О внебогослужебных катехизических беседах и просветительно-благотворительном братстве в селе Кубей

Oct 14, 2013 14:52



Авксентий Стадницкий, преподаватель Кишиневской семинарии, редактор Кишиневских епархиальных ведомостей (1892, № 4, с. 65 - 76).

Три года тому назад, почти одновременно, были назначены в Кубей два молодых священника, полных энергии, сил и пастырской ревности. С первых же дней своего поступления на приход деятельность их направлена была, главным образом, на утверждение и охранение истин православной веры и начал христианской нравственности в душах своих пасомых, и равно на проведение их в жизнь народа. Имея в виду такую задачу и предмет своей пастырской деятельности, они стали неленостно учить, наставлять, просвещать словом, делом и живым примером. И с церковной кафедры, и при требоисправлениях, и при всяком удобном случае, стали они произносить поучения, речи, вразумления, обличения в духе кротости и миролюбия, утешения, ободрения. В течение одного года произносится проповедей 50-60, включая сюда и речи на разные случаи, как, например: при венчании, погребении, крестных ходах, общественных водоосвящениях и т. п. Но этим пастыри наши не ограничивались и подумывали об открытии внебогослужебных собеседований в приходе для того, чтобы иметь возможность поближе ознакомиться и сблизиться с пасомыми и при этом узнавать склад их религиозных понятий, воззрений, чтобы потом направлять свое внимание на исправление неприглядных и нежелательных сторон своей паствы. Но вот 24 мая 1890 года был съезд [1] духовенства местного благочиннического (4-ого Аккерманского уезда) округа, на котором было постановлено в целях поднятия религиозно-нравственного уровня пасомых открывать во всех приходах оного округа вероучительные, внебогослужебные собеседования. В силу этого постановления в приходе с. Кубей и были открыты религиозно-нравственные собеседования пастырей этого прихода с пасомыми 2-го сентября того же года в местном двухклассном училище.
Еще задолго до открытия бесед местные священники неоднократно объявляли своим прихожанам об имеющихся открыться собеседованиях, их характере, предметах, пользе, значении и важности для религиозно-нравственного воспитания людей, месте и времени их ведения, - говорили они об этом много раз и с церковной кафедры в поучениях и при требоисправлениях, словом, при всяком удобном случае, чтобы таким образом расположить и настроить прихожан в пользу бесед. 15 августа, в день местного храмового праздника, при многочисленном стечении народа одним из священников Н. Чакиром [2] было произнесено прочувствованное и задушевное слово, по поводу празднуемого события, и в заключение был сделан вывод о цели, пользе, важности и необходимости открытия вероучительных собеседований в приходе. Вот такие неоднократные объявления и напоминания с объяснениями об открываемых беседах прихожане (хотя далеко не все) выслушивали весьма сочувственно и радушно. Многие даже высказывали свою непритворную радость по поводу такого благого начинания в приходе, клонящегося к пользе и благу прихожан села, в большинстве малопросвещенных в религиозно-нравственном отношении. Нашлись, конечно, и такие, которые с недоверием и подозрительно относились к такому нововведению в приходе и старались своим ложным мудрованием соблазнять и других слабых в вере, легкомысленных умом и неустойчивых в благоповедении.



Такие легкомысленные противники бесед являлись преимущественно в лице кабатчиков, закоренелых кулаков, мироедов и других, интересы и направление жизни которых, по черствости и огрубелости сердца, далеко расходятся с требованиями св. прав. церкви, любвеобильной Матери нашей, и общественного благополучия.
В день открытия собеседований, в воскресенье, 2 сентября, одним из священников о. М. Поповым [3] было произнесено опять приличное случаю поучение на слова: «рече Господь: помни день субботный… суббота Господу Богу твоему» (Исх. ХХ, 8), в котором обстоятельно, ясно и определенно было высказано, на основании слова Божия и житейских примеров, о важности и необходимости усердного и неленостного посещения собеседований для пользы души, для улучшения религиозно-нравственного, семейного и общественного положения человека. В заключение слушатели были приглашены помолиться Богу, чтобы Он благословил такое великое и святое дело, как ведение собеседований, и был отслужен молебен. На первую беседу явилось всего душ 50-60, кроме учеников и учениц местных училищ. Говорено было об истинности православной веры сравнительно с католической и протестантской, и о чудесах Божиих, как самом сильном, непоколебимом, явном и неоспоримом доказательстве истинности и преимуществе православно-христианской веры, - чудесах, бывших во времена земной жизни Иисуса Христа, св. апостолов и в позднейшие наши времена бываемых. В подтверждение высказанных мыслей прочитана была с устными объяснениями статья (из «Русского Паломника» за 1886 год, № 18, стр. 154-155) о новоявленной козельщинской иконе Божьей Матери.

