Здраствуйте, дорогие мои читатели. Сегодня я расскажу вам подробности о социальном эксперименте Cursoriam - создании антиукрадабельного ситибайка. Ведь не секрет, что велосипеды воруют, парковать безопасно их почти негде, а перемещаться по городу минуя пробки как-то надо. На первый взгляд казалось бы безвыходная ситуация и пора садится за руль автомобиля оснащённого парой-другой противоугонных систем, и тупить в пробке. Но всесторонне изучив проблему я пришёл к выводу, что выход есть! Да, по городу можно перемещаться на велосипеде, экономить деньги на бензине и общественном транспорте, парковаться где придётся и не бояться, что домой придётся идти пешком. Я расскажу вам об этом онлайн, бесплатно, без смс в моём ЖЖ. Именно тут вы сможете наблюдать за всем ходом проекта с его зарождения и до финальной точки которая будет поставлена через 365 дней.
Вообще вся эта история началась с довольно забавного момента - перед фитнесс-клубом который я посещаю тротуар размечен как автопарковка, но нету банальной стойки для велосипедов у входа. А внутри, в холле, байк парковать нельзя - менеджеры клуба против. Единственный вариант - к ближайшему столбу или забору метрах в 100. И бросить минимум на час без присмотра, учитывая что мой основной байк стоит как парочка годовых абонементов в клуб. Конечно есть вариант посещать клуб добираясь на общественном транспорте, но это 35 р. в одну сторону, а обратно все 300, ибо последний автобус загород отходит в 22 часа, а я только к 23 заканчиваю жать железо в качалке. В итоге - трамвай, электричка, такси - три вида транспорта с пересадками чтобы попасть домой к половине первого ночи. При том, что до клуба мне минут 30 ехать на своём байке.
Но выход есть. Он всегда есть, если пошевелить содержимым тыковки.
Первая часть велосипедного балета.
Для начала берём дешёвый байк десяток поездок в клуб на котором окупят его стоимость. Я для этой цели попросил у компании
ВелоДрайв один велосипед из программы
FreeBike. Заодно получится проверить насколько качественно ребята восстанавливают б\у велосипеды для свободного пользования горожанами (в ближайшее время выложу сравнительную статью по фрибайкам в ЖЖ). Мне достался
Forward Capella 102 - ситибайк на 28" колёсах с V-брейками и багажником. Он кстати сразу же завёл себе твиттер @cursoriam и страничку ВКонтакте
http://vk.com/cursoriam что бы описывать там всё происходящее с ним.
Что бы не лукавить (не забываем, что наш социальный эксперимент расчитан на всех) выведем две формулы окупаемости. Частную - для моего случая, и общую - для рядового жителя.
Моя формула стоимости: 35р. маршрутка от дома до клуба + 25р. трамвай от клуба до ж\д + 32р. электричка до моей местности + 250р. такси от ж\д до дома = 342р. за поездку, не считая затрат времени на ожидание транспорта. Стоимость нового велосипеда 5т.р., + замка Author ACHL-55 750р. = 5750р.
5750 / 342 = 16.8
~ 17 поездок до клуба окупят затраты на новый велосипед и велозамок. Это полтора месяца посещения клуба если ходить раза три в неделю. Забудем о том, что велосипед б\у ;) и стоит 3 тысячи максимум.
Усреднённая формула стоимости для горожанина ежедневно едущего из спального района до ближайшего метро на маршрутке: 30р. до метро, 30 р. от метро = 60р. в день. *5 рабочих дней = 300р. в неделю *4 недели = 1200р. в месяц * 5 месяцев сезона (для неженок) = 6000р.
За полгода велосипед окупает свою стоимость.
Вторая часть велосипедного балета.
Изучая вопрос всесторонне я подсел на ветки форумов и соц.сетей посвящённые велокражам. Знаете как выглядит типичное (90% от общего числа) объявление о том, что у человека украли велосипед?
"Помогите, украли велосипед! Stels (Stark, Merida), новенький, из особых примет - нет катафота (на педали, колесе) и протёрто седло справа (слева)!"
Блин, когда же люди научатся хотя бы записывать серийный номер своего велосипеда выбитый на каретке рамы в районе педалей снизу? А "особые приметы" под которые подпадает 99% велосипедов той же марки - это вообще смех. Все, исключительно все люди продирают седло прислоняя велосипед к стенам или кладя его на асфальт. И почти у всех отваливаются катафоты на первой сотне. И что? Тормозить каждого встречного на велосипеде означенной марки и по этим приметам сдавать в полицию?
Итак - делаем свой городской велосипед узнаваемым и снабжаем его особыми приметами. Белочка на руле и звонок розового цвета не годятся - если вор не наркоман, он от них избавится в первую очередь. Наша задача сделать так, чтобы при взгляде на этот велосипед потенциальному вору было понятно, что сбыть украденное за сколько-нибудь приличные деньги не получится, а если и получится - то нам и нашим друзьям найти велосипед на барахолке (в комиссионке) должно быть проще простого. Попросту - приводим велосипед в нетоварный вид не снижая его основных ходовых качеств.
Тут нам поможет шкурка, краска, перманентный маркер. И не старайтесь сделать всё красиво - вам не на конкурсе красоты выступать, и не по подиуму ездить. Раскраска велосипеда должна быть максимально легко описуема в объявлении о пропаже.
"Крылья чёрные с белыми окончаниями, верхняя труба рамы белая, с надписью @cursoriam, нижняя красная с надписью Forward, задние перья армейского зелёного цвета."
Ещё по мелочи: все легкоснимаемые эксцентрики (подседельная труба, колёса) меняем на обычные оси или болты. В вашем дешёвом велосипеде скорее всего будут стоят оси под гайку, а вот подседельный эксцентрик так и манит возможностью быстро снять седло. Отстройте его 1 раз под себя и завинтите намертво болтом. Вся навеска (переключатели, тормоза) должа быть без ярких лейблов шимано\срам. Что получается отодрать - сдерите. Что не получается - зашкурьте. Ценность обвеса визуально должна говорить вору о том, что даже выкинув крашенную раму и пустив велик "на раздербан" он выручит денег меньше, чем потратит времени на перекусывание цепи.
Третья часть велосипедного балета.
Ну, и конечно же о самом главном. Замок. Вообще бытует мнение, что замок должен быть равным по стоимости велосипеду, тогда точно не угонят. Но, дополнительно вкладывать финансы в замок у меня желания нету, так что воспользуюсь завалявшимся в ящике
Author ACHL-55 (цепь в оболочке). Она не сможет противостоять только метровому болторезу либо термитному стержню. Арсеналу обычных воров-наркоманов, которые могут по укурке кромсать плоскогубцами велотросик в течении получаса (в то время, как он разрывается руками за минуту) цепь должна противостоять с успехом. Остальным рекомендую использовать замок системы U-lock (скоба) предварительно изучив вопрос, чтобы не напороться на вариант с замком открываемом обычной шариковой ручкой ;)
Итак, сплясали все части балета вроде бы? Велосипед готов, замок в наличии - остались ходовые испытания.
Начнём отсчёт с 28.07 (дня ВМФ) когда я получил велосипед в ВелоДрайве. Попробуем проездить на нём в течении года по делам, оставляя его в различных местах: на парковках у метро, на перехватывыющих велопарковках, пристёгивая к столбам в центре города, оставляя в стойках у гипермаркетов. Если повезёт достать шиповку на 28" гибрид - будем ездить и зимой. Каждый выезд велосипед будет самостоятельно освещать в своём микроблоге
ВКонтакте и
Твиттере. Рассказывать о местах безопасной парковки, новых велопарковках, сэкономленных на поездках средствах, затраченном времени. Подписывайтесь и следите.
В своём ЖЖ я буду освещать только наиболее важные моменты из жизни велосипеда. Ну и конечно подведу некоторые итоги в конце летнего сезона и через год с момента старта проекта. Увидим, сколько велосипед сэкономил мне денег. Традиционно - все сэкономленные деньги будут направлены в качестве материальной помощи многодетной семье из ленобласти.
PS: Перепост приветствуется, чем больше людей узнают о проекте - тем лучше. Быть может и они пересядут на велосипед.
PPS: Ищу в Спб шиповку под гибрид 28" и руль "баран" за фидовалюту. Буду ставить на этот байк.
PPS: Каждый подписчик проекта ВКонтакте или Твиттере автоматически увеличивает сумму материальной помощи на 10 рублей. Подписывайтесь и рассказывайте друзьям.