«Открой Молдову заново!» ("
Redescoperă Moldova" ― рум.). С таким девизом двадцать блогеров неделю колесили по нашей стране с фотоаппаратами в руках в поисках малоизвестных достопримечательностей.
Хотя в интернете «косточки» проекта были промыты и раскритикованы основательно, надо отдать ему должное: разве все жители Молдовы знают, ну, например, про дом-музей Николая Сулака в селе Садык или про мост через Прут в Унгенах, спроектированный самим Гюставом Эйфелем?
Большинство участников составляли кишиневцы, четверо блогеров из Бельц, по одному из Страшен и Штефан-Водэ. Еще двое приехали из соседней Румынии.
Своими впечатлениями о путешествии с «Панорамой» поделились участники проекта Евгений Лукьянюк и Дойна Бабчинская.
― Что поделать, блоги на русском и румынском языках у нас существуют каждый в своем отдельном мирке, ― говорит он.
Чтобы принять участие в проекте, носившем характер соревнования, необходимо было в личном блоге описать какое-нибудь примечательное место и сопроводить его фотографиями. В состав каждой команды, состоявшей из четырех человек, входило по одной девушке. Путешествие продолжалось неделю, с 20 по 27 августа, на автомобилях, которые были предоставлены на время спонсорами проекта. Мероприятие профинансировали также один из известных операторов мобильной связи и премьер-министр Владимир Филат из личных средств. Тем не менее спали участники большей частью не на кроватях, а в спальных мешках под открытым небом.
По правилам, для победы в конкурсе необходимо было набрать максимально возможное количество баллов. При этом несколько точек маршрута, такие как Сахарна и Цыпово, были общими, обязательными для посещения всеми участниками и поощрялись 50 баллами. Если какую-либо туристическую интересность посещали две и более команды, то каждой из них давали по 100 балов. Наконец, 150 очков зарабатывала команда, посетившая место, где никто из соперников не побывал. После финала было подсчитано, что каждая из команд конкурса «Открой Молдову заново!» наездила около 2500 километров и посетила более 250 интересных мест.
― Главное, после недельного путешествия мы выяснили, что в Молдове очень много малоизвестных, но достойных внимания достопримечательностей, кроме «стандартных» монастырей, Старого Орхея и винных подвалов, ― рассказывает Евгений Лукьянюк. ― У нашей страны, я считаю, вообще неплохой потенциал для развития агротуризма. Плохо, что он слабо задействован и не развит даже в отношении внутреннего туризма. Хотя, например, в Лалово мы открыли для себя турбазу в национальном стиле, где организован приличный загородный отдых.
― Почему проект, ставя целью показать красоту Молдовы, не поднял проблем разрушения этой самой красоты? Например, почему никто не заметил ну хотя бы хищническую вырубку Кодр и загаженные лесные опушки, бедноту молдавских сел? ― спросил автор статьи.
― Да, проблем много, ― согласился Евгений. ― Но мы изначально наметили останавливать свои взгляды, в основном, на позитивных вещах. Если хотите, могу выразить свое видение вещей... Вот вы говорите, «запущенные села, брошенные дома». Мы были в селе Покровка Дондюшанского района. Там живут старообрядцы. Это цветущее село, и у них все хорошо. Удивительно, но проблемы массового бегства на заработки и запустения там нет. Люди трудятся от зари до зари, выращивают малину и молятся, пьют вино, умеренно, правда. Причем все это касается и молодого поколения. Мы узнали, что только три процента молодежи последовали общей молдавской тенденции отъезда за границу. Едут, правда, на море сразу после окончания сбора малины.
Не знаю, зачем мой собеседник поднял вопрос изучения румынского языка.
― В Покровке все говорят на русском и в основном не знают румынского. Знаете, оказывается, почему? Жители села говорили: «Дайте нам хороших учителей, и мы выучим»... Вот все твердят: «Бедные молдавские села», ― продолжал Евгений. ― Мы заехали в село Коржауцы, и видели бы вы, какие там богатые дома. При ужасных дорогах, ведущих к ним. К сожалению, менталитет многих таков: лишь бы во дворе было все в порядке, а за забором может все что угодно быть, хоть свалка.
― Как к вам относились местные жители?
― В основном с теплотой, за редким исключением. Был, например, случай, когда один собственник земли махал перед нами пистолетом. Многие из тех, кто побогаче, не слишком приветливы.
Дойна Бабчинская призналась, что темп соревнования был для нее чересчур энергичным, и путешествие оказалось для девушки, привыкшей к городскому комфорту, неожиданным приключением.
― Я до этого никогда не жила в таких условиях и впервые ночевала в спальнике, ― сказала Дойна. ― Мне все понравилось, хотя на большинство объектов мы тратили не более пяти минут, а потом в спешке мчались к следующим. О многих местах хотелось бы узнать более подробно. Запомнилось старое еврейское кладбище в Оргееве, я вообще очень люблю старину. Впечатлили виды водохранилища Костешты-Стынка. В одной из деревень мы обнаружили деревянную церковь 16-го века. Побывали и в родном селе поэта Григоре Виеру. Удивило, что в доме, где он родился, никто не живет, там не создан музей, и вообще нет ничего в память о поэте. Только участок возле дома обрабатывается родными, и всё. Еще село Покровка запомнилось. Там люди такие трудолюбивые, и все их дети дома...
pan.md Станислав Лужанский
Некоторые фотографии удалось найти тут:
блог Виктора Чобанублог Раду Кивригаблог Ивана Профора