«Братство есть старая, но забытая и обновляемая форма церковной жизни. Оно есть жизнь церкви в Церкви, Которая не есть какое-то внешнее учреждение, но, напротив, семья наша, истинное единение наше во Христе».
«Паки и паки скажу вам: Братство есть единственно истинная в условиях нашей жизни форма церковного единения; форма притом такая, какую, думается, не разрушат и самые врата адовы.
В этом смысле заявляю: Братство священно, возлюбить и оценить его надо» (еп. Иннокентий (Тихонов),
Александро-Невское братство в Петрограде. Письма из Архангельска (1922-1923 гг.), 8 декабря 1922 г.).
«С любовью воскрешаю я вас в своей памяти.
Вижу ваши воодушевленные лица в момент горения вашего пред Богом.
И вижу я на вас избрание Божественное.
Вам в братском единении вашем открыта тайна Церкви Христовой, этой Божественной экклезии, как она называется по-гречески в символе веры.
Ведь это название и есть по самому значению своему - общество избранных. И вижу, что запечатлены вы печатью Божией, на которой, как говорит апостол (2 Тим 2:19), две надписи:
1) «Познал Господь Своих»
2) «Да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа».
Вы - свои Богу (Еф. 2:19) и Он вас познал и отметил. Сим дорожите, и о сем радуйтесь. Вы исповедуете имя Его. Посему удаляйтесь от неправды, в чем бы она ни проявлялась - в учении ли чуждом, или в злом деле» (еп. Иннокентий (Тихонов), Александро-Невское братство в Петрограде. Письма из Архангельска (1922-1923 гг.), 20 января 1923 г.).
«Други мои, нужно хранить в идее и в жизни нашей принцип Церкви, как общества, как святого общения избранных Божиих, нужно украшаться верою в Бога и Творца и Искупителя, верою, которой мы научены в церкви же, нужно богатеть добрыми делами и собирать сокровище некрадомое и неистощимое на небе по слову, непосредственно сказанному Спасителем нашим. Итак, и от о. Льва, и от Мелхиседека перехожу к мысли о том же, о чем писал я вам во всех письмах своих: берегите Братство, это святое общение в Церкви.
Доселе вы очень дорожили зданием, иконами, украшениями и принадлежностями богослужения, колоколами.
Кажется, всё Господь возьмет на время или совсем от нас для того, чтобы мы восчувствовали не убор, не блеск, но самое Тело во Христе, самую Церковь, братское общение наше в благодати. Если оно сохранится, то всё может быть спасено, а если оно утратится, то не будет и благодати христианской жизни. А погибнуть церковное общение может только тогда, когда мы сами это сделаем, т.к. если мы этого не захотим и не сделаем, то общение с Церковью не уничтожит и весь ад во всём его могуществе и злой мудрости (Мф. 16:18).
Итак, будем хранить мир, братолюбие, ставить друг друга выше себя, искать случая друг другу сделать радость и оказать помощь служить друг другу тем даром, какой каждый из нас получил от Господа, изгонять всякую вражду и зависть и мелкую придирчивость друг к другу. А искушений и скорбей, которых будет ещё, конечно, немало, не чуждайтесь. Они необходимы для христианина и для Церкви неизбежны» (еп. Иннокентий (Тихонов), Александро-Невское братство в Петрограде. Письма из Архангельска (1922-1923 гг.), 10 февраля 1923 г.).
***
"Община - это «уголок, где был бы Он [Христос] не случайным Гостем только, но где Ему принадлежало бы все всегда и безраздельно, где все было бы пронизано Его лучами, все светилось бы Его Именем и преисполнялось Его благодатью.
В письме из ссылки к своим «дорогим, любимым, данным мне Господом Иисусом» о.Анатолий писал:
община должна «стать особым мирком, который обнимает, собирает под одним куполом жизнь каждого из нас во всей полноте ее проявлений... И детская улыбка, и обыденный труд, и светлая юность, и насыщенная жизнью старость, и все должно освятиться и просветлеть от Церкви и Церковью. Жизнь в Церкви и Церковь в жизни всех - это должно стать нашей задачей. И на пути к решению этой главной задачи, задачи нашей работы и нашей жизни, мы обретем потерянную тайну любви и единения друг с другом» (Священник Анатолий Жураковский: Материалы к житию. Париж: Имка-Пресс. 1984. С. 77-78).
«Нужно организовывать внеприходские братства. Внешние формы таких братств не важны. Важно только, чтобы члены каждого из братств находили пути к душе друг друга и воистину были бы едино. Братство должно быть союзом любви, организуемым по образу Святой Троицы и связуемом в таинстве Евхаристии. <...> Кроме литургийных собраний члены братства должны собираться для совместного молитвенного чтения Евангелия и святоотеческих творений, для обсуждения наболевших вопросов церковной жизни, для обсуждения социальных вопросов с точки зрения православия, для того, чтобы делиться друг с другом трудностями личной религиозной и частной жизни каждого из братьев и для совместных трапез по примеру первых христиан. Каждый из членов братства должен полностью входить в жизнь других. Между членами братства должно быть до конца проведено начало взаимопомощи во всех областях, в области имущественной вплоть до общения имуществ. Женщины должны принимать в братстве самое широкое активное участие» (свщмч. Анатолий Жураковский, цит. по: Голубовская Н., Жураковский А. Из дум о братстве в Церкви // Христианская мысль. 1917. № V-VI. С. 148-149).
