Только тот, кто горит, способен зажечь сердца других

Nov 22, 2013 09:50


В продолжение темы о внебогослужебных собеседованиях.

"Жизнь современная круто изменилась, очень многих застала неподготовленными; многие устои, подпорки, поддерживавшие ранее здание гражданской жизни, рухнули или оказались малопригодными; то же явление мы видим и в жизни духовной. В частности, по интересующему нас вопросу, господствовавшая мысль о достаточности одних истовых богослужений, богослужебных поучений и требоисправлений оказалась отсталою. В прежнее спокойное время одних богослужений, богослужебных поучений и требоисправлений, по-видимому, было достаточно, но не то мы видим в настоящее время..."

"О средствах, содействующих развитию внебогослужебных собеседований в сельских приходах" // Симбирские епархиальные ведомости, 1906, № 15, цит. по: Кишиневские епархиальные ведомости, 1907, № 40, с. 1375 - 1380.

В светской и духовной печати неоднократно заявлялось, что современное духовенство не удовлетворяет духовной потребности народа. Замечание отчасти справедливое. Чем же устранить этот недостаток? Усиленной проповедью. Одних поучений, произносимых за богослужением недостаточно. Нет, только внебогослужебные собеседования могут сократить все более усиливающуюся рознь, взаимное непонимание между пастырем и прихожанами, - могут восполнить тот пробел, который образовался коснением паствы и пастыря.

В настоящее время очень многие лучшие пастыри не удовлетворяются богослужебными поучениями, открывают собеседования внебогослужебные, но, к большому сожалению, открывши их, многие вынуждены были прекратить их, или поддерживать их по «оффиции». Чем это объяснить?

Причин очень много: 1) привычка к правилам прежней жизни, или жизнь по течению, по инерции, от чего не свободен ни один смертный; 2) опасность обвинения в политической смуте; 3) отсутствие на собеседованиях живого общения, живого слова, чтение по книге истин и положений общеизвестных, языком в большинстве для народа малопонятным; 4) чтение или произнесение речи монотонное, однообразное, как по часослову, без объяснения непонятных народу терминов и выражений; 5) отсутствие господствующей идеи; 6) недостаток энергии; 7) далеко неодинаковое материальное обеспечение пастырей и пагубная система награждений запоздалым переводом пастырей в богатые приходы, а отсюда, как прямое следствие, незнание интересов и условий местной жизни; 8) неудачный выбор статей, рассказов, слов и разного рода поучений на вопросы, для данной местности мало интересных или нежизненных; 9) отсутствие общего пения, оживляющего, ободряющего, сплачивающего силы народа; 10) полное одиночество при несотрудничестве учителя, диакона и достойных благочестивых прихожан; 11) неудачный выбор времени для собеседований; 12) неудачный выбор места для собеседований.

Как мы указали, тормозом к успешному проведению внебогослужебных собеседований служит, во-первых, привычка к правилам прежней жизни. Кто от нее свободен? Это общая слабость, присущая всем смертным. Нельзя огульно винить одно только духовенство. Жизнь современная круто изменилась, очень многих застала неподготовленными; многие устои, подпорки, поддерживавшие ранее здание гражданской жизни, рухнули или оказались малопригодными; то же явление мы видим и в жизни духовной. В частности, по интересующему нас вопросу, господствовавшая мысль о достаточности одних истовых богослужений, богослужебных поучений и требоисправлений оказалась отсталою. В прежнее спокойное время одних богослужений, богослужебных поучений и требоисправлений, по-видимому, было достаточно, но не то мы видим в настоящее время. Враги духовного просвещения сильно ополчились; с удивительною энергиею неумолкаемо всюду разглашают они свои излюбленные материалистические идеи. Даже в захолустных селах мы нередко видим агитаторов, проводников материализма. Какая сила толкнула их на своеобразный подвиг? При такой их настойчивости кто будет из нас, пастырей, спокоен? Можем ли мы быть уверенными в безопасности народа? Пользуясь грамотностью и доверчивостью сельских жителей, целыми сотнями шлют и разбрасывают свои брошюры с зажигательными статьями; полной горстью сеют семена материализма в разных его проявлениях, подрывая авторитет Церкви и разрушая деятельность пастырей, представителей духовного просвещения. Народ привык к духовному просвещению, и новое влияние, как новое, быстрое и сильное встречное течение, по законам психологии массы, идет пока поверх народного самосознания. Разного рода агитаторам приходится считаться с психологией народной массы. Старое, устойчивое направление народной массы прекрасно сравнивается с течением по пробитому старому устойчивому руслу; новое течение, направление стремительно бросается вперед, но на пути сталкивается со старым течением и, разбивая его отчасти, разливается по его поверхности, по поверхности народного самосознания. Вот почему все новые идеи материализма к простому народу не легко прививаются. Вот почему, по-видимому, все жестокие, удивительно настойчивые нападения материалистов разбиваются, как волны морские, о скалу старых устоев, правил и привычек. В этом для нас утешение, но есть и опасность. Новое направление, как мы видели, хотя преодолевает неимоверные препятствия, но пробивает свой путь. Энергично действуя в одном и том же духе, оно может сбить старое, новое направление может быть старым. Какое тогда потребуется усилие, чтобы возвратить прежнее? Да, именно последняя опасность будет более первой.

