Я наконец-то закончил обкатку нового тренда в велосипедостроении - горного байка с 29" колёсами (твентинайнера или просто найнера в обиходе). Вобще, 29 дюймов это очень интересная ветка в развитии велосипедов, которая в этом году скорее всего станет очень популярным среди непрофессиональных любителей.
Для широкого круга лиц непосвящённых - поясню, сначала были просто велосипеды. Потом они разделились на дорожные (большие колёса, прямая рама, низкий руль) и горные (колёса поменьше, но пошире, хитрая рама, амортизация).
Потом уже пошли более мелкие ветви развития, но основными оставались 28" дорожные\шоссейные, на узких покрышках и без амортизации и 24"-26" BMX, триальные и горные - с амортизацией, широкими колёсами, заточенные под трюки или экстремальное катание. Преимущество первых - скорость и накат за счёт диаметра колёс. Вторых - манёвренность за счёт рамы.
Однажды эти преимущества хитрые маркетологи и дизайнеры решили совместить. Так на свет появился горный велосипед с гигантскими 29" колёсами.
Кому неинтересно читать обзор дальше, скажу вкратце: получился манёвренный и накатистый горный велик. Остальных, любителей детально почитать о полугодовом тесте байка и посмотреть фото -
Тут я сразу поправлюсь, тест ещё завершён не полностью, и байк был обкатан только на двух видах резины: стоковых покрышках Fast Track 2.0" для грунта, и зимних шипованных Schwalbe Ice Speaker PRO 2.25". В
Велодрайве сейчас для меня подыскивают приличную шоссейную резину, на которой я буду гонять летние марафоны.
Итак, о конструктивных особенностях байка или почему я выбрал именно Спешлайзед? У меня вообще давняя (с 2005 года) любовь к этой марке, с тех пор как благодаря манёвренности Specialized Hardrock sport мне удалось выскочить из-под колёс придурка на зубиле, который выезжая с прилегающей территории и видя меня заранее, решил "попугать" и газануть мне наперерез, но не учёл моей скорости, и в результате газанул мне в бок, лишь в последний момент вывернув руль направо, в то время, как я паралельным курсом перестраивался налево на скорости за 35+. В итоге этот дэблоид оказался во втором ряду, а я в третьем... Повезло, что трасса была пустая, так как наши водители зелёную волну в городе не уважают, и предпочитают пролететь на скорости 80, дабы постоять на следующем красном светофоре лишнее время. Вобщем с тех пор я понял, что хардроковская геометрия рамы - это идеал для меня.
В 2005 году, заняв 4-е место на соревнованиях по даунхиллу "Пулковские высоты", я выглядел примерно так во время финального заезда. Собственно подо мной можно видеть тот самый Спешлайзед модели 2005 года с 26" колёсами.
Но за 7 лет байк порядком поизносился, от первоначальной комплектации в итоге осталось переднее колесо, рама и подседельный штырь. Я понял, что пора менять коня. Зайдя в дружественный магазинчик Велодрайва присмотрел себе пылящуюся на стенде модель Specialized той же линейки, но 2012 серии. В наличии был только 29" вариант, зато как раз на раме под мой рост (190см - рама XL) и вес (95кг - до 110кг расчётная нагрузка на раму\колёса). Надо брать, подумал я, тем более, что это оказалась нормальная сборка, отличающаяся от представленных в других магазинах наличием гидравлических, а не механических тормозов. Может конечно поставляются они в разных вариантах, а может механики ради маркетинговых целей дешёвую механику уже в точке продажи навешивают, не знаю. Но факт в том, что мне достался байк с тормозами Tektro Draco указанными на официальном сайте компании Specialized, в то время как в интернет-каталогах приличных на первый взгляд магазинов продавцы указывают механические Avid BB5. Цена байка составила "ону сысяфу у.е." + 5 т.р. за пару новых зимних покрышек, которые я купил "с рук".
Первое, что я сделал - это поставил на байк 646 шимановские контакты с платформой. Стоковые топталки которые там стояли конечно хороши, но я предпочитаю контакты. Это единственное конструктивное изменение, которое я внёс в байк (стоит заметить, что топовые модели обычно вообще продаются без педалей).
Первый тест состоялся на грязевой резине Fast Track выпускаемой под брендом Specialized. Честно говоря, я немного удивляюсь людям на велофорумах, которые берут найнеры на стоковой резине и пытаются ехать по асфальту, впоследствии ругая велосипед за плохой накат. Fast Track идеально подходит для грунтов, глины, лесных тропок и обочин. К примеру по асфальту байк идёт 25 км\ч, а если с той же передачей соскочить на грунтовую обочину, то при том же усилии скорость нарастает до 26-27. Шипы фаст трака на гладком асфальте создают сопротивление качению, а на грунте здорово цепляются за поверхность.
