В продолжение темы о
частоте причащения -
интервью митрополита Германского Серафима (Жоантэ) для "
Ziarul Lumina". Нюрнберг, 4 июля 2011 года. Беседовал диак. Джордже Адриан Аникулоае. Перевод с румынского с сокращениями.
Почему нам следует принимать Святые Тело и Кровь Христовы? Как на нас влияют таинства? Можем ли мы спастись без причащения? Что Вы говорите тем верующим, которые не хотят причащаться?
Без причащения Святых Таин мы не можем по-настоящему жить во Христе, не можем иметь в себе жизни. "Сказал им Иисус: истинно, истинно говорю вам: если вы не едите плоти Сына Человеческого и не пьете Его крови, не имеете жизни в себе. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день" (Ин 6:53-54). Таким образом, мы не можем спастись, не причащаясь Тела и Крови Господних. Поэтому после крещения и миропомазания детей сразу причащают. В то же время, причастие является для христиан истинными пищей и питием, которые помогают нам возрастать во Христе и становиться единым с Ним. Спаситель говорит: "Ибо плоть Моя есть истинная пища, и кровь Моя есть истинное питие. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь во Мне пребывает, и Я в нем" (Ин 6:55-56). Если мы не питаемся постоянно от Христа через причастие, мы не можем духовно возрастать и тем более становиться с Ним единым. Евхаристия постепенно преображает нас в Самого Христа. Как говорят святые отцы, естество сильного преображает естество слабого. Те, кто не хочет причащаться, - и таковых, к сожалению, в наши дни среди верующих большинство - держатся вдали от Христа, даже если им кажется, что они за Ним следуют. Когда Спаситель, говоря о хлебе живом, который есть плоть Его, сказал, что тот, кто не ест плоти Сына Человеческого, не имеет жизни в себе, то многие из следовавших за Ним отошли от Него со словами: "Трудно это слово. Кто может его слушать?" (Ин 6:60). Так же и сегодня многие не понимают смысла причащения и держатся от него подальше, к большому вреду для себя.
Как часто нам следует причащаться? Пожалуйста, объясните, справедливо ли правило о том, что следует причащаться не чаще, чем раз в сорок дней. Что бы Вы порекомендовали мирянам и их духовникам в этом отношении?
В нормальном случае должны причащаться все, кто участвует в Божественной литургии - бескровной Жертве и Трапезе Господней. Никто не приходит на ужин, чтобы затем не вкушать того, что ему предложено. Иначе он причиняет обиду тому, кто его угощает. Каноны (8-ое и 9-ое Правила святых Апостолов, 2-ое правило VI Вселенского cобора, 1-ое правило VII Вселенского собора и др.) осуждают тех, кто участвует в Божественной литургии и не причащается. Причащение раз в сорок дней является традицией многих наших духовников, однако она не имеет богословских оснований. Если быть последовательными в евхаристическом богословии, все члены Церкви - следовательно, все христиане - призваны участвовать каждое воскресенье в Божественной литургии и причащаться Святых Таин. Если мы совершаем тяжкие, смертные грехи, выпадая из состояния благодати и теряя свое качество членов Церкви, то мы не можем участвовать в Божественной литургии до тех пор, пока не исповедуемся и не исполним наложенную на нас епитимью. В молитве после исповеди священник обращается к Богу со словами: "...примири и соедини его (ее) со святой Твоей Церковью...". Таким образом, исповедь возвращает нас в благодатное состояние членов Церкви. В древности люди, отлученные от причастия, выходили из храма вместе с оглашаемыми, после возгласа на ектении: "Оглашаемые, изыдите...". Слава Богу, что многие из наших верующих, в первую очередь, дети и пожилые, не живут в смертных грехах. Священникам следует поощрять таких людей причащаться как можно чаще, даже регулярно. И если этого не делают священники, то верующие сами должны просить о том, чтобы причащаться как можно чаще.
Каковы условия и обязанности для причащения Святых Таин?
Единственное условие для причащения - не жить в смертных грехах, которые удаляют от нас благодать Святого Духа, отлучают от Христа и Церкви. Самыми тяжкими грехами являются отречение от Христа или неверие, убийство (в том числе аборт), блуд, ненависть, угнетение ближних (невознаграждение ближнего за труд), сребролюбие, пьянство и др.
В этих грехах следует обязательно исповедоваться и выполнить наложенную епитимью, после чего мы можем причаститься с благословения духовника. Конечно, каждый раз, когда мы причащаемся, мы должны стремиться к миру в душе, просить прощения у тех, кого мы могли вольно или невольно огорчить. Кроме того, следует читать канон ко причащению. Те, кто в браке, обязаны воздерживаться от супружеских отношений, по крайней мере, один день до причащения и один день после.
Следует ли нам исповедоваться накануне? Нужна ли исповедь перед каждым причащением? Как следует поститься? Надо ли соблюдать весь пост? Причастят ли тех верующих, которые хотят причаститься и при этом не постились, несмотря на то, что они здоровы и имеют такую возможность? Как поститься перед причастием в непостовое время? Можно ли поститься в субботу и воскресенье, если мы хотим причаститься в воскресенье или в понедельник?