Первый и второй месяцы по открытии бесед дело шло как-то вяло: посетителей собиралось иногда маловато, чем священники не смущались, хотя и скорбели внутренно, и продолжали свое дело неослабно и терпеливо. В прихожанах-посетителях бесед - замечалась на первых порах какая-то нерешительность в посещении бесед. Бывали, конечно, и такие дни, когда и не происходило бесед, по разным причинам и обстоятельствам, не зависящим от ведущих их. Когда получилось (в ноябре месяце 1890 г.) синодальное распоряжение об обязательном ведении бесед всеми причтами, то наши священники взялись еще серьезнее и энергичнее за то, чтобы установить ведение бесед в приходе, как можно прочнее. С течением времени, когда священники стали принимать всевозможные меры к усердному посещению прихожанами бесед, число посетителей стало заметно увеличиваться, даже и в лице женщин, которые на первых порах из ложного стыда не являлись. После рождественских праздников опять что-то стали мало посещать беседы, что вынуждало священников снова напоминать об этом и в церкви, и в домах. До ушей священников в январе 1891 года стали доходить неотрадные слухи, что некоторые зловредные люди стали распространять в народе ложные мысли о том, что беседы - выдумка священников, и что, вообще, священники что ни говорят, больше сами выдумывают в своих же интересах и для своих выгод… Такого рода слухи заставили о. Михаила Попова обратиться в церкви с длинною глубоко-прочувствованною речью обличительного характера, в которой в духе кротости и миролюбия, на основании слова Божия, он опровергнул ложные доводы вышеуказанных вольнодумцев и указал на то, что введенные собеседования не священниками выдуманы, а ведутся по постановлению Высшего духовного и гражданского начальства, и, между прочим, указал на Циркуляр Бессарабского губернатора от 6-го ноября 1890 года [4], полученный присутствиями по поселянским делам и разосланный всем волостным Правлениям, по которому волостные и сельские власти обязываются оказывать зависящее от них содействие духовенству при ведении им вероучительных собеседований. После этого число посетителей стало сразу заметно увеличиваться и дошло до того, что обширный класс училища не вмещал всех слушателей, так что малых детей приходилось выводить из класса, и все-таки некоторым посетителям приходилось стоять в коридоре и слушать в дверях класса. Такое усердное посещение бесед объясняется еще и другими мерами и средствами, предпринятыми священниками. Одному из священников, о. М. Попову, явилась прекрасная мысль: для большего привлечения слушателей на беседы раздавать брошюры религиозно-нравственного содержания, как то: Троицкие листки, Троицкие книжки с образками, жития святых в брошюрах, а также книги св. писания разных названий, имея в виду этим привлечь и приохотить грамотных прихожан заняться в часы досуга чтением душеполезных книг, особенно спасительного Слова Божия, и чтобы, таким образом, слушатели сами воочию (через чтение) убеждались бы, по возможности, в том, что им священники говорят или читают. Для того же, чтобы изыскать на этот предмет постоянные суммы, тому же священнику пришла благая мысль открыть сбор добровольных пожертвований. Благомыслящие и благочестивые прихожане приняли живое и сердечное участие в этом деле и не замедлили взносить свои пожертвования на этот предмет, по примеру всех членов причта, гг. учителей и друг. интеллигентных лиц. К крайнему удивлению самого инициатора доброго дела, сумма пожертвований в скором времени возросла до больших размеров, свыше 100 рублей. Таким образом, неожиданно образовалось настоящее скромное братство, средства которого постепенно стали увеличиваться. На средства этого братства [5] приобретено доселе 706 икон разных названий и величин (от 3-4 вер. до 10-12 верш.), на дереве-ольхе, правильной и изящной живописи из заведения В. Тиля и Комп., в Одессе, из какового числа доселе уже распространено (преимущественно на беседах) 450 икон на 75 руб., книг св. писания разных названий на славянском, славяно-русском и русском языке приобретено (из Библейского Общества) 440 экземпляров и распространено доселе (на беседах) 275 книг, на сумму около 50 рублей; троицких листков, троицких книжек с образками, житий святых в брошюрах, молитвенников, акафистов, часословов, октоихов, крестиков, портретов государя, государыни и наследника и разных брошюр религиозно-нравственного и назидательно-бытового содержания (из С.-Петербургского братства Пресвятой Богородицы) роздано, преимущественно на беседах, на сумму около 35 рублей. Бедным братство оказало пособия чрез раздачу муки, вещей, зернового хлеба и церковных восковых свечей на 25 рублей в разное время. (…)

