О.Рябцева
― На днях пресс-секретарь президента Российской Федерации Дмитрий Песков заявил, что России нужны гарантии того, что Украина не войдет в НАТО. Ну, собственно, мы прилетели для этого. Могли бы вы нам сейчас дать гарантию, что Украина не войдет в НАТО, ну или, наоборот, войдет?
Й.Столтенберг
― Собственно, ваш вопрос доказывает, насколько вам чуждо, вы плохо понимаете концепцию суверенной страны. В итоговом акте Хельсинском, который мы подписывали еще с Советским Союзом и в очень многих других документах, подписанных Россией и НАТО как и организацией, так и отдельными членами, сказано, что любое суверенное государство самостоятельно может решить, хочет ли оно быть членом того или иного альянса или организации, нацеленной на обеспечение безопасности. И в принципе сам такой вопрос, он как бы является покушением на суверенный выбор Украины.
Несколько лет назад Украина решила не вступать ни в один блок, ни в один военный альянс. И я это решение уважал. Сейчас на Украине ведутся дебаты, есть предложение изменить это решение. Если такое решение будет принято, если они захотят вступить в НАТО, я буду уважать их решение, но такое решение должно приниматься на Украине. А если такое решение будет принято, страну, которая отвечает стандартам, которая уважает базовые принципы НАТО, может стать в принципе членом НАТО. Но это решение должно приниматься самой страной. Не одна третья страна, не входящая в НАТО, не может рассчитывать на право вето или каким-либо образом влиять на решение суверенной страны, такой, как Украина. В этом, собственно, принцип суверенного права принятия решений.
О.Рябцева
― Господин генеральный секретарь, простите ради бога, вы не могли мне еще раз объяснить. То есть сейчас не ведутся разговоры о том, чтобы Украина вошла в НАТО?
Й.Столтенберг
― Еще несколько лет назад Украина приняла решение, что не будет стремиться вступить в НАТО. Я это решение Украины уважаю. Затем новое правительство заявило, что планирует провести референдум по вопросу вступления в НАТО. Ну что я могу сказать? Сначала должен состояться такой референдум. Не знаю, когда. Если через нес лет такой референдум состоится, тогда пускай граждане Украины решат. Если большинство жителей решит не менять политику и не подавать заявку на вступление в НАТО, тогда вопрос снимается. Но если большинство граждан на референдуме, который будет организован правительством, выскажется за членство, тогда действительно такой вопрос возникнет. Ну а дальше нужно будет уже смотреть, отвечает ли Украина нашим стандартам, соблюдает ли она все принципа демократии, свободы, может ли она теоретически стать членом НАТО. Но это вопрос для нас следующего обсуждения при условии, что они действительно будет хотеть вступить в члены НАТО.