"В храм во время Литургии врывается мужик с автоматом, в маске, в военной куртке и орёт:
- Ну что, кто готов за Христа помереть? К стене!
К стене становится несколько человек.
- Остальные можете валить!
Остальные сваливают.
Мужик снимает маску, куртку, отворачивает рясу, идёт к алтарю, откладывает автомат:
- Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся..."
В ходе работы над курсовой по катехетике на основе румынских материалов недавно мне попался один пример, хорошо знакомый по реалиям молдавских православных приходов.
Так, один современный румынский публицист-богослов Раду Преда приводит в своей статье
”Rolul catehetic al laicilor în Biserică. Paradigmă istorică și provocare profetică” ("Катехизическая роль мирян в Церкви. Историческая парадигма и пророческий вызов") одно воспоминание из детства. Так, на каждой литургии он недоумевал, слыша в ектенье об оглашаемых возглас «Оглашаемые, изыдите», который на современном румынском языке воспринимается так: "Cei chemaţi, ieşiţi" - "Все призванные, изыдите".
Дело в том, что в литургических текстах термин «оглашаемый» переводится на румынский язык словом «chemat» - «призванный». Если церковнославянское слово «оглашенный» воспринимается большинством современных носителей русского языка как малопонятный архаизм, то в румынской среде возглас на литургии «Все призванные, изыдите» звучит на грани абсурда, указывая на укоренившееся противоречие между формой и содержанием.
Вышеупомянутая статья была опубликована в
румынском богословском и религиоведческом журнале INTER