Духовно-просветительные беседы в Серафимовском доме (1912 год)

Nov 29, 2013 09:41



Продолжая тему о внебогослужебных собеседованиях в Кишиневско-Хотинской епархии, выкладываю очередную подборку выписок из рубрики "Епархиальная хроника" Кишиневских епархиальных ведомостей за 1912 год. Язык того времени весьма своеобразен. Интересен также подбор тем для бесед. Особенно меня заинтересовала тема, предложенная епископом Аккерманским Гавриилом (Чепуром) - "О расслаблении человечества вне Христа". На мой взгляд, в наши дни эта проблема особенно актуальна.

***

Первая духовная беседа в Кишиневском Епархиальном доме


8 января, в воскресенье, состоялась в зале епархиального Серафимовского дома первая духовная беседа. Вход для публики открыт был со стороны Александровской улицы и со стороны архиерейской площади, по билетам с обозначением на них номеров стульев и рядов. Ввиду того, что беседа предназначена была для всех классов общества, билеты были платные, начиная с 30 коп. (первые ряды) и кончая 5 коп., последних было значительное большинство; были и бесплатные билеты. К 7 часам вечера в зал, залитый мягким электрическим светом, собралась масса публики, все почти места были заняты; в передних только рядах немного было свободных кресел. В 7 час. 10 мин. вошел в зал Преосвященный Гавриил, Епископ Аккерманский. После исполнения архиерейским хором «Царю небесный» «Днесь благодать Св. Духа нас собра», Преосвященный Гавриил взошел на кафедру и предложил одушевленнейшую беседу об Иоанне Крестителе. В основу беседы положено было повествование слова Божия и свящ. предания о Крестителе. Беседа была разделена на три отдела. После каждого из них архиерейским хором, под управлением священника о. <Михаила> Березовского (композитора и регента Кишиневского кафедрального собора - прим. сост.), исполняемы были церковные песнопения Кастальского и Турчанинова.


Несмотря на общеизвестность темы, избранной Преосвященным Гавриилом приспособительно ко времени, беседа выслушана была с напряженным вниманием, доставила высокое нравственное удовлетворение слушателям и вызвала с их стороны благодарность Преосвященному. Впечатлению, произведенному беседой на слушателей, содействовала чудная акустика залы, художественное изображение Преосвященным жизни Иоанна Крестителя, а также окружавшей его внешней природы и обстановки, начиная с приготовления его в пустыне к проповеднической деятельности и кончая мученической кончиной его в темнице. Иллюстрация событий библейской археологией, тонкий психологический анализ отдельных лиц и целых обществ, входивших в соприкосновение с предтечей Христа, довершали силу впечатления, а свидетельства Крестителя о Спасителе как Агнце, взявшем на Себя грехи всего мира, отмеченные несколькими штрихами, проникали в тайники душ слушателей и укрепляли в них свет веры, колеблемой современным сомнением и неверием.

Беседа с краткими, пятиминутными перерывами для пения продолжалась до 9 ч. вечера. После беседы исполнен был архиерейским хором народный гимн. В заключение Преосвященный Гавриил, с эстрады обратившись к присутствующим, перенес мысль их к находящемуся в Св. Синоде Преосвященному Кишиневскому Серафиму, даровавшему такое обилие в зале внешнего света, чтобы возжечь и поддержать внутренний свет, свет святой веры в сердцах людей, и провозгласил ему многолетие, исполненное хором.

(Кишиневские епархиальные ведомости, 1912, №1, с. 14 - 15)


Вечером в тот же день (11 марта) Преосвященный в Серафимовском Епархиальном Доме словом о жизни Марии Египетской, о подвиге христианских подвижников, в противоположность подвигу буддийских подвижников, открыл духовно-просветительную беседу, которая была предложена о. Законоучителем Сергием Бежаном по следующей программе.

«Свете тихий», муз. А. Кастальского. Вступление Гавриила, Епископа Аккерманского. «Господи, аще не быхом». Перел. Преосвящ. Епископа Гавриила. Психология буддизма. Воззрение буддизма на мировое бытие и учение его о личности в зависимости от этого воззрения. Смысл и значение теорий перерождения в буддийской догматике, при отрицании личности как самостоятельного духовного начала. Чтение свящ. Сергия Бежана. «Вечери Твоея тайныя». Муз. Львова. Душа по учению буддизма. Участь несовершенного по смерти. Достижение спасения. Архатство и Нирвана по мысли первоначального буддизма. Участь совершенного по смерти. Сравнение основоположений христианства и буддизма. Дальнейшее историческое развитие буддизма и противоречие его своим основоположениям. Продолжение чтения свящ. Сергия Бежана. «Взбранной Воеводе». Муз. Мих. Березовского. Пел архиерейский хор под управлением свящ. регента Михаила Березовского.

