От культуры смерти к культу Жизни

Apr 08, 2014 15:19


Pr. Constantin Sturzu. De la cultura morţii la cultul Vieţii. 07.04.2014.

В этой статье я продолжу и дополню некоторые размышления, которыми мы с Мариусом Иордэкиоайя делились на недавней конференции на ту же тему в Ясском университете им. А. И. Кузы, организованной Ассоциацией румынского православного студенчества (ASCOR). Если говорить кратко, культура смерти проповедует такой образ жизни, который строго ограничен пределами этого мира. Из него вырвано с корнем представление о вечной жизни. Это культура, которая превращает личность в объект, извращая радость жизни и сводя ее к безумной погоне за удовольствием и комфортом. Созидание Жизни, т. е. наших отношений с Богом, - это шанс для всех нас воскреснуть из состояния «живых мертвецов», избавиться от «тела смерти» (Рим 7:24). Откуда в человеке эта ненасытная и порочная жадность к жизни, которая его убивает? И как можно обрести подлинную Жизнь? Попробуем далее найти ответы на эти вопросы.

Человек является связующим звеном между видимым и невидимым. Его тело материально, а душа родственна ангельским воинствам. Но, самое главное, человек создан по образу и подобию Божию. С самого начала он мог питаться плодами деревьев в Эдемском саду и «всеми травами с семенами, какие есть на земле» (Быт 1:29), но также и славой Божьей. Скажем так, человек мог получать энергию (жизнь) из тварных энергий (например, деревьев), а также из энергий нетварных, посредством которых Бог дарует Себя, являя Свое Присутствие, согревающее сердце и питающее человека. Если бы Адам и Ева созидали такой образ жизни, то они достигли бы обожения, непрерывно возрастая в духовной зрелости через укрепление общения с Богом.

Грехопадение произошло в тот момент, когда первые люди решили больше не принимать жизнь из рук их Творца и обратились исключительно к тварному, возлагая свое упование на то, что древо познания добра и зла сделает их подобными Богу. С одной стороны, это означало, что они познали добро и зло - зло, о котором они знали, но которого они до того не познали в библейском смысле этого слова (иными словами, ранее они не были причастны ко злу, не имели с ним единства в том смысле, в каком муж «познает» свою жену). С другой стороны, прародители возжелали черпать жизнь из чего-то, что доступно их чувствам и разуму, из того, чем легко овладевать и пользоваться - такими им тогда представлялись плоды древа посреди рая. Они захотели иметь жизнь в себе, быть автономными и больше не зависеть от Кого-то (но в итоге неизбежно стали зависеть от чего-то). Они не вняли тому предупреждению, с которым Бог обратился к Адаму: «Не ешь только плоды с дерева познания добра и зла. Если съешь - в тот же день умрешь» (Быт 2:17). Ни Адам, ни Ева не умерли сразу же после вкушения этих плодов, ведь Бог, в первую очередь, говорил о смерти не как об отделении души от тела, хотя и это произошло, пусть и сотни лет спустя. Речь шла о смерти как об отрыве от Того, Кто является Источником жизни. Попробуем привести пример, более понятный современному человеку, которому доступны всевозможные виды техники. Это все равно что вытащить из розетки ноутбук. Некоторое время он будет продолжать функционировать благодаря заряду аккумулятора, но это лишь вопрос времени, до тех пор, пока батарея не разрядится.

Этот онтологический разрыв - переход от бытия в общении с Богом к чисто биологическому существованию - мог быть исправлен никем иным, как только Самим Богом. Человек уже не мог приобщиться к Божественной жизни, так как само его естество было повреждено. Это можно сравнить с состоянием тяжелобольного пациента, который больше не может самостоятельно есть и принимает пищу только через капельницу. Человек мог черпать жизнь только из тварного. Даже люди святой жизни не могли в полноте приобщиться к Божественной жизни. Пришествие Спасителя означало, помимо всего прочего, явление Того, Кто «имеет жизнь в Самом Себе» и может дарить ее всем тем, кто хочет «иметь жизнь и иметь с избытком». Христос отвергает соблазнившее Адама и Еву предложение дьявола превратить камни в хлеб и возвращает положение вещей в их первозданное русло, когда все было «хорошо весьма» (Быт 1:31). Две тысячи лет назад случилось уникальное событие, столь долгожданное после изгнания из рая: человек обрел путь к древу жизни. Этим древом стал Крест, а Распятый на нем - плодом Жизни. По сути, человек снова получил шанс обрести эти узы, утолить жажду из Источника жизни. Это осуществляется через приобщение к Его благодати (Его нетварным энергиям) - через молитву, пост, дела милосердия, всецелое исполнение евангельских заповедей и особенно через непосредственное причащение к Жизни из евхаристической чаши: «Истинно, истинно говорю вам: если вы не едите плоти Сына Человеческого и не пьете Его крови, не имеете жизни в себе. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть Моя есть истинная пища, и кровь Моя есть истинное питие» (Ин 6:53-55).