Есть надежда, что и впредь означенное братское дело будет продолжать свою благотворительную и просветительную деятельность при помощи Божьей. Такая благотворная деятельность братства сильно повлияла на умы прихожан и стала привлекать множество посетителей на беседы, а главное, внушила прихожанам большое доверие к авторитету священников, ведущих беседы, и сердечно заботящихся о душевной и телесной пользе пасомых. Не менее стало привлекать слушателей на беседы и то обстоятельство, что в каждый воскресный и праздничный день неопустительно объявлялось священниками в церкви о предметах беседы, имеющей быть в тот день, - объявлялось всегда сердечно в интересной и привлекательной форме; причем избирались на первых порах предметы более интересные, жизненные, как, например, о чудесных проявлениях милости Божьей к грешному роду человеческому как доказательство истинности и преимущество православного вероисповедания перед другими вероисповеданиями, рассказы из житий святых и т. п. В течение всего прошлого года беседы велись о следующих предметах: о силе и важности молитв в обстоятельствах жизни, с приведением примеров и случаев силы молитвы; выяснение смысла, значения и важности великих праздников, преимущественно таких, которые не особенно почитаются местными прихожанами, с приведением доказательств из истории церкви и современной жизни людей; объяснение символа веры, заповедей; о почитании св. икон, их значении и содержании в чистоте; о св. мощах; о Кресте Господнем, крестном знамении и его силе и значении; о церковном богослужении, с указанием символического значения всего замечаемого во внешнем и внутреннем устройстве храма и совершаемого богослужения; объяснение таинств церковных, особенно покаяния и причащения; о значении и важности поминовения усопших в 3, 9, 40 дни и годовщины; объяснение литургийных (воскресных и праздничных) евангельских и апостольских чтений; чтение разных назидательных и знаменательных рассказов, случаев как доказательство объясняемых истин веры и нравственности, особенно таких, которых большинство не знает или смутно понимает. При изложении священно-исторических событий внимание ведущих беседы обращается на то, чтобы догматы веры и нравственности не были отделяемы, а преподаваемы одновременно, как прямой вывод из истории. Изложение бесед бывает по преимуществу катехизическое. Не вдаваясь в излишние подробности, затрудняющие усвоение слушателями известной основной истины, катехизатор заботится избегать сухости книжной, чтобы речь была жива, ясна, точна и сердечна, чтобы прямо сообщать «и вся, яже к животу и благочестию». В видах большого и лучшего усвоения предмета собеседования, нередко в заключение делается краткое повторение, для чего и сам священник повторяет кратко, в главных чертах, беседу, или путем наводящих вопросов заставляет это сделать присутствующих учеников 2 класса. Беседы ведутся большею частью устно или по печатным источникам, чтение которых бывает выразительное, приближающееся к разговорной речи, внятное и толковое. В случае нужды чтение прерывается для пояснения, или для передачи каких-либо фактов и случаев из истории или обыденной жизни, для доказательства и уяснения раскрываемого предмета. Во время беседы или в конце предлагаются вопросы слушателям, не скажут ли они от себя чего-либо по поводу говоренного или прочитанного, или для разрешения того или другого своего религиозного недоумения, и на вопросы такие, изредка задаваемые, всегда дается охотный и задушевный ответ. Чтобы не изгладилась в памяти слушателей предшествовавшая беседа, каждый священник старается делать свою беседу вполне законченною, так как перерывы от одной беседы до другой бывают иногда продолжительны (около двух недель для каждого священника). Весьма отрадно то, что все посетители слушают с большим вниманием, иногда сами просят какого-либо объяснения или вставляют свои замечания. Вообще замечено, что простота беседы, доступность, серьезность и сердечность речи, частое обращение к сердцу, чувству слушателей вызывает в них участливое внимание и даже слезное умиление. Живость речи в данном случае имеет особое значение, когда что-либо рассказывается с описанием или, так сказать, с воспроизведением тех мыслей и чувств, которые пережили действующие в речи лица. Содержание бесед кратко записывается ведущими беседы в особую тетрадь, в которой прописывается: кто беседовал, когда, о чем, сколько было приблизительно слушателей и что раздавалось слушателям. Из этой тетради видно, что всех бесед от 2 сентября 1890 г. по сентябрь 1891 г. было 45, которые все происходили в наибольшем классе местного мужского двухклассного училища. Беседы продолжаются час-полтора, а иногда и два часа, начинаясь в 15.30, 16.00 или 17.00, смотря по временам года. Каждая беседа сопровождается пением в начале «Царю Небесный» и в конце «Достойно есть» и «Спаси, Господи» и пением других церковных песнопений, исполняемых местным хором из учеников и учениц под управлением учителя З. И. Шалимова. Когда говорится о разных предметах, то в промежутках исполняются церковные песнопения: «Под Твою милость», «Не имамы иныя помощи», «Спаси, Господи», а также тропари воскресные и празднуемых событий, догматики и др. Число слушателей на каждой из всех 45 бесед можно представить приблизительно в следующем порядке: на 25 беседах было от 50 до 75 взрослых слушателей; на 10 - от 75 до 100 слушателей, на 5 - от 100 до 150, и на 5 - от 150 до 200 и свыше, исключая учеников и учениц, которых на каждой беседе всегда обязательно бывает от 30 до 70 душ. На всех 45 беседах побывало около 5 тысяч взрослых слушателей. Конечно, это только первые опыты применения пастырской ревности. О существенных плодах таковой деятельности еще не может быть и речи: будущее все покажет, а из вышесказанного видно пока то, что при старательном отношении к делу со стороны пастырей можно многое сделать и многого достигнуть. При этом нужно отдать справедливость и принести должную благодарность и г.г. учителям двухклассного училища: З. И. Шалимову и Ф. А. Федорову, которые оказывали и оказывают зависящее с их стороны содействие как к успешному ведению бесед, так и по учреждению и ведению дел вышеупомянутого братства.