Вторым препятствием на пути к апостольскому, свободному, высокому служению духовному просвещению русского народа служит опасность обвинения в политическом смутьянстве, подстрекательстве, и немедленное отрешение от прихода, обречение на нищенство, как прямое следствие обвинения, очень часто вовсе неосновательного. В этом проглядывает удивительная ловкость, хитрость нашего общего врага - материализма. Он прекрасно знает, какая опасность грозит ему в случае тесного единения пастырей с народом, и вот, чтобы предотвратить ее, не стоит за клеветой, охуждает часто лучших пастырей. Во избежание этой опасности, для поддержания бодрости духа собратьев, просим своих естественных защитников - духовное начальство - оказать им свое покровительство, мужественную защиту от клеветы.

Третьим тормозом внебогослужебных собеседований служит отсутствие на них живого слова, живого взаимообщения. Буква мертвит, а дух животворит; эта истина ныне стала общеизвестной. Буква и все, что сводится на нее, истинно мертво само по себе и не может, как мертвая вода, оживить, оживотворить, вдохнуть силу. До последнего времени очень многое старались сводить на букву, на бумажное отношение, ожидая от этого какого-то чуда - воскресения, оживления. А закон влияния душ чрез непосредственное живое слово, закон влияния сильной души на более слабую оставлен без внимания. Только "кто горит, тот зажжет". Чтобы повлиять на других, необходимо самому именно гореть, гореть "ревностию по Боге". Что не горит, то и не зажжет. Человек, пламенеющий ревностию, человек идейный не может молчать, когда надо говорить; он непременно заговорит, хотя своеобразным, но сильным языком. Слово его, как огонь, зажжет сердца слушателей. Как мертвое, книжное слово способно охладить или оттолкнуть своим мертвым, бездушным дыханием живое сердце, так под сильным огнем живого слова даже обледенелое, холодное сердце растает и непременно тронется. Живое, задушевное слово есть необходимое условие успеха всякой идеи, а тем более бесценных сокровищ в духовной области христианина. Чрез живое действенное слово св. апостолов и их мужей христианство по преимуществу распространялось, росло и крепло. Агитаторы, проводники разных идей материалистических тем сильны и опасны, что они хорошо пользуются живым словом.

Отсутствие умения произносить слова и выражения в строгом соответствии с их значением немало вредит успеху собеседований. Как однообразная, заунывная речь о предметах высоких, глубокосодержательных не произведет надлежащего впечатления, так и искусная ораторская речь о маловажном, даже неверном и злом по содержанию, может приковать внимание и оставить впечатление. Это должно всегда иметь в виду и не пренебрегать ораторским искусством. Правда, сильные внутренние движения передаются и без слов, но раз язык служит выражением их, то чем лучше усовершенствовать самый способ выражений, тем глубже, сильнее, действеннее слово.

Как разбросанность, бессистемность в выборе предметов речи, книг и статей для чтения народу может привести к рассеянности самих слушателей, так, напротив, господствующая идея может, подобно связующему цементу, соединить отдельных членов собрания, скорее возбудит в них интерес и привлечет к задушевному обсуждению злободневных вопросов. Можно сказать: без господствующей идеи так же невозможно удачное, правильное, разумное развитие собеседований, как невозможно оно без главы, руководителя самих собеседований. В выборе господствующей идеи у нас не может быть затруднения: достаточно указать на «борьбу с пьянством». Русское пьянство - достойный враг для борьбы. В одном 1903 году русский народ выпил ни больше, ни меньше, как 62 000 000 ведер вина и 50 000 000 ведер пива (см. «Трезвая жизнь 1906 года м. февраль»). Ежегодно умирает скоропостижно в состоянии опьянения не менее 400 человек (там же м. апрель). Это ли не сильный враг! Какою опасностью он грозит России! Нет, пьянство враг достойный, лучших сил на брань с ним. Слава Богу, мы не одиноки будем в этой борьбе. В С.-Петербурге около пяти лет существует Александро-Невское общество трезвости, а трезвенников всего в С.-Петербурге насчитывается около 75 000 человек. Можно взять и более общую идею, «идею царства Божия на земле» (см. соч. Соловьева), или идею местной, сельской благотворительности, идею праздничных подарков бедным и т. п.

Иногда собеседования прекращаются по нетерпеливости, недостатку энергии. В натуре русского человека многое начинать и не оканчивать. Трудно устроить собеседования и вообще какое-либо доброе общественное дело человеку нетерпеливому, слабому, боязливому, опасающемуся злокозней бесчестных. Ныне надобно всегда помнить слова Иисуса Христа: «Раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин 15:20). Запасшись терпением, можно всегда устроить собеседования. По утверждению психологов, повторение одного и того же 1000 раз должно непременно на народную массу произвести надлежащее действие. Капля точит камень не силою, а частым падением; однократное предложение часто не производит желаемого результата, но неоднократное повторение очень редко не возбуждает волю слушателей к исполнению. Таков закон психологии народной массы; применяя его на практике, мы почти всегда можем достигнуть желаемого направления народной воли.

свидетельство, ХХ век, внебогослужебные собеседования, просвещение, history, церковь, Кишиневские епархиальные ведомости, общение

Previous post Next post
Up