Три личины смерти

Теперь у человека есть выбор. Он может напитываться только от жизни, которую может ему предложить тварный мир. Это может быть биологическая, социальная, художественная или какая-либо другая жизнь. Либо человек может выбрать ту Жизнь, которой является Сам Бог. К этой Жизни можно приобщаться непосредственно - "Не одним только хлебом будет жив человек, но каждым словом из уст Божьих" (Мф 4:4) - или же опосредованно, через тварное. Поэтому Его Тело и Кровь нам преподаются в видимых формах хлеба и вина. Хлеб и вино не меняют своей сущности - их качества, вкус, цвет остаются в пределах тварного мира. Однако в то же время они пребывают и в сфере нетварного, отличаясь от того, что мы можем постигать нашими органами чувств.

К сожалению, в наши дни человечество все больше стремится напитываться от «жизни смертной». Культуру смерти легче описать в трех основных ее личинах: 1) смерть как таковая (помимо абортов и эвтаназии/кремации можно перечислить все то, что непосредственно приводит к гибели человека, в том числе экологические катастрофы); 2) смерть в перспективе (питание искусственной пищей с различными Е-добавками, наркотическая или алкогольная зависимость и т. д.); 3) смерть, маскирующаяся под псевдожизнь (сюда относятся такие явления, как бегство в виртуальную реальность - Интернет, телевидение, кино; узаконивание проституции и однополых браков; разводы по причинам вроде той, что «мы, мол, друг другу больше не подходим» и т. д.; все то, что в той или иной форме направлено на получение удовольствия и обеспечение комфорта как на самоцель). Мы уже неоднократно указывали на то, как эту культуру смерти в различных ее аспектах узаконивают или же пытаются навязать в Румынии или в других европейских странах. Разрушительные последствия всего этого не замедлили проявиться. Депрессия, раковые заболевания, участившиеся в последние годы, многочисленные климатические изменения, рост числа разводов и сожительств, конвейер абортов, дети, брошенные на милость беспомощного в этом смысле государства - все это последствия нашего настойчивого заточения в огромную тюрьму культуры смерти.

Освобождение не может прийти революционным путем, в социальном или политическом смысле этого термина. Необходимо подлинное возвращение к Жизни через созидание наших отношений с Богом, через обращение каждого из нас к той пище, которая является «Хлебом жизни», «сходящего с неба и дающего жизнь миру» (Ин 6:33). Человек, ищущий Царства Небесного, - это тот, кто ищет Жизнь. Еще на этой земле такой человек начинает обретать силы в обожении и восходить от славы в славу (то есть черпать жизнь из вовеки неисчерпаемой жизни Бога - эпектазис). Только тогда, когда мы предаем нашу жизнь Богу, мы действительно можем принять Его жизнь. И наоборот, тот, кто отказывается от Жизни, сможет напитываться только тварным - конечным и исчерпаемым, а после своей кончины он будет мучиться от тщетного стремления найти жизнь в самом себе (и при этом не сможет также истощить себя до конца, до полного небытия). Таким образом, у нас есть выбор между смертью и Жизнью. Жить тем, что нас убивает, или же «умерщвлять то, что обрекает нас на смерть» (свящ. К. Галериу), чтобы быть по-настоящему быть живыми, - вот где выбор! И «смертью смерть поправ» - вот единственная животворящая формула!

свящ. Константин Стурзу, богословие, из переводов "в стол", Священное Писание

Previous post Next post
Up