О том, почему нам бывает невесело

Nov 16, 2015 19:32

Оригинал взят у utro_vecher в О том, почему нам бывает невесело
Как на мой вкус, так одна из самых удачных в плане ясности, четкости и доходчивости попыток популярного изложения фундаментальной структуры психологических проблем у человека с точки зрения когнитивной психотерапии.

Любезно перевел и запощиваю для почтеннейшей аудитории.
Читайте.

Эмоциональная проблема обычно проясняется с помощью исследования трех уровней мышления

Эти три уровня мышления - это негативные автоматические мысли, и скрывающиеся под ними предположения и правила, а затем глубинные идеи.

Негативные автоматические мысли связаны с конкретной ситуацией и непроизвольно "всплывают" в голове у человека, когда он испытывает эмоциональный стресс, например, находится в депрессии или тревожится. Они выглядят для человека весьма убедительными и от них сложно отмахнуться. Человек часто не отдает себе отчета в собственных автоматических мыслях, но их легко заметить с помощью стандартных вопросов КБТ-терапии наподобие: "О чем вы думали в тот момент, когда появились на совещании с опозданием?" (ответ клиента: "Я всегда опаздываю. Я недисциплинированный раздолбай. Мои коллеги плохо подумают про меня"). Негативные автоматические мысли могут запускаться или внешними событиями или внутренними (например, буханье сердца: "У меня сердечный приступ... Твою ж мать... Я так помру"). Также негативные автоматические мысли могут принимать визуальную форму - например, человек представляет себе, как он будет "умирать от стыда" если вдруг неудачно выполнит свои обязанности шафера на свадьбе лучшего друга. Клиенты обычно лучше отдают себе отчет в том, что они чувствуют, нежели о мыслях, которые порождают эти чувства (Бек, 2011).

Скрытые предположения (например, "если мне будет удаваться производить впечатление на людей, тогда я буду продвигаться вперед в жизни") и правила (например, "Я не должен подводить людей") регулируют поведение, устанавливают стандарты и формируют правила, которым следует человек. Человек обычно не отдает себе отчета в имеющихся у него предположениях и правилах такого рода, и клиентам бывает трудно их заметить у себя. Скрытые предположения обычно определяются через использование слов "если... то" или "пока не... тогда", а правила обычно выражаются с помощью "следует" и "должен" утверждений. Таковые предположения и правила представляют собой имеющиеся в наличии у данного человека способы избежать столкновения "лицом к лицу" с его негативными глубинными идеями (например, "я бестолковый"). Справедливость этих глубинных идей не ставится человеком под вопрос, и таким образом имеющиеся предположения и правила - подкрепляют и усиливают их. Проблема начинает вырисовываться на горизонте у человека тогда, когда его поведение не такое, каким должно бы быть, стандарты не соблюдены или правила нарушены"; "проблемой" здесь мы называем активацию негативных глубинных идей, до этого находившихся в "спящем" состоянии. Бек и коллеги (1985) считают, что дезадаптивные предположения часто фокусируются на трех основных темах: признание (например, "Я плохой человек если меня никто не любит"), способности ("Я то, чего я добился") и контроль (например, "Я не должен просить о помощи"). Предположения и правила проявляются в широком спектре ситуаций, кросс-ситуативны, и их нередко называют опосредующими идеями в силу того, что они занимают место между негативными автоматическими мыслями и глубинными идеями (Бек, 2011).

Глубинные идеи (также известные как схемы, см. ниже) - это третий, и самый глубинный уровень мышления. Негативные глубинные идеи всегда представляют собой чрезмерное обобщение и не предполагают никаких условий (например, "Я бестолковый"). Обычно они формируются в раннем детстве в ходе научения и пребывают в "спящем" виде до момента их активации подходящими жизненными событиями (например, клиент получает возможность счесть себя бестолковым в силу того, что не справился соответствовать собственным стандартам продуктивности, пунктуальности и дисциплинированности). Однажды активировавшись, негативные глубинные идеи начинают искажать информацию, и эти искажения подтверждают эту идею и отрицают противоречащую информацию (например, "И что с того, что я в большинстве случаев вовремя прихожу на совещания?"). Глубинные идеи могут быть по поводу себя самого ("Меня невозможно полюбить"), других людей ("Нельзя никому верить"), и о жизни в целом ("Все обстоятельства против меня"). Если стрессовая ситуация заканчивается, негативные глубинные идеи деактивируются, возвращаются в "спящий" вид, и снова возвращается более позитивный взгляд на вещи (клиенты с личностными расстройствами могут обладать постоянно активированными негативными глубинными идеями).

Как эти три уровня взаимодействуют? У человека портится настроение от того, что он не получил блестящие оценки на экзамене. Его спящая глубинная идея "Я лузер" активируется в силу того, что он не справился соответствовать имеющемуся у него жесткому правилу делать самым лучшим образом все, что он делает, и его голова заполоняется негативными автоматическими мыслями "Я не могу показаться в универе. Бежать и спрятаться. Весь универ будет смеяться надо мной и тыкать пальцами". Работа на уровне негативных автоматических мыслей способствует облегчению симптоматики, а работа над дезадаптивными предположениями / правилами и негативными глубинными идеями снижает уязвимость клиента к будущим возможным эпизодам потери эмоционального равновесия. Типичная стратегия когнитивно-поведенческой психотерапии заключается в начальной работе на уровне негативных автоматических мыслей, и далее - коррекции скрытых предположений / правил и глубинных идей. [...]

Завершить мы намерены техническим примечанием о схемах и глубинных идеях. Когнитивные схемы представляют собой "организованные структуры сохраненной информации, которые содержат восприятие человеком себя и других, своих целей, ожиданий и воспоминаний" (Beck and Dozois, 2011). Глубинные идеи (например, "Я плохой" и "Людям нельзя верить") представляют собой содержание схем. Как очевидно из приведенных примеров, КБТ сосредотачивается на дезадаптивных когнитивных схемах, которые обрабатывают входящую информацию искаженным в негативном направлении, и с трудом изменяющимся образом. Для некоторых авторов в области КБТ эти термины, схемы и глубинные идеи, взаимозаменяемы в силу того, что "хотя схемы и представляют собой узловые точки когнитивной сети, они могут быть вербализованы в форме идей" (Dobson, 2012). Мы тоже используем эти термины как взаимозаменяемые на протяжении всей книги.

(с) Neenan, M. "Cognitive Behaviour Therapy: 100 Key Points and Techniques".
Previous post Next post
Up