Богословие и наука в рамках современных богословских исследований

Mar 01, 2014 21:30


Pr. Răzvan Ionescu. Teologia şi ştiinţa în interiorul cercetării teologice actuale. 04.03.2012.

Богословие постигается по вертикали, в сокровенной глубине сердца, под действием Божественной благодати. Богословие - это, скорее, усилие жизни, нежели усилие мысли. Оно требует опыта «обновления ума», метанойи, т. е. покаяния. Это означает переход от психологического к духовному через распятие ума во Христе, ради воскресения в вышних, через духовное разумение, которое мы испрашиваем на Божественной литургии. Отсюда и возможен подлинный диалог между богословием и наукой с точки зрения святоотеческой мысли. Этот диалог крестообразен: он происходит в точке пересечения вертикали нетварного и горизонтали тварного.

С православной точки зрения, подходы к взаимодействию богословия и науки не могут сводиться только к инициативе со стороны последней. Иными словами, здесь нельзя обойтись без понимания духовного смысла этого взаимодействия изнутри церковной жизни. В наше время мы видим, что святые отцы, которые обращались к этой теме, осознавали, что тем самым они выполняли дело, присущее жизни в Церкви.

В том смысле выражения «культура Духа», в каком его предложил свящ. Рафаил Нойка, Церковь раскрывает нам, что богословие постигается по вертикали, в сокровенной глубине сердца, под действием Божественной благодати. Богословие - это, скорее, усилие жизни, нежели усилие мысли. Оно требует опыта «обновления ума», метанойи, т. е. покаяния. Это означает переход от психологического к духовному через распятие ума во Христе, ради воскресения в вышних, через духовное разумение, которое мы испрашиваем на Божественной литургии. Отсюда и возможен подлинный диалог между богословием и наукой с точки зрения святоотеческой мысли. Этот диалог крестообразен: он происходит в точке пересечения вертикали нетварного и горизонтали тварного. Без обретения навыков в обеих областях - и в богословской, и в научной - попытки сочетать богословие с наукой остаются бесплодными в экзистенциальном плане и потому бесполезными для христианина. При этом здесь подразумевается богословие в его основополагающем смысле - как опыт Божественной благодати через церковную жизнь, опыт возрастания человека в устремленности к Духу Святому, а не как манипулирование религиозными понятиями и отсутствие преображающей силы в экзистенциальном плане.

Необходимо различать между богословием-жизнью, которое соотносится с духовными усилиями жизни во Христе, и так называемыми «богословскими науками». В первом случае богослов - это «исследователь» того сокровенного, что Дух открывает сердцу в духовной жизни. Богослов призван являть все постигаемое ради духовной пользы всех. Что касается богословских наук, они связаны с научным подходом, служа конкретным нуждам в пространстве богословия. Например, в академической программе по богословию мы выделяем такие дисциплины, как история Церкви, библейская археология, прикладная палеография для изучения текстов Священного Писания, библейская экзегеза с помощью исторической критики и т. д. В этих дисциплинах предлагается переплетение научного исследования с видением и нуждами богословия. При этом следует понимать, что по методу работы они являются науками, и только ввиду их особого предмета исследования мы их можем называть богословием. В этом контексте один из выдающихся голосов современного православия, архимандрит Ефрем, настоятель Ватопедского монастыря на Афоне (в настоящее время заключенный в тюрьму за Христа), указывает на то, что «богословие, несомненно, является жизнью, а богослов - это тот, в сердце которого говорит Бог-Слово (o Theos Logos). При этом научная сторона богословия не отвергается. Мы лишь боремся с абсолютизацией «научного богословия», когда все сводится только к нему.

Греческий богослов и профессор Георгиос Мантзаридис радикален, проводя различие между «эмпирическим» («опытным») богословием и богословием «академическим». По его мнению, если эмпирическое богословие обращено к опыту нетварного, раскрываемого через призму церковной жизни, то академическое богословие, в той мере, в какой оно использует научный метод, оказывается не в состоянии постичь опыт нетварного. Едва ли причиной тому можно назвать недобросовестность академического богословия. Это лишь следствие используемого метода, поскольку нетварное не является объектом знания, который науки признавали бы действительным. Предлагая критический взгляд на академическое богословие, Георгиос Мантзаридис утверждает, что по отношению к эмпирическому богословию оно не может играть большей роли, чем простая вспомогательная наука. Если академическое богословие концентрируется на «тварном», то из него либо уходит подлинное богословие, либо оно замыкается сугубо на внешнем. Кроме того, объективность академического богословия упускает личностное измерение, которое неотъемлемо от богословия как познания Бога через межличностные отношения. Эмпирическое богословие не антинаучно, уточняет Георгиос Мантзаридис, оно лишь осознает, что предмет его знания требует иного подхода, нежели в науке. Сходным образом Никос Мацукас говорит о харизматическом богословии, предшествующем богословию научному, ссылаясь на двойную методологию отцов Церкви, которые использовали и то, и другое.

Богословие предполагает свободу встречи с Богом, Который остается за пределами каких бы то ни было эпистемологических «гарантий» и методологического детерминизма. Успешность изысканий в области богословия гарантируется не методом, как в науках, но успешностью усилий по очищению сердца, призванного стать жертвенником, на котором Сам Бог хочет явить Себя искателю понимания и вечной жизни: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф 5:8). Богословие выходит за пределы психосоматики. Это живое усилие в приобщении к жизни Всевышнего - Того, Кто существует за пределами обусловленности тварного. Богословское знание сущностно, а научное знание является эмпирико-интеллектуальным. Оба вида знания, каждый привнося свой особый вклад, могут плодотворно взаимодействовать наподобие этого крестообразного пересечения в рамках богословских исследований.

Об авторе: свящ. Рэзван Ионеску - настоятель румынского православного храма во имя свв. Параскевы и Женевьевы в Париже. Глава отделения "Богословие и наука" в Православном учебно-исследовательском центре им. свящ. Думитру Стэнилоае в Париже.

Фото: comptepv.typepad.fr

мнение, наука, богословие, свящ. Рэзван Ионеску, из переводов "в стол"

Previous post Next post
Up