"Встану и пойду к Отцу моему"
Каким скользким был путь блудного сына после того, как он разорвал узы со своим отцом. Он падал все ниже, пока не оказался слугой, пасущим свиней.
Так случается и с нами. Как только мы разрываем общение с Небесным Отцом, мы со всей поспешностью устремляемся по пути погибели. Когда становишься на путь греха, то идешь по нему, словно по льду. Одежды душевной чистоты изо дня в день рвутся до тех пор, пока бедная и измученная душа не оказывается в лохмотьях и не становится слугой у "свиней" лукавого, у животных страстей и дурных нравов.
По этому пути шел и блудный сын. Он оказался на самом дне, на краю пропасти. Лишь один шаг отделял его от погибели. Он мог сделать и этот шаг, до конца проклиная свои беды. Он мог погибнуть в беззакониях, покончить с собой.
Однако блудный сын не сделал этого смертельного шага. В конце концов, страдание пробудило его и заставило остановиться.
"Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода?"
И вот блудный сын пробуждается, словно после долгого и тяжелого хмельного сна.
Вам приходилось видеть пьяного человека? Только после пробуждения он осознает, что натворил. Порой и изумляется, как он был способен на такое, как мог казаться в канаве в грязи. Так было и с блудным сыном. Пробудившись от погибельного сна, он с ужасом смотрит на то, в каком жалком состоянии он оказался. Он словно ощупывает себя и спрашивает: "Неужели это я? Неужели это я, любимый сын отца? И я оказался в таком плачевном состоянии? Неужели я оказался способен на такую низость?"
Его спасение начинается с этого пробуждения. Долгое время блудного сына терзали страдание и нужда, пока он не проснулся от этого погибельного сна. Страдание было ему во спасение, открыв глаза на то жалкое состояние, в котором он оказался.
Так случается и с нами. Страдания и испытания приходят к нам, когда мы оказываемся вдалеке от Бога, как призыв к пробуждению души. Они взывают к нам, как если бы мы взывали к крепко спящему человеку, у которого загорелся дом. Многие просыпаются от этого зова, который приходит через испытания. Как и блудный сын, такие люди просыпаются и приходят в ужас от того плачевного состояния, в котором они находятся.
Благо им, потому что начало спасения души начинается именно с этого - с полного осознания своего греховного состояния. Однако, увы, так немного тех, кто пробуждается от страданий.
Врач укалывает иглой тяжелобольных. Если больной чувствует иглу, значит, еще есть надежда на то, что он будет жить. Если же нет, тогда всякая надежда потеряна. Большинство грешников не чувствуют иглу страданий. Таких людей можно назвать погибшими.
Блудного