Но надо сознаться, что для успешного ведения собеседований с прихожанами еще многое, многое нужно, особенно принимая во внимание сильные препятствия и преграды, немало тормозящие дело упрочения на будущее время собеседований. (…)

Устранение или ослабление этих препятствий будет составлять предмет дальнейшей посильной деятельности ведущих беседы, хотя в рассматриваемое время было обращаемо внимание посредством слова убеждения и на эти нежелательные явления. Но только до сих пор все внимание священников было обращено, так сказать, на внутреннюю сторону этого нового дела: на пробуждение в прихожанах сознания важности, полезности собеседований и необходимости сердечно и непритворно на деле сочувствовать религиозно-нравственному просвещению народа (какое достигается, между прочим, путем усердного посещения бесед), потому что, понятно, если человек сам будет, по убеждению и из опыта (от посещения бесед), выносить сознание пользы и значения этого дела, то он будет уже согласен и расположен и на устранение тех внешних препятствий и преград, которые клонятся в ущерб этого дела. Нам думается, что иначе и немыслимо! В таком важном деле, как религиозно-нравственное преуспеяние прихожан посредством ведения вероучительных собеседований, всякое принуждение и насилие не будет иметь успеха, пользы и цены, как и во всяком другом деле. Вот когда народ сам, хотя и не в полном своем составе, придет к мысли поддерживать такое благое дело, как ведение бесед, о чем, конечно, должны заботиться и стараться сами ведущие беседы и все благонамеренные и сочувствующие лица, - тогда, само собой разумеется, уже легче будет ослаблять и устранять все внешние преграды и препятствия. Необходимы только терпение, энергия и настойчивость в преследовании своей благой цели, и не падать духом, не унывать. При искреннем и живом пастырском желании послужить спасению пасомых во славу Божию, и недостаточное, по мере сил и возможности, пастырское делание не останется бесплодным как потому, что Господь Бог благословляет всякое доброе дело к совершению, так и потому, что пасомые, постигнув сердцем доброе желание, намерение и стремление пастыря, не останутся глухими и бесчувственными к сердечному труду пастыря.

Из вышепредставленного краткого очерка ясно видно, что, несмотря на религиозное равнодушие и невежество народной массы, слабое и немощное пастырское слово, согретое любовью и пастырским желанием спасения своим пасомым, всегда будет иметь свою силу и значение, особенно при содействии божественной благодати, немощная врачующей и оскудевающая восполняющей.

Весьма желательно было бы, чтобы и из других приходов появлялись в печати подобные заметки о применении пастырями разных мер и средств к утверждению народного просвещения через ведение внебогослужебных собеседований, чтобы таким образом обмениваться и делиться опытами, трудами и практикой, и усовершаться в пастырской деятельности.

[1] В селе Димитровке (прим. авт.).

