Ектения об оглашаемых (историко-литургический очерк)

Aug 17, 2012 11:31


Иером. Петр (Прутяну), доктор богословия, декан
богословского факультета в Единцах,
Республика Молдова

В настоящее время первая часть литургии, известная под названием "литургия оглашаемых" (или "литургия катехуменов"), завершается ектенией о них ("Оглашаемые, помолитесь Господу..."), а также молитвой, во время которой оглашаемые преклоняют главы. В наши дни мы не можем обойти вниманием присутствие этих элементов в чине литургии, когда в церкви не осталось ни дисциплины катехумената, ни самих катехуменов, которые присутствовали бы на богослужении. Поэтому нам представляется целесообразным постановка этого вопроса, чтобы не складывалось впечатление, будто в чине литургии содержатся элементы, утратившие смысл или актуальность. Прежде всего, следует отметить, что ектения об оглашаемых и молитва о них в разное время воспринимались по-разному, и на сегодняшний день они уже не соответствуют изначальному смыслу.
В II-VI веках, изобилующих наиболее важными свидетельствами о дисциплине катехумената [1], мы видим, что прошения и молитвы об оглашаемых предшествовали прошениям и молитвам за энергуменов и кающихся. В конце Великого поста к этим трем основным категориям добавляется ектения о более продвинутой категории оглашаемых - т.н. "просвещаемых". Эта ектения сохранилась по сей день в чине литургии Преждеосвященных Даров, а в древней рукописной традиции и в литургии св. Василия Великого, вероятно, по причине того, что она чаще совершается в Четыредесятницу [2]. Из всего перечисленного, как мы видели в предыдущей главе, ектения и молитва о кающихся стали органичной и практически неразличимой частью литургии как таковой, а ектения и молитва об энергуменах исчезли вовсе (для них церковь составила особые чины, совершаемые отдельно). Таким образом, остались только ектении и молитвы об оглашаемых и просвещаемых (фотизомены) (см. ниже). Однако наличие этих элементов в чине не должно рассматриваться как нечто само собой разумеющееся. Поэтому далее мы попытаемся проанализировать проблемы катехумената, выйдя за рамки простого вопроса о том, целесообразно ли сохранять ектению об оглашаемых в чине литургии или нет.

Слово "катехумен" - κατηχούμενος, однокоренное с κατήχις - "катехизация", "катехизис", происходит от глагола κατηχέω, который означает "услышать чье-то слово". В контексте христианства это означает научение вере у кого-то. Такое значение мы встречаем в Деяниях 21:21 и затем в традиции ранней церкви. Славяне использовали для перевода понятия "катехумен" термин "оглашенный", а для "катехизации" - "оглашение" от глагола "оглашать" = "громко произносить". Таким образом, видим, что термин "cei chemaţi" (что на румынском буквально звучит как «призванные»), используемые в румынских литургических текстах, совсем не отражает смысл понятия оглашаемых как готовящихся к крещению через научение. Напротив, он вводит в заблуждение, заставляя думать, будто "оглашаемые" - это все те, кто "призван к вере". Это неверно. Церковь никогда не называла катехуменами тех, кто просто находится за ее границами.

Опубликовано 2 августа 2010 года.

(Продолжение следует)

Перевод с румынского

teologie.net

церковь, катехизация, Республика Молдова, из переводов "в стол"

Previous post Next post
Up