Augustin Păunoiu.
Proiectul catehetic „Calea mântuirii“ la Biserica „Sfânta Ecaterina“ din Bucureşti. „Credinţa curăţă drumul către chipul divin din noi“ (Катехизический проект "Путь ко спасению" в храме во имя св. Екатерины в Бухаресте. "Вера расчищает путь к образу Божьему внутри нас") 18.03.2014.
«Бог сказал людям, что если они вкусят от древа познания добра и зла, то умрут. Затем приходит враг и говорит: «Да неужели?». Этот вопрос, словно раковая клетка, заразил весь человеческий род, подстерегая каждого из нас. Из этой ветхости для нас возможен только один выход - вернуться в объятия Отца, обращаясь к Нему в молитве. Мы не можем сомневаться бесконечно. Мы не можем верить только в разум. Наша эпоха, когда наука благодаря технологиям стала той силой, которая уже может быть опасной, являет нам, что если мы не вернемся к вере, то можем погибнуть. Возвращение к вере - это возвращение ко Творцу»
В субботу, 15 марта, прихожане храма во имя св. Екатерины в Бухаресте приняли участие в первой встрече в рамках катехизического проекта «
Путь ко спасению». Организатором и ведущим этой встречи, состоявшейся в стенах православного богословского факультета им. патриарха Юстиниана Бухарестского университета, был настоятель храма свящ. Адриан Ницэ. В качестве почетной гостьи была приглашена Елена Солунка-Моисе, пресс-секретарь Академии наук Румынии, публицист и редактор журнала «
Academica». Первая встреча была посвящена теме поиска веры.
Вышеназванный проект Румынской патриархии ориентирован на взрослых и представляет собой цикл из двенадцати катехизических бесед, рассчитанных на один год. Каждая встреча начинается с молитвы, после чего собравшиеся смотрят видеосюжет, в котором раскрывается заданная тема. Затем следуют христианская трапеза (agapa creştină) и обсуждения в группах. В завершение встречи ведущие групп задают вопросы священнику или почетным гостям.
После вступительного слова свящ. Адриана Ницэ и просмотра
видеосюжета с участием британского профессора Дэвида Фроста выступила почетная гостья Елена Солунка-Моисе. В своем слове она рассказала о вере как неотъемлемой составляющей человека и об опасностях на пути ее укрепления. «Вера - это основополагающий элемент человеческого существа. Это следствие тех уз, которые связывали человека с Богом-Творцом, о чем говорит псалмопевец: "Знайте: Господь есть Бог, Он нас создал, и мы народ Его" (Пс 99:3). Вера - это отражение этих уз, из которых мы выпали. Она проявляется в том, что мы во что-то верим. Поэтому, если мы внимательно вглядимся в понятие веры, мы увидим, что у него нет четко очерченного семантического ореола. С одной стороны, есть вера, присущая человеческому естеству. С другой стороны, у каждого из нас есть своя личная вера», - сказала гостья встречи.
Первая опасность, с которой мы сталкиваемся уже в книге Бытия, - это сомнение. Сомнение, которое Декарт поставил во главу угла своего методологического подхода. «Бог сказал людям, что если они вкусят от древа познания добра и зла, то умрут. Затем приходит враг и говорит: «Да неужели?». Этот вопрос, словно раковая клетка, заразил весь человеческий род, подстерегая каждого из нас. Из этой ветхости для нас возможен только один выход - вернуться в объятия Отца, обращаясь к Нему в молитве. Мы не можем сомневаться бесконечно. Мы не можем верить в разум. Наша эпоха, когда наука благодаря технологиям стала той силой, которая уже может быть опасной, являет нам, что если мы не вернемся к вере, то можем погибнуть. Возвращение к вере - это возвращение ко Творцу», - добавила Елена Солунка-Моисе.
Еще одна ловушка связана с предметом веры. Вопросу о том, в кого или во что мы верим, была посвящена заключительная часть выступления приглашенной. «Вера есть в каждом из нас, но это может означать самые разные вещи... Само слово «верить» может относиться к сомнению (в румынском языке глагол „a crede” многозначен: «верить», «полагать», «думать», «считать» - прим. пер.). «Думаю, завтра пойдет дождь» («Mâine cred că plouă»), - такое утверждение несет в себе оттенок неуверенности. Я не убежден, во мне нет уверенности, что будет именно так. Вот почему нам следует знать, во что и как мы верим. И бесы веруют, и трепещут (Иак 2:19), но их вера не спасительна. Нам, подавленным проявлениями зла в мире сем, кажется, что в нем действует только лукавый. Однако Бог действует намного больше. Он смиряет современную науку, потому что именно Он, в первую очередь, позволяет нам познавать, но в то же время Он налагает трансцендентальную цензуру, о которой образно говорил Лучиан Блага. Ученые поняли, что они не могут доказать ни того, что Бог существует, ни того, что Он не существует. Разум - это лишь одна из функций человека. Разум без любви может нас искалечить посредством современных технологий, и опасность связана не с доминированием технологий над людьми, а с тем, что в какой-то момент мы можем превратиться в роботов. Неврологи стали исследовать тех людей, которые верят, чтобы понять, в чем их особенности. Так перед нами раскрывается еще один из смыслов веры. Это связано с тем, что мы ищем внутри себя, с тем светом, из которого мы были созданы. Через нашу христианскую веру мы стремимся к свету, расчищаем путь к образу Божьему внутри нас. Это и есть вера, как об этом свидетельствует и Михай Эминеску: "Вера творит иконы в церквях"», - заключила редактор журнала «Academica».
После агапической трапезы начались обсуждения в группах. Елене Солунка-Моисе и свящ. Адриану Ницэ были заданы вопросы, часть которых касалась того, как можно привить веру своим родителям, друзьям, знакомым, если они далеки от Христа. Другие участники встречи спрашивали о вере как о данности, как о даре, и о вере как о той составляющей, которую надо в себе взращивать. «Почему одни верят, а другие нет?» «Как мы почувствуем, что являемся верующими?» «Вера, - ответил свящ. Адриан Ницэ, - это багаж, с которым рождаются все люди, с которым все начинают свой жизненный путь. Одни эту данность актуализируют, другие же ею пренебрегают и ее подавляют, воспринимая мир и самих себя через призму автономного существования».
Фото: ziarullumina.ro