Ольга Петровна Улицкая - первая леди молдавского кино

Sep 14, 2012 18:30

Первой из молдавских режиссеров она поняла проблему сохранения многочисленных исторических памятников и создала в 1955 году документальный очерк в двух частях «Памятники боевой славы».

Она пришла в молдавское кино, когда официально киностудии в Кишиневе не существовало. Был отдел кинохроники при Черноморской фабрике в Одессе, где она как режиссер монтировала киножурналы «Советская Молдавия» и занималась дубляжом кинофильмов на молдавский язык. Только через четыре года, когда в молдавской столице официально была открыта студия кинохроники, она в составе группы других кинематографистов приехала в Кишинев и работала здесь до конца жизни.



Это произошло в год ее 50-летия - день в день - 1 июля 1952 года. Тогда Ольга Улицкая была единственным профессиональным режиссером на нашей киностудии. Только через пять лет сюда пришли первые вгиковцы - Михаил Калик, Борис Рыцарев, Вадим Лысенко, Вадим Дербенев. Вместе с этой молодежью Улицкая участвовала в создании одного из первых значительных произведений молдавского кино «Атаман кодр». Этот фильм вывел молодую молдавскую кинематографию из тени других киностудий страны. На Всесоюзном кинофестивале в Киеве он получил сразу два престижных приза - за операторскую работу (Вадим Дербенев) и за музыку к фильму (Давид Федоров).

«Настоящая жизнь» - так назывался первый игровой фильм Ольги Улицкой. Сама она тоже мечтала о такой - полной радостей и побед - жизни. Окончила Одесский государственный техникум кинематографии, потом Институт народного образования, вышла замуж за кинорежиссера А. Гавронского. Вместе с ним в 1931-м и поставила свой первый игровой фильм. Успела поработать на студиях в Киеве, Алма-Ате, Одессе… Казалось, путь в большой кинематограф ей обеспечен. Но…

Был репрессирован супруг, и на долгие годы она осталась одна со своей бедой.

Вернувшись после долгих странствий в Одессу, она с 1948 года занялась молдавским кино. На Черноморской фабрике тогда организовали Отдел кинохроники.

Три десятилетия проработала Ольга Петровна Улицкая в молдавском кино. Она успела сделать очень многое. Помимо двух игровых картин, в создании которых она принимала участие, создала десятки документальных киноочерков на различные темы, полтора десятка научно-популярных лент, а также продублировала на молдавский язык более 20-ти лучших фильмов других студий страны. У нее учились кинорежиссуре многие молодые кинематографисты, которые потом, пройдя школу ВГИКа, стали видными мастерами молдавского кино.

У Улицкой было чутье на таланты. Именно она разглядела будущего режиссера-документалиста Тодера Боканеску. Поначалу пригласила его, выпускника консерватории, диктором для озвучивания киножурналов. Но, заметив его способности, методом ученичества сделала его профессиональным режиссером хроникальных и научно-популярных фильмов, а также помогла освоить искусство дубляжа.

Когда на студию после окончания экономического факультета ВГИКа пришел Николай Харин, Улицкая взяла его в свою группу ассистентом кинооператора и даже выделила талантливому парню угол в своем доме. Харин потом окончил второй факультет во ВГИКе - операторский, а впоследствии освоил и профессию режиссера-документалиста.

Научно-популярные фильмы нередко называли самым «низким жанром», презрительно именовали «заказухой». Совсем не так к ним относилась Ольга Улицкая. Она старалась вдохнуть в эти малометражки частицу своей щедрой души. Как, например, в картину с трогательным названием «Топ-топ» - о воспитании ребенка в возрасте до одного года. На межрегиональном кинофестивале пяти республик - Прибалтийских, Украины и Молдавии - это лента завоевала главный приз - «Малый янтарь».

Улицкой принадлежит и короткометражная игровая картина «Горькое лекарство». Ее герой - один из самых ярких персонажей молдавского фольклора - Пэкалэ. Никто из молдавских писателей за многие годы развития молдавского кино так и не создал полнометражного сценария об этом народном герое. А ведь в молдавском фольклоре есть сотни историй о забавных проделках Пэкалэ, которые так и просятся на экран. Ольга Улицкая сама нашла автора - на стороне - И. Виноркурова; вместе с ним написала сценарий и сняла забавную притчу о том, как хитрый и вездесущий Пэкалэ наказал лентяя Сомнилэ, мечтающего, чтобы всю работу по дому и хозяйству делал за него кто-то другой. Однако, когда Пэкалэ съел за Сомнилэ все приготовленные плацинды и пошел вместо него на сельский жок, лодырь, наконец, понял, в какую ловушку попал.

Роль Пэкалэ в этом фильме великолепно сыграл Думитру Карачобану, а на роль Сомнилэ Улицкая пригласила верзилу Иона Унгуряну. Лента получилась по-настоящему смешной и поучительной.

Когда Ольги Петровны не стало, было решено сделать о ней документальный фильм. Я написал сценарий, а Николай Харин взялся быть режиссером-оператором. Мы долго думали, как строить наш фильм? В какой тональности, в каком ритме? В разные периоды работы в кино Улицкая была такой разной…

Общее, то, что делало ее жизнь цельной и насыщенной, нашлось. Любовь. Она была искренне увлечена своим делом и всегда встречала взаимность. Ее любили. «Те, кого мы любим, живут». Так мы с Николаем Хазиным и назвали свой фильм об Ольге Петровне Улицкой.
 Виктор Андон
vedomosti.md

persona, кино, память, соотечественники

Previous post Next post
Up