***
8 февраля открытие в Серафимовском Епархиальном Доме кружка ревнителей православия и первый урок о Церкви Христовой.

***
23 февраля - занятие с кружком ревнителей православия в Серафимовском Епархиальном Доме: продолжение о Церкви Христовой.

***
26 февраля - лекция в Серафимовском Епархиальном Доме для интеллигенции на тему: «Критика религиозных воззрений Толстого». Тема была расчленена на такие отделы: 1) отношение западного протестантского богословия к Евангелию; 2) отношение Л. Н. Толстого к Евангелию; 3) религиозное учение Л. Н. Толстого, выраженное им в 6 заповедях (не противься злу насилием, не судись, не гневайся, не разводись, не клянись и не воюй) и 4) критика этого учения с Евангельской точки зрения. Общая мысль лекции такова: Л. Н. Толстой как богослов не самобытен и не оригинален: слепой подражатель старо-тюбингенской и ново-тюбингенской школы, а в учении «непротивления злу» - повторяет «зады» американцев Гаррисона, Балу и сектантов: менонитов, квакеров, генгутеров и духоборцев, - проповедовавших еще раньше Толстого это «непротивление злу», но более продуманно и логично. Заповеди его хороши только в выдуманном им для сект евангелии, но они не из Евангелия Христова».

(Кишиневские епархиальные ведомости, 1912, № 11, с. 313 - 315)

***В 6 ½ часов вечера того же дня (18 марта, Вербное Воскресенье - прим. сост.) Владыка (епископ Кишиневский и Хотинский Серафим (Чичагов) - прим. сост.) присутствовал в Серафимовском епархиальном доме на 13 духовно-просветительной беседе, предложенной Преосвященным Гавриилом по следующей программе: 1) «Блажен муж» распева Киево-Печерской лавры. Слово епископа Аккерманского Гавриила о значении торжественного входа Господа в Иерусалим для религиозной и политической жизни древних иудеев и для христианства в нынешнее время; 2) «Егда во гробе нове». Переложение Преосвященного епископа Гавриила. Теократия (Владычество Бога) в религиозных и политических судьбах Израиля (по книгам законоположительным и историческим). Чтение Преосвященного епископа Гавриила. 3) «Чертог Твой» знаменного распева. Продолжение чтения Преосвященного епископа Гавриила. «Достойно есть», муз. Черепнина. Пел хор псаломщического класса под управлением учителя пения В. В. Говорова.

В конце беседы сказал заключительное слово Преосвященный Серафим о христианском посте, который необходим для телесной и духовной жизни и соблюдающим его доставляет радость жизни.

(Кишиневские епархиальные ведомости, 1912, №12, с. 356)

***
29 марта в 3 часа пополудни в Серафимовском епархиальном доме, в присутствии Преосвященного Гавриила, Епископа Аккерманского, состоялась 14-я духовно-просветительная беседа на тему: «Значение артоса и пасхального яичка и о промысле Божьем». Она открыта словом Преосвященного Гавриила и предложена протоиереем М. Чакиром для простого класса и интеллигенции; в промежутках чтений пел псаломщический хор под управлением учителя пения В. В. Говорова, хор исполнил песнопения: 1) «Предварившия утро», «Аще и во гроб», «Еже прежде солнца». Муз. Преосвящ. Гавриила; 2) Ирмосы пасхального канона; 3) в конце гимн «Боже, Царя храни».

(Кишиневские епархиальные ведомости, 1912, №14, с. 390)

***В 7 часов вечера (1 апреля 1912 года, в Неделю Антипасхи - прим. сост.) в Серафимовском епархиальном доме была предложена 15-я духовно-просветительная беседа Преосвященным Гавриилом и Б. А. Т. по следующей программе: «Плотию уснув». Муз. свящ. М. Березовского. Чтение Епископа Аккерманского Гавриила на тему: «Священнодействие пасхальной ночи». «Да воскреснет Бог» и «Мироносицы жены» знаменного распева, перел. С. В. Смоленского. Чтение Б. А. Т. на тему: «О современных нестроениях». «Пасха красная и воскресения день». Знаменного распева, перел. С. В. Смоленского. Продолжение чтения Б. А. Т. «Ангел вопияше». Муз. П. Чеснокова. Пел архиерейский хор под управлением священника-регента Михаила Березовского.