[2] Свящ. Николай Чакир - четвероюродный брат прот. Михаила Чакира  (прим. сост.).

[3] Свящ. Михаил Попов - настоятель Свято-Успенской церкви в селе Кубей, по совместительству миссионер 5-го участка Кишиневской епархии (прим. сост.).

[4] «Циркуляр Бессарабского Губернатора уездным по поселянским делам присутствиям и волостным Правлениям от 6 ноября 1890 года
Святейший Правительствующий Синод, заботясь о духовных нуждах православного народа, особенно в низших его классах, установил: учредить в каждом церковном приходе обязательные, по воскресным и праздничным дням, вероучительные собеседования, с целью поучения и утверждения православной паствы в правилах христианской веры, благочестия и доброй нравственности. По указаниям Святейшего Синода, местное епархиальное Начальство сделало соответственное распоряжение по епархии; причем даже определило и время, в которое должны происходить духовные собеседования с народом.
Высокое значение указанной Святейшим Синодом меры оценено по достоинству и простым сельским народом. Так, мне известно, что одно сельское общество, желая устранить одно из признаваемых им препятствий в этом благом деле, постановило приговор о закрытии, в его селении, питейных заведений во время хода поучительных собеседований. Такое высоконравственное стремление сельского общества неожиданно встретило, к сожалению, препятствие со стороны Уездного Поселянского Присутствия, отказавшего в утверждении того мирского приговора по неимению закона, предоставляющего сельским обществам право ограничения питейной торговли.
Намеченная твердою рукою Правительства и указанная Святейшим Синодом высокая цель обязывает все места и лица, имеющие начальство по гражданской части, - всеми зависящими от них средствами, предупреждать и пресекать всякие действия, клонящиеся к нарушению должного уважения к вере (ст. 1-я тома XIV изд. 1876 г.). Если же во время назначаемых пастырем церкви вероучительных собеседований будут одновременно в селениях действовать открытые шинки и другие питейные заведения с присущими им увеселениями, приманками и забавами, то такая несообразность в глазах слабохарактерного, малоразвитого и неустойчивого населения, будет иметь все признаки соблазна, устранение коего, в видах преуспеяния высокой цели духовенства, - безусловно обязательно, на точном основании приведенного закона.
Настаивая на неуклонном исполнении всеми должностными лицами Крестьянских Учреждений и Волостных Правлений существующих по сему предмету узаконений, считаю при этом необходимым восстановить в их памяти силу 16-й статьи того же тома, обязывающую полицию следить, чтобы в воскресные и праздничные дни, до окончания в церквах литургии, питейные заведения не открывались и разные в них игрища, пляски, песни и всякие забавы не допускались. Этой статьей законодательная власть, свято охраняя высшие духовные нужды народа, вместе с тем исключает несовместимые с пользою народа соблазны и приманки. На основании же 511 ст. цит. сбора (изд. 1889 г.), питейные заведения должны быть закрыты не только в дни воскресные и табельные, во время богослужения, но также и во время волостных и сельских сходов. …» (Кишиневские епархиальные ведомости, 1890, № 22, с. 970 - 972).

[5] Учредители братства в числе 50 душ во главе с причтом послали в марте 1890 г. просьбу с приложением выработанного устава братства Епархиальному начальству об утверждении формальным порядком этого братства, посвятив его памяти чудесного события 17 октября 1888 года. Цель этого братства состоит в том, чтобы содействовать утверждению в приходе духовного просвещения через распространение в народе разных священных предметов, как то: икон правильной живописи, книг св. писания разных названий, брошюр религиозно-нравственного содержания, житий святых, молитвенников, акафистов, октоихов, часословов, крестиков и т. п., а также в посильном материальном вспомоществовании бедным и неимущим жителям села в случаях их крайней бедности и несостоятельности и пред великими праздниками св. Пасхи и Рождества Христова. В ответ на прошение последовал Указ Кишиневской духовной Консистории от 12 июля сего года, за № 5342, по которому разрешено причту и прихожанам с. Кубей учредить Церковно-Приходское попечительство в целях, указанных просителями. Вследствие разных неблагоприятных обстоятельств попечительство еще не открыто формально, но продолжает действовать частным образом (прим. авт.).

свидетельство, свящ. Михаил Попов, внебогослужебные собеседования, проповедь, Бессарабия, братство, history, Кишиневские епархиальные ведомости, церковь, христианство, память, свящ. Николай Чакир, общение, прот. Михаил Чакир

Previous post Next post
Up