют и становятся легендами для новичков. это тоже приятно, согласитесь;)
4. и четвертая - в том, что так проще. да, уйти на время туда, где нет толерастии, копирайта и инфляции, - где все кажется более настоящим (еда, натуральные ткани, ремесла и язычество - чем не рай для любителей Эко и штайнеровских последователей?). и зря кто-то сводит это к банальному эскейпизму - это не зависимость, а отдушина. у кого-то - шитье или кухня, у кого-то рыбалка, - а реконов и геймеров сразу клеймят зависимостью... человеку необходимо иногда уйти от привычного окружения, иначе он просто сойдет с ума - поток информации вокруг слишком велик и интенсивен, а еще он противоречив. в этом реконы похожи на верующих - они восполняют свои ресурсы.
5. и главная, на мой взгляд, - причина. это попытка понять мир - и себя. понять то, что менялось, и то, что происходит вокруг. найти отклик тому, что зацепило в детстве или в подростковом возрасте. то, что зазвучало, или то, что обрело звук, когда человек стал взрослым.
у каждого из нас есть то, что нас питает. то, что дает смысл, краски и воздух каждому дню.
и каждый - если он не нарушает грубо права и личное пространство других людей - заслуживает уважения к своим увлечениям и способу жизни. каждый имеет на это право. не судите по себе - люди разные.
давайте уважать друг друга, а не только реагировать на то, что происходит вокруг нас с позиции получателя эмоций.
давайте быть взрослыми.
и спасибо тем, кто дочитал до конца.
приятного дня!