Исповедь связана с содеянными грехами, особенно смертными. Поскольку мы все согрешаем, то хорошо исповедоваться как можно чаще, даже если у нас нет больших грехов. На самом деле, самым большим грехом является тот грех, который нас порабощает, даже если мы не находим его в вышеперечисленном списке "больших грехов". Именно поэтому монахи и благочестивые миряне исповедуются если не еженедельно, то, по крайней мере, раз в месяц. Но не нужно ждать исповеди неделю или месяц. Следует исповедоваться всякий раз, когда мы совершили такой грех, за который нас обличает совесть. Связь между исповедью и причастием возникла тогда, когда причастие стало редким или даже крайне редким - как, к сожалению, происходит и в наши дни. Само собой разумеется, что если кто-то причащается очень редко, то ему следует исповедоваться перед каждым причастием. Но тому, кто причащается часто - еженедельно или даже ежедневно, - не обязательно каждый раз исповедоваться. Наши грехи прощаются и в причащении. Важно быть честными с самими собой и перед Богом, не утаивая какого-либо греха и всегда считая себя недостойными.
В связи с постом следует отметить, что и пост напрямую не связан с причастием, однако полезно готовиться к таинству и при помощи поста. Это опять же зависит от частоты причащения. Те, кто причащается редко, должны поститься перед причастием, особенно если они не соблюдают установленные Церковью посты. Те, кто полностью соблюдает правила поста, перед причащением будут воздерживаться от вкушения мяса и супружеских отношений (в непостовое время). Никто не мешает нам поститься несколько дней перед каждым причастием, даже если это суббота или воскресенье. Однако в субботу и воскресенье говеть не положено.
Пост имеет основополагающее значение для духовной жизни. Ни один верующий человек, серьезно ставший на путь спасения, не может пренебрегать постом. Ибо без воздержания в пище и питии никто не может обуздывать свои страстные порывы плоти и не может молиться чистой молитвой, то есть умной, сердечной молитвой для подлинного приобщения к опыту благодати, скрытой в нашем сердце. Православие по преимуществу аскетично. К аскезе относятся пищевой пост, воздержание от брачных отношений, бдения, земные поклоны, стояние на ногах во время богослужений, борьба с грехом и страстями, терпение в скорбях, служение нуждающимся ближним... Тот, кто не привык к аскезе, кто не воспринимает ее как великое благословение для души и тела, тот не может иметь в себе духа Православия. Разумеется, те, кто сознательно отказывается поста и воздержания, не могут причащаться. По-другому следует относиться к тем, кто по благословленным причинам могут поститься лишь отчасти. Такие люди могут причащаться с благословения духовника.
Все вышесказанное не должно приводить нас к мысли, что Православие является законническим. Это не так. Однако Православие требовательно. Оно знает из опыта святых, что причастие и благодать в целом действуют не иначе, как при участии верующего, прилагающего аскетические усилия. Две аскетические максимы - "все благодатно" и "чтобы стяжать благодать, надо подвизаться до крови" - верны. "Все благодатно" (а благодать ниспосылается как дар, а не как плата) означает, что все исходит от Бога не по нашим заслугам. Однако благодать не может действовать в наших сердцах, если мы не прилагаем все зависящие от нас усилия к тому, чтобы сердце стало восприимчивым к освящающей нас благодати. "Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха" (Евр 12:4). Нам следует удостоверяться в том, что все делаемое нами совершается во благо и к нашему спасению.
Пожалуйста, расскажите о достоинстве к причащению. Можем ли мы говорить, что были достойны причаститься Святых Тела и Крови? Почему? Не рискуем ли мы впасть в уныние, говоря, что мы недостойны, и оттого больше не имеет смысла причащаться? Или, мол, давайте грешить, потому что в любом случае сможем причаститься, раз мы никогда не будем этого достойны?
Никто не достоин причащаться Святых Христовых Таин. Перед причащением священник возносит святой Агнец над дискосом и возглашает: "Будем внимательны! Святыня - святым!". А верные отвечают: "Один Святой, один Господь - Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь". Этим возгласом мы признаем, что мы не святы и, следовательно, не достойны принять Святые Тайны Христовы. Хотя мы освящаемся в Крещении, все же на деле мы оказываемся не святыми, потому что не актуализируем дары Крещения, не живем в соответствии с крещальными обетами, в которых мы отрекаемся от сатаны и всех дел его и сочетаемся со Христом. Именно поэтому Спаситель оставил нам таинство покаяния или исповеди, которое является вторым крещением, крещением покаяния или слез, сожалением о совершенных грехах и возвращением ко Христу. Бывает так, что много согрешавшие, в жизни которых произошло радикальное обращение ко Христу, в своем глубоком покаянии превосходят людей теплохладных, пусть и не совершавших тяжких грехов, но живущих поверхностно. В этом отношении у нас есть множество примеров в Священном Писании и в житиях святых. Но то, что мы никогда не бываем достойны причастия, вовсе не означает, что нам не следует больше никогда причащаться. Это совсем не значит, что мы можем продолжать грешить, раз мы все равно не достойны приступить к Чаше. Христианская жизнь требовательна и означает постоянную борьбу с грехом и страстями ради стяжания добродетелей или добрых навыков. Когда мы серьезно согрешаем, то мы исповедуемся, выполняем наложенную епитимью и затем снова входим в Церковь через причащение Святых Таин. Нам следует на протяжении всей жизни осознавать свою греховность, понимать, что мы не только недостойны приступать к Чаше, но даже жить и наслаждаться столькими дарами Божьими. Но это сознание отнюдь не парализует нашу волю к деланию добра, но, напротив, ее укрепляет и дает нам еще больше рвения, чтобы вести непорочную жизнь. Как уже было сказано выше, причастие - это истинные пища и питие для души, которые даются нам "во оставление грехов и в жизнь вечную". Если тело не может жить без пищи и питья, то душа не может по-настоящему жить без причастия.
Что нам следует делать, чтобы часто причащаться? Пожалуйста, посоветуйте нам, как преодолевать искушения повседневной жизни в третьем тысячелетии, чтобы как можно чаще соединяться со Христом.
Прежде всего, нам следует от всего сердца желать соединиться со Христом в Евхаристии. Нам необходимо постепенно формировать сознание того, что та литургия, на которой мы не причастились, остается для нас неполной. Нам не следует бояться причащения. Мы должны опасаться греха. Это правда, что священник, призывая нас к причастию, произносит: «Со страхом Божьим, с верой и любовью приступите». Однако страх Божий означает опасение совершить грех, который может разгневать Бога. Если мы действительно кого-нибудь любим, то мы боимся сделать что-то, что может его расстроить. Речь идет о святом страхе, о котором говорится, что это начало премудрости (Притчи 1:7), а не о страхе наказания. Ведь Бог никого не наказывает. Страдания и жизненные испытания, которые мы называем Божьими наказаниями, на самом деле являются естественными последствиями наших грехов. "Что посеет человек, то и пожнет" (Гал 6:7), даже если мы не всегда видим прямую связь между содеянным грехом и той бедой или болезнью, которые к нам приходят. Существует закон духовной компенсации: всякое совершенное нами зло рано или поздно возвращается к нам.
Вера и любовь к Богу от всего сердца спасают нас от любого искушения. Если мы говорим, что мы верим в Бога и любим Его, тогда мы будем все делать как для Бога, а не для людей (Кол 3:23), то есть от всего сердца: будем мыслить от всего сердца, говорить от всего сердца и действовать от всего сердца. Бог, живущий в наших сердцах, будет содействовать ко благу любящим Его (ср. Рим 8:28). Он защитит нас от всякого зла, убережет от соблазнов. Если же мы впали в искушение, то быстро нас от него избавит, подаст нам мужество бороться с неизбежными трудностями жизни. Бог никогда нас не оставляет, если мы не оставляем Его. Мы должны стремиться к большему осознанию присутствия Божьего в нас и через это вверять себя Ему каждый день во всех конкретных ситуациях жизни, ища Его воли, чтобы ничего не делать своевольно. Если мы стремимся всегда быть с Богом и беречься от грехов, отлучающих от причастия, тогда мы можем причащаться на каждой Божественной литургии.
Пожалуйста, расскажите немного об истории проблемы частого или редкого причащения.
До IV века, когда началось массовое обращение в христианство язычников без должной подготовки, все христиане, участвовавшие в Божественной литургии, причащались. Отлученным от причастия не позволялось присутствовать даже на литургии верных, и они выходили вместе с оглашаемыми. В евхаристической литургии принимали участие только те, кто причащался. Впоследствии храмы наполнились христианами скорее по названию, нежели по жизни и по делам. Они вели двойную жизнь, служа Богу и мамоне. В этой новой ситуации возникла необходимость в исповеди перед причастием. С другой стороны, под влиянием монашества стало подчеркиваться "достоинство" к принятию Святых Таин, что предполагало подготовку к причащению. Таким образом, стало вводиться все больше условий для причащения, которые большинство было не в состоянии выполнить из-за несерьезного отношения к вере. Разумеется, все эти условия были направлены на то, чтобы душа человека, приступающего к Чаше, была как можно более чистой, достойной Христа. Ведь, как уже было сказано, причастие нас преображает не иначе, как по мере нашей устремленности путем аскезы к освобождению от страстей и личному освящению. Мы можем причащаться каждый день, но если мы не подвизаемся в молитве и воздержании, чтобы очиститься от страстей, то мы от них не избавимся. Более того, как в случае с Иудой, причащение с равнодушием или в состоянии смертных грехов совершается нам в осуждение - иными словами, еще больше погружает нас в грех. Но отказ от причастия на долгое время, даже из благочестивых побуждений или по причине неготовности, может быть признаком поверхностной духовной жизни. Отцы Церкви всегда призывали верующих исповедоваться как можно чаще и причащаться с необходимой подготовкой.
Фото:
formula-as.ro