Церковь и общинный дух

May 23, 2014 14:33


Ionuţ BURSUC. Exerciţii de contemplaţie: Biserica şi spiritul comunitar. 23.09.2007.

Всегда удивительно видеть, как несколько десятков или даже сотен людей различных возрастов и социальных категорий, придерживающихся разных идей, мнений и взглядов, участвуют в церковном богослужении. Они собрались не для того, чтобы получить сведения об интересующем их вопросе, что-либо купить или продать. И даже не для того, чтобы повосхищаться ярким талантом какого-нибудь известного артиста. Что же удерживает их внимание на протяжении нескольких часов, побуждая время от времени складывать руки в молитвенном жесте?

Делание Церкви зиждется на хранении и углублении общения между верными членами Тела Христова. Общение как пребывание в общинном духе - это ответственность и обязанность Церкви. Спаситель не дал конкретной заповеди в этом отношении, но незадолго до Своей крестной жертвы Он молился об общении и единстве между учениками.

О роли Церкви в умножении общинного духа говорится не только в трактатах по догматике. Это  насущная потребность настоящего времени, даже в секуляризованных обществах. Не случайно, что именно церковь оказывается главной собирающей силой в пограничных ситуациях, например, помогая пострадавшим от наводнения или засухи.

Ответственное участие в жизни Церкви, благодарение за ее достижения, неудовлетворенность возможными недостатками - это призвание и долг каждого христианина, а не только церковной иерархии. Каждый христианин, по благодати, полученной в крещении и таинствах, может содействовать углублению общения и совместного делания в Церкви. Это может осуществляться как на индивидуальном уровне, каждым из верующих, так и на институциональном или групповом уровне.

Взаимодействие социальных институтов - от государства до самых малозначительных неправительственных организаций - с церковью может быть эффективным до тех пор, пока за ней признается ее статус, пока само это взаимодействие не противоречит Священному Писанию. Церковь (с большой буквы) есть богочеловеческое собрание, цель которого - спасение людей, а значит, восстановление общения между человеком и Богом и между людьми в Боге - общения, искаженного грехом, которое было исцелено воплощением, жертвой и воскресением Сына Божьего.

Воспринимать взаимодействие с церковью как партнерство с учреждением, которое в данный исторический период обладает определенным капиталом доверия (такое восприятие встречается нередко), значит явным образом искажать христианский смысл общения.

В то же время, участие церкви в делах, направленных на укрепление общинного духа, может быть чрезвычайно созидательным, тем более что сам смысл ее существования связан с общением.

Чтобы проиллюстрировать вышесказанное, можно провести аналогию с двумя эпизодами из Библии, в которых люди действовали сообща, но плоды оказались разными.

На первых страницах Священного Писания, в одиннадцатой главе книги Бытия, повествуется о глубоко символичном событии, оставившем неизгладимый след в истории человечества. Речь идет о дерзкой попытке людей построить гигантскую Вавилонскую башню, с помощью которой они хотели достигнуть края неба и приблизиться ко Творцу. Как свидетельствует Священное Писание, этот замысел провалился, хотя дело было доведено до определенной точки. Отсюда мы можем сделать вывод, что трудившиеся как-то общались между собой - по крайней мере, на ранних стадиях строительства. Однако это общение не было устремлено к обретению гармонии с единственным Источником общения - Богом. Напротив, их цель была в том, чтобы узурпировать Его власть. Участвовавшие в этом строительстве были наказаны тем, что у них была отнята возможность общения и совместного труда. В конечном счете, их замысел пошел прахом.

Во второй главе Деяний Апостолов говорится о том, как другая группа людей, апостолов, была собрана на молитву, когда Дух Святой сошел на каждого из них «подобным огненным языкам». Одним из немедленных проявлений Его действия стало то, что апостолы почувствовали необходимость рассказать о «великих делах Божьих» множеству иудеев, собравшихся на праздник со всего Средиземноморья, людям, говорившим на разных языках. Нисшедшая на апостолов благодать проявилась непосредственно в том, что они заговорили на иных языках, которыми они раньше не владели. Зато слушатели чудесным образом их понимали.

Эти два эпизода отражают два типа отношений. «Общинный» дух в первом примере, основанный на амбициях, самодостаточности и гордом желании самоутвердиться в ущерб общению, приводит к провалу замысла и распаду группы людей. Во втором случае мы видим действие созидательного общинного духа, когда люди осознают собственное несовершенство и ограниченность своих человеческих сил. Это дух общения, обращенности к Богу, терпимости и взаимопонимания между членами общины.

Неугасимость этого общинного духа, тысячи христианских общин, история которых насчитывает два тысячелетия, сотни тысяч мучеников, пожертвовавших своей жизнью ради веры, - все эти свидетельства указывают путь к тому единству, в котором человеческие сообщества нуждаются сегодня и во все времена.

Уверение Фомы (фрагмент). Фреска. Монастырь Афтея, уезд Алба, Румыния.

мнение, свидетельство, церковь, размышление, из переводов "в стол", общение, Ионуц Бурсук

Previous post Next post
Up