Видение Церкви в свете таинства Евхаристии

Nov 19, 2013 10:26


Viorel I. Coman. „Viziunea Bisericii în lumina Tainei Euharistice“. Ziarul "Lumina", 21.11.2011.

Прот. Николай Афанасьев, основоположник евхаристической экклезиологии, считается одним из самых творческих и выдающихся православных богословов ХХ века. Его евхаристическая экклезиология внесла новое дыхание в академический дискурс об отношениях между Церковью и Евхаристией не только в православном пространстве, но и в римско-католическом богословии, в документах Второго Ватиканского собора.


Биография прот. Николая Афанасьева, написанная его женой Мариамной Афанасьевой, была опубликована в одном из номеров журнала «Irénikon». Николай Николаевич Афанасьев родился в Одессе в 1893 году в семье Николая Григорьевича и Прасковьи Яковлевны Афанасьевых. Он начал изучать медицину, однако вскоре перевелся на физико-математический факультет. В 1921 году Николай Николаевич поступил на богословский факультет в Белграде, так как ужасы Первой мировой и Гражданской войн в России привели его к пониманию того, что "единственный Путь и Истина в Любви - это Христос и Его Церковь". На первом съезде Русского студенческого христианского движения Николай Николаевич Афанасьев встретился с прот. Сергием Булгаковым, пробудившим в нем интерес к сакраментально-евхаристическому богословию. В 1925 году Николай Николаевич женился на Мариамне. В 1930 году он начал свою академическую деятельность с преподавания канонического права в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже. Тем временем, возрастал интерес Николая Николаевича Афанасьева к экклезиологии, о чем свидетельствуют его статьи, публиковавшиеся в различных журналах. 8 января 1940 Николай Николаевич был рукоположен, после чего архиепископ Владимир направил его в Тунис для пастырского служения, где он пробыл до 1947 года. Затем отец Николай вернулся в Париж, где начался самый плодородный период его жизни с богословской точки зрения. Тогда же он написал свой труд "Церковь Духа Святого". Первая часть этой книги стала его докторской диссертацией, которую он защитил в 1950 году. Вторая часть книги была написана в следующие пять лет. После того, как прот. Александр Шмеман покинул Париж, прот. Николай Афанасьев стал читать и курс церковной истории. В этот период он опубликовал статьи "Una Sancta" и "L'Eglise qui réside dans l'Amour", посвященные евхаристической экклезиологии. Прот. Николай Афанасьев отошел ко Господу в 1966 году, оставив в наследство богословию свои труды, благодаря которым он по праву заслужил называться отцом экклезиологии XX века.

Евхаристическая экклезиология прот. Николая Афанасьева

Хотя богословская мысль, начиная со свщмч. Киприана, епископа Карфагенского, развивала универсальную экклезиологию, прот. Николай Афанасьев считал, что Церковь первых веков христианства определялась евхаристической экклезиологией, которая ясно изложена в трудах свт. Игнатия Антиохийского. Для прот. Николая Афанасьева, как пишет свящ. Раду Бордеяну (pr. Radu Bordeianu), "евхаристическое собрание местной церкви содержало полноту Церкви. Местные церкви были автономны и независимы, но в то же время поддерживали связи с другими местными церквами через епископов, через принятие церковной жизни других местных церквей и, что более важно, через общую идентичность; каждая из церквей являла полноту присутствия Христа в местном евхаристическом собрании" ("Orthodox-Catholic Dialogue: Retrieving Eucharistic Ecclesiology", 2/2009, p. 240). Ибо Христос в полноте присутствует в Евхаристии, каждая местная церковь есть Церковь в ее полноте, а границы Церкви тождественны границам евхаристического собрания. Любая местная церковь, по мнению прот. Николая Афанасьева, является независимой и автономной. Местная церковь автономна, так как заключает в себе все ей необходимое для жизни и не зависит ни от какого другого епископа, кроме того, который ее окормляет, и ни от какой другой местной церкви. Таким образом, примат римского епископа неоправдан в тех терминах, на которые опирается западное богословие. В отличие от универсальной экклезиологии, прот. Николай Афанасьев, присваивая полноту местной церкви, не считает, что вселенская Церковь является суммой своих местных церквей. Местная церковь является не частью вселенской Церкви, но проявлением вселенской Церкви в определенном месте. Каждая местная церковь есть Церковь вселенская.