(Кишиневские епархиальные ведомости, 1912, №14, с. 393)

В том же доме (Серафимовском - прим. сост.) в 6 ч. вечера (3 апреля 1912 года), под председательством Преосвященного Гавриила, происходило очередное заседание лекционного комитета и Христорождественского братства, на котором обсуждаемы были разные доклады, между прочим, о том, как братство должно реагировать на появляющиеся в печати пасквили по адресу лекторов на духовно-просветительных беседах.

(Кишиневские епархиальные ведомости, 1912, №14, с. 394)

***В 6 час. вечера (8 апреля 1912 года) в Серафимовском епархиальном доме предложил духовно-просветительскую беседу (16-ю) инспектор классов Кишиневского епархиального женского училища, священник А. Юрикас на тему «Пророки и пророчество» по следующей программе:

Часть I. Значение пророчеств в истории домостроительства спасения людей. Понятие о пророках. Отличие пророческого служения от служения священников и первосвященника. Разные состояния и способы получения откровения пророками. Способы, через которые пророки сообщали откровения Божьи людям. Число пророков-писателей.

Часть II. Хронологическое обозрение важнейших ветхозаветных пророчеств. Замечание о еврейском вопросе (пророчество Моисея о еврейском народе и предсказание пророка Даниила о разрушении Иерусалима).

В промежутках между чтениями пел хор псаломщиков под управлением В. В. Говорова, коим исполнены песнопения: «Предварившия утро», «Аще и во гроб» и «Еже прежде солнца» греческого распева с переложениями Преосвященнейшего Гавриила, Епископа Аккерманского.

(Кишиневские епархиальные ведомости, 1912, №15, с. 414 - 415)

***В 7 часов вечера того же дня (15 апреля 1912 года, Неделя о расслабленном) в Серафимовском епархиальном доме, Преосвященный Гавриил словом о расслаблении человечества вне Христа открыл 17-ю духовно-просветительную беседу, предложенную преподавателем Кишиневской духовной семинарии И. В. Смеловым по следующей программе: «Не имамы иныя помощи». Муз. А. Кастальского. Вступление Преосвященнейшего Гавриила, Епископа Аккерманского. В каком отношении стоит Евангелие к культуре? Важность вопроса и направления в науке при решении его: а) социально-эмпирическое понимание Евангелия и б) индивидуально-аскетическое понимание Евангелия. Часть I. Взгляд на Евангелие социалистов. Взгляд на Евангелие профес. Тареева, К. Леонтьева, Э. Геккеля («Мировые загадки»). Краткий разбор этих взглядов. Чтение препод. семинарии И. В. Смелова. «Херувимская песнь» № 9. Муз. Архангельского. Перерыв на 10 минут. «Скажи ми, Господи, кончину мою». Муз. свящ. М. Березовского. Часть II. Евангельское решение вопроса «Царство» Евангелия, его характер и методы его достижения. Выводы. Продолжение чтения И. В. Смелова. «Святися, святися». Муз. Макарова. Пел архиерейский хор под управлением священника регента о. М. Березовского.

(Кишиневские епархиальные ведомости, 1912, №16, с. 450)



Хор свящ. Михаила Березовского. Кишинев, 1914 год.

***Того же дня (29 апреля 1912 года, Неделя о слепом) в 6 ½ ч. вечера в Серафимовском Епархиальном доме Преосвященным Гавриилом была предложена 18-я духовно-просветительная беседа о Евангелиях (их происхождение, язык и - главным образом - содержание). В промежутках между отделами чтений пел архиерейский хор псаломщиков под управлением В. В. Говорова, при чем были исполнены следующие песнопения: «Единородный Сыне» З. Старорусского, «Отче наш» муз. Римского-Корсакова и некоторые переложения епископа Гавриила.

(Кишиневские епархиальные ведомости, 1912, №17, с. 517 - 518)

Фото: oldchisinau.com

свидетельство, ХХ век, внебогослужебные собеседования, Кишинев, просвещение, history, источники, церковь, Кишиневские епархиальные ведомости, епископ Аккерманский Гавриил (Чепур), память, общение, свщмч. Серафим (Чичагов)

Previous post Next post
Up