Заявление миссии МВФ по Республике Беларусь

Mar 18, 2015 17:43


Пресс-релиз № 15/117
ДЛЯ НЕМЕДЛЕННОГО ВЫПУСКА
17 марта 2015 года
Заявление миссии МВФ по Республике Беларусь
Пресс-релизы по завершении работы миссии содержат заявления сотрудников МВФ, которые отражают предварительные выводы, сделанные после визита в страну. Взгляды, изложенные в данном пресс-релизе, являются взглядами сотрудников МВФ и могут не совпадать с мнением Исполнительного совета МВФ. На основе предварительных выводов миссии сотрудники подготовят доклад, который, после его утверждения руководством, будет представлен Исполнительному совету МВФ для обсуждения и принятия решения.

Миссия Международного Валютного Фонда (МВФ) под руководством г-на Дэвида Хофмана находилась в Беларуси в период с 5 по 16 марта с целью проведения консультаций 2015 года по Статье IV с властями страны. Миссия провела встречи с Премьер-министром Андреем В. Кобяковым, Председателем Правления Национального банка Павлом В. Каллауром, Первым Заместителем Премьер-министра Василием С. Матюшевским, Министром экономики Владимиром И. Зиновским, Первым Заместителем Министра финансов Максимом Л. Ермоловичем, а также с представителями научно-исследовательских учреждений, бизнеса и дипломатического сообщества. По завершении миссии г-н Хофман сделал сегодня в Минске следующее заявление: «В экономической модели Беларуси сохраняется высокая степень уязвимости к экономическим шокам, что вновь наглядно проявилось в период недавней нестабильности на рынке, вызванной ухудшением внешних условий. Периодическое возникновение давления обусловлено сохраняющейся невозможностью обеспечить устойчивый рост в рамках действующей в Беларуси модели централизованного планирования с ее чрезмерным регулированием. Часто повторяющиеся периоды проведения макроэкономической политики, направленной на стимулирование роста, подпитывали инфляцию и вели к возникновению внешних дисбалансов, а также к сохранению высокой зависимости страны от привлечения произвольного внешнего финансирования.
Необходимо безотлагательно осуществить решительную переориентацию экономической политики в целях обеспечения стабильности и устойчивого восстановления экономики; и при этом рекомендации недавних миссий МВФ остаются весьма актуальными. Первые шаги, предпринятые властями после перестановок кадров в экономическом блоке органов управления в декабре, были обнадеживающими. После первоначальных нецелесообразных попыток сдержать растущее давление на обменный курс за счет административных мер, НБРБ допустил значительное ослабление курса белорусского рубля. НБРБ также начал переход к более гибкому режиму обменного курса, хотя гибкость нового режима еще предстоит проверить на практике. Действуя должным образом, НБРБ также существенно ужесточил денежно-кредитную политику. Административные меры были отменены либо частично сняты, хотя полная отмена вызывающего значительные перекосы запрета на повышение цен остается первоочередной задачей. Критически важно будет довести до конца эти первоначальные шаги и далее решительно ужесточить макроэкономическую политику, в том числе посредством жесткого управления внутренним спросом, в целях быстрого сокращения сохраняющихся внутренних и внешних дисбалансов. В частности, НБРБ следует завершить переход к режиму свободно плавающего курса и в полной мере внедрить режим таргетирования денежной массы, который будет явно нацелен на снижение инфляции до уровня однозначных показателей. В 2015 году следует сохранять заработную плату неизменной в номинальном выражении, чтобы компенсировать ее чрезмерный рост в прошлые периоды и сохранить повышение конкурентоспособности, обеспеченное за счет недавней корректировки обменного курса. Властям также следует использовать проявляющуюся в последнее время тенденцию к сокращению директивного кредитования и быстро осуществить дальнейшее сокращение такого кредитования в целях его полной поэтапной ликвидации в среднесрочной перспективе. Правительству следует сохранить в бюджете всю сумму непредвиденных доходов, которые сформируются в текущем году в связи с договоренностью с Российской Федерацией о том, что таможенная пошлина на нефтепродукты не будет перечисляться в российский бюджет, что подразумевает формирование в текущем году небольшого профицита бюджета. В то же время с учетом возрастающих рисков в отношении финансовой стабильности НБРБ следует осуществлять тщательный мониторинг банковской системы. Глубокие структурные реформы по-прежнему являются критически важными для обеспечения будущего устойчивого роста и выхода из цикла повторяющихся кризисов. В этой связи миссия настоятельно рекомендует властям разработать и реализовать амбициозную программу реформ, где основные усилия будут сосредоточены наначальном этапе, причем эта программа реформ должна быть однозначно направлена на усиление рыночной ориентации экономики. Данная программа должна включать: решительную либерализацию цен, в том числе и план быстрого повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги и транспорт до уровня полного возмещения затрат с четко установленными сроками; быстрое поэтапное устранение обязательных целевых показателей для предприятий; внушающие доверие планы приватизации в корпоративном и банковском секторах; укрепление системы социальной защиты в целях поддержки уязвимых слоев населения. Для новой программы с МВФ по-прежнему требуется внушающее доверие серьезное намерение, выраженное на самом высоком уровне, реализовать комплексный пакет глубоких структурных реформ и последовательной макроэкономической политики, который мог бы быть поддержан Исполнительным советом МВФ. Такой пакет мер должен включать в полной мере гибкий обменный курс, надлежаще жесткую макроэкономическую политику и смелые структурные реформы с концентрацией основных усилий на начальном этапе. Если власти смогут продемонстрировать свою готовность к таким решительным изменениям в своей экономической политике, МВФ готов начать работать над новой программой.
 Миссия благодарит власти и других партнеров за теплый прием и за откровенные и конструктивные дискуссии».

Экономика, Беларусь

Previous post Next post
Up