Прот. Николай Афанасьев развивал евхаристическую экклезиологию, стремясь сблизить и объединить Православную церковь с Римско-католической. Для него существует только единая, святая, соборная и апостольская Церковь, независимо от догматических различий, на которые ссылались в качестве оснований для обособления Востока от Запада в богословском плане. Это одна из «болевых точек» экклезиологии прот. Николая Афанасьева, которую критиковали некоторые православные богословы. Прот. Николай Афанасьев в этом смысле категоричен и утверждает, что церковь либо обладает полнотой своего существования, либо она не может называться Церковью. Таким образом, по мнению прот. Николая Афанасьева, мы не можем говорить о церковности той или иной общины, если она являет Церковь лишь частично. Раскол между Востоком и Западом повлиял на положение вещей лишь на поверхности, а не в их сердцевине. Таким образом, разделение между Востоком и Западом не уменьшило церковной полноты ни той, ни другой сторон, но лишь обозначило их обособленное существование. Принципом единства между местными церквами является Евхаристия, совершаемая каждой из них, а не епископат или богословское учение. В этом смысле прот. Николай Афанасьев вел к тому, чтобы предложить объединение христиан несмотря на доктринальные различия. По сути, в его видении, единство существует, так как оно не пострадало, однако его следует заново раскрыть в Евхаристии.

Критические оценки со стороны митрополита Иоанна (Зизиуласа) и свящ. Думитру Станилоае

В евхаристической экклезиологии, в той форме, в которой ее разработал прот. Николай Афанасьев, при всем ее решающем вкладе в переосмысление места Евхаристии в жизни Церкви, есть и ряд слабых мест. Экклезиология прот. Николая Афанасьева была критически оценена двумя выдающимися православными богословами - митрополитом Пергамским Иоанном (Зизиуласом) и свящ. Думитру Станилоае.

Митрополит Иоанн (Зизиулас) критически оценивает евхаристическую экклезиологию прот. Николая Афанасьева, указывая на то, что единство Церкви "не только евхаристическое, но и иерархическое" (свящ. Раду Бордеяну, стр. 248). Чтобы пребывать в единстве, в местных церквах должны быть православная вера и общение между епископами. В этом отношении митрополит Иоанн (Зизиулас) поправляет мысль прот. Николая Афанасьева, говоря, что, наряду с Евхаристией, другим принципом единства является епископ. Этот тезис митрополит Иоанн (Зизиулас) аргументирует в своей диссертации «Евхаристия, епископ, церковь. Единство Церкви в Божественной Евхаристии и епископ в I-III веках» (“Eucharist, Bishop, Church: The Unity of The Church in The Divine Eucharist and The Bishop During The First Three Centuries”). Второй пункт его критики связан с соотношением между церковью местной и Церковью вселенской. В отличие от прот. Николая Афанасьева, который, по-видимому, в определенном смысле отдает приоритет местной церкви, митрополит Иоанн (Зизиулас) подчеркивает необходимость уравновесить эти вещи, утверждая, что местная церковь обладает полнотой только в той степени, в которой она находится в общении с другими местными церквами. Как и на антропологическом уровне (личность не выше собрания, и собрание не выше личности), в экклезиологии местная церковь не имеет приоритета над вселенской Церковью, но и вселенская Церковь не стоит выше местной церкви. Существует одновременность между местным и вселенским.

Критика свящ. Думитру Станилоае относительно евхаристической экклезиологии сконцентрирована в его труде "Вселенская и соборная Церковь" ("Biserica universală şi sobornicească"), опубликованном в 1966 году в журнале "Ortodoxia". Румынский богослов отвергает тезис прот. Николая Афанасьева о том, что раскол 1054 года имел только поверхностные последствия. Для свящ. Думитру Станилоае абсолютно фундаментальным критерием единства Церкви является единство веры. Не может быть евхаристического общения там, где нет общения веры. Церковь есть там, где суть Евхаристия и правая вера.

Несмотря на критику экклезиологии прот. Николая Афанасьева, он стал "первым богословом, который сформулировал видение Церкви в свете таинства Евхаристии" (Anastacia Wooden, "Eucharistic Ecclesiology of Nicholas Afanasiev and its Ecumenical Signifiance: A New Perspective" în Journal of Ecumenical Studies, 4/2010, p. 543). Прот. Николай Афанасьев остается значимым богословом, первооткрывателем путей, пока еще узких, к объединению христиан. Его наследие надо изучать в духе примирения, усваивая его положительные стороны и корректируя более смелые воззрения. Некоторые из более поздних богословов, исследуя заново труды прот. Николая Афанасьева, опровергают многочисленные критические высказывания в его адрес в православном пространстве. По их словам, критика основана на ошибочном и неполном понимании богословия прот. Николая Афанасьева, без учета его наследия в целом.

митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас), Виорел Коман, мнение, свящ. Думитру Станилоае, прот. Николай Афанасьев, церковь, богословие, из переводов "в стол", общение, экклезиология

Previous post Next post
Up