«…Лучший путь к объединению не путь возрождения приходов, а путь организации внеприходских братств, братств, в которых объединятся те, в ком уже есть зародыш религиозного устремления друг к другу, зародыш Христовой любви, объединятся во главе с пастырями, которых сами изберут и признают своими руководителями. В братствах возродится первая, оставленная церковью любовь, христианство просветит своим светом всю полноту жизненных связей и отношений, расширится, заполнив собою все, не оставив ничего языческого и безблагодатного. Как магнит извлекает пылинки железа из кучи земли, так братства привлекут к себе из разрушенных приходов все еще сколько-нибудь жизнеспособное. В них переплавится церковное тело и сделается вновь живым, трепетным, исполненным новыми силами и новой красотою. И вот тогда именно из недр таких объединенных в любви братств и вырвутся новые молитвы, потекут новые, еще не слыханные миром, слова. В пределах братств литургия зазвучит совсем иначе, не так, как звучала она теперь в храме, где ей внимают распыленные и «уединенные» души; там откроется вся ее божественная красота и вместе ее оскудение, рожденное веками того «окамененного нечувствия», в котором мы все пребывали. Она восполнится словами новых формул, но, восполнившись, не замрёт в своей полноте. Раз начавшееся творчество не умрёт. Как древле каждое богослужение было молитвотворчеством, так и ныне, верим и говорим безбоязненно, каждая литургия должна стать и станет творческим и новым отзвуком на вечную музыку Прощальной Беседы. Нам верится, что близок час нашего возрождения» (свщмч. Анатолий Жураковский, “Литургический канон теперь и прежде”, 26 июля 1917 г.).
***
«С вами соединил меня Господь. Я недостойный и паче всех грешнейший, но я пастырь, и сердце мое истощается до основания в разлуке с вами. Вы моё дыхание, вы - моя жизнь, вы - моё радование. Вы не заслоняете мне Господа, а показуете. Через вас познавал Господа, в вас Он открывался мне; с вами и от вас я возносил молитвы Ему. Служа вам, служил Ему, видя по образу Божию созданную вашу красоту, возносился к Его неизреченной доброте; видя ваши грехи, оплакивал свои прегрешения, видя ваше исправление, посрамлялся перед Ним и просил Его помощи в исправлении моей грешной жизни. Словом, многими годами через вас и с вами к Нему. Вы мой путь по Христу, как же пойду без вас? С глазами, полными слез, шепчу слова молитвы: "Да будет, Господи, воля Твоя и на мне грешном". Не забывайте меня! Помните, чему учил вас, хотя и недостойно. Главное, пребывайте в единении духа, в союзе мира» (свщмч. Сергий Мечев)
«Вы - мой путь ко Христу... В нас редчайшая полнота, почти не встречающаяся, - полнота покаяльно-богослужебной семьи. Я не нахожу ни в себе, ни в богослужении моего и вашего - всё переплелось, всё составило новый организм соборно совершающей служение духовной семьи. Я вами, вы мной, все вместе - во Христе. Разве можно нас поделить?»
«Пусть самая последняя из всех семей Господних, но наша. Господь сочетал нас в ней воедино: в ней мы родились духовно, в ней воспитывались, в ней купно живем, с ней, не иначе, пойдем и туда, к Богу» (свщмч. Сергий Мечев).
***
«Я не сирота. Моя семья безмерна по числу имен, и все они вечно живут во Христе, так же как и я сам живу в Нем. Вы непременно будете жить во Христе до последнего воздыхания вашего, и родная любовь будет вас так же укреплять и согревать, как и согревает меня. И не только <вас>, но и того, кого Господь соединит с вами в несении Креста, и это будет продолжаться до конца земной жизни человека. Родная семья и есть Нерукотворенная Церковь Христова. Границ ее мы не знаем, но знаем только, что она раскрывается в нашей любви и соединяет нас вместе» (архим. Сергий (Савельев)).
«В том-то и чудо родной жизни во Христе, что неправда бесследно поглощается правдой. И всякий, отдавший себя родной, а это значит Христовой, любви, хоть и может быть затоплен волнами зла, но поработиться злом и погибнуть в бездне отчаяния он может только в том случае, если сам оставит Христа. Вот родная жизнь тем и замечательна, что человек не один в ней, а вместе с другими проходит свой жизненный путь, и когда мутные волны бьют и угрожают ему потоплением, то родная любовь спасет от поглощения безымянной бездной. Она бессильна поглотить тех, кто связан узами любви, так как в ней присутствует Сам Христос: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Вот родная жизнь и является исполнением этого завета» (архим. Сергий (Савельев)).