Очевидный плюс найнера - это преодоление сложного рельефа - за счёт больших колёс он более мягко проходит ухабы, а большая база позволяет брать крутые горки не заваливаясь назад. Десятиметровый глинистый склон, с уклоном около 40 градусов и стекающим по тропе ручьём мне удалось преодолеть не слезая с велосипеда и даже не выстёгиваясь из контактов.
Аналогично хочется похвалить байк и за скоростное прохождение грунтовок. Манёвренность MTB рамы в сочетании с большими колёсами в гонке по грунтовке с попадающимися крупными булыжниками и необходимостью не сбавляя скорости объезжать лужи по кромке дороги показывают несомненное преимущество перед 28" гибридами.
Есть конечно и недостатки связанные с завышенной посадкой, но они больше побеспокоят людей маленького роста по неосмотрительности взявших большую раму, посоветованную неквалифицированным продавцом. При сохранении общей геометрии рамы MTB и пропорций треугольника "седло-руль-педали" и как следствие оптимального расстояния между седлом и педалью в нижней точке, мы получаем за счёт разницы в размерах колёс 26"-29" +4 сантиметра в расстоянии от земли до рамы. Эти 4 сантиметра дают неоспоримый плюс в прохождении лесных тропинок, где есть риск зацепить педалью выступающие корни, но людям пренебрёгшим правилом "2 пальцев" при подборе велосипеда это грозит адской болью в промежности при соскакивании с седла, если они конечно не обладают стальными шарами.
(Напомню, что при подборе велосипеда рекомендуется встать над рамой, и между рамой и промежностью должно помещаться минимум 2 пальца.)
Ну, с геометрией вроде разобрались, теперь пора перейти к мелочам. Вообще я воспринимаю стоковые решения Спешлайзеда как наиболее адекватные для покупателя вида Plug'n'Play купил и поехал. Дефолтная навеска оборудования на байк позволяет сразу после приобретения использовать его по назначению не вкладывая дополнительных средств, но если вы решили, что в дальнейшем именно этот бренд вам по душе, без проблем можно занятся навеской топового оборудования для повышения скорости и спортивных результатов - рама при этом не подведёт. Что собственно я и сделал с первым своим Хардроком поставив на него со временем оборудование уровня DeorLX (лучшее из любительского класса). В типовой же поставке байк идёт с навеской уровня Acera (средний класс, до него есть Tourney и Altus, после него Deor, DeorLX, XTR), пружинно-эластомерной вилкой SR Suntour 80мм ходу, и ободами AlexRims. Также на нём стоит дисковая гидравлика TektroDraco.
Начну пожалуй с вилки - это обычная пружинно-эластомерная вилка для внедорожных прогулок. В мануале отдельной строкой указано: НЕЛЬЗЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ ДАУНХИЛЛА! Хотя как я понимаю, тут подразумевается все же даунхилл по профессиональным трассам с дропами, камнями размером с дом, полётами на трамплинах. Отличительной особенностью её является "псевдо-блокиратор хода" - маленький рычажок на правой ноге позволяющий заблокировать ход вилки, но ввиду её конструктивных особенностей работающий только тогда, когда давление на вилку не осуществляется вообще. То есть для блокировки вилки вам необходимо остановится, убрать руки с руля, повернуть рычажок. Если в окошечке с зелёного цвет сменился на красный - пружина заблокирована. Если же рычажок щёлкнул, а цвет не поменялся, то вилка недостаточно разжалась и блокиратор не может подцепить пружину. Согласен, для гонок где надо на ходу отключать вилку перед проездом техничного подъёма - не самое лучшее решение, но в таких гонках обычно люди обращающие внимание на раскачку вилки уже используют более серьёзные пружинно-маслянные модели и блокиратор на руле. А так, в обычном катании, когда до леса надо добраться по шоссе - эта вилка адекватна, выключил раскачку - погнал по асфальту, приехал в лес - включил вилку. Для РФ неактуально, с нашим то качеством асфальта лучше вообще не выключать :) На фото выше - установленная резина 2,3" - как мы видим, запас ещё достаточный, чтобы без проблем впихнуть туда 2,5" злые покрышки. А вот в заднем треугольнике байка похоже 2,3-2,4" предел.
Тормоза. Тут производители последовали общей тенденции последних лет и убрали все гидролинии и тросы переключателей под верхнюю трубу рамы, причём тросы переключателей ещё и в полных рубашках, что существенно снижает риск загрязнения и как следствие плохого срабатывания. На прошлом байке у меня два открытых троса пересекались под кареточным узлом (!) и один шёл по верху рамы. Удобно конечно в качестве аварийного тормоза дёргать, но всё же...
Гидравлика работает на ура. В -30 ход плавный, никаких тебе растяжений тросов, тормознутости отклика ручки пока она начнёт тянуть трос. Легонько прижал - притормозил, зажал сильно - заблокировал колесо. Можно даже попытаться имитировать ABS. Собственно столь опасное на механике торможение передним колесом на спуске теперь выполняется на ура, нет опасений что не поймаю момент и полечу через руль.
Привод. Тут я позволил себе очень зверский тест. Никогда так не делайте. Особенно, если вам вдруг спонсор вашего блога дал на тест новую модель лексуса или карбонового байка за триста тысяч. Спонсор не поймёт.
Я сел на байк и накрутил около сотни километров по городским улицам Санкт-Петербурга в январе, когда город усиленно обрабатывали разными химическими реагентами, солью, песком. А потом я поставил байк на месяц в сарай, не помыв и не почистив от грязи. До поездки я не смазывал и не обрабатывал цепь никакими NanoProtec смазками (собирался, но баллончик смазки подаренный мне спонсором на открытии сезона пропал) и спокойно докатывал фабричное масло. После месяца отстоя (в течении которого я как-то позабыл про то, что байк забросил несмазанным и нечищенным) я сел на него и поехал на ближайшую гору (7% подъём по шоссе на высоту 49 метров + снегоходные тропы на самой горе). Заехал без труда. Переключение передач - ок. Работа цепи - так себе, песок застрял в паре звеньев, и они плохо сгибались вокруг малой звезды.
После возвращения домой промыл "жидким ключом" и 646 растворителем, работа цепи восстановилась, на звёздах минимальные следы коррозии. Смело могу утверждать, что у обычного городского жителя при смазке 2 раза в год этот привод протянет три-четыре сезона.
Теперь о резине, о зимней резине. Как я уже говорил, это МТБ байк, и он идеально заточен под бездорожье и грязь. Соответственно и зимнюю резину для него я взял аналогичной направленности, с упором на лесные покатушки и минимум асфальта. Schwalbe Ice Speaker PRO в 29" размере вооружена 400 шипами из карбида вольфрама. Пятно контакта при чуть более чем средней надутости шины и максимальном весе ездока включает в себя одновременно 5 шипов на гладком льду. То есть десять шипов на два колеса.
Вот такой рисунок колеса оставляют на лесных грунтовках укатанных снегоходами. Три центральных ряда шипов постоянно контактирующих с поверхностью, и пара боковых рядов спасающих вас в случае поворота с наклоном или просто неровных обледенелых бугров. Как показала практика этой зимы, байк с такими колёсами идеально идёт по пешеходным тропкам через поля, или по колеям от снегоходов\джипов в лесах. Общая массивность приносит курсовую устойчивость, и велосипед не виляет в колее норовя соскочить в рыхлый снег.
По поводу обочин покрытых льдом и рыхлым снегом - опять твёрдое "за" в пользу байка. Также как и на стоковой резине на зимних шинах этот байк прёт по обочине лучше чем по асфальту. Зимой средняя скорость по городу была 20-22 км\ч, что к сожалению чуть больше чем у средняя у автомобиля. Для любителей математики напомню, что средней скоростью считаем передвижение из пункта "Х" в пункт "Y" со стоянием на всех светофорах в пунктах "Й" по пути. Летнюю - глянем как появится резина достойная этого коня.
Немного про антропометрические параметры напоследок. Очень радует то, что производители при комплектации предусмотрели людей за центнер. Ограничения по весу в 110-120 кг для ободов, рамы, покрышек позволяют надеятся, что рама в самый неподходящий момент не хрустнет при спуске с горки. Опять же при росте в 190 см я понимаю, что это велосипед мне по размеру, не велик-не мал - впору. Да и проблемы "2 пальцев" не испытываю :)
Вот собственно и всё на сегодня. Краткий итог: Specialized Hardrock sport 29" хорош при его грамотном применении, есть недочёты, но они скорее всего побеспокоят лишь профессиональных любителей, обвес неплох за свои деньги, брать стоит если вы чётко знаете, что будете катать больше загородом, чем в городе, а если в городе - то больше по паркам, чем по асфальту. Для сугубо городской езды я бы предложил что-то более маленькое, с чем можно и в транспорт влезть в случае поломки, и в пробке протиснуться.
Как Спешлайзед хардрок ведёт себя в городских условиях - читайте в
моём блоге после открытия летнего велосезона, буду обкатывать его на сликах с лежаком :)
С уважением,
Павел 'PaaLadin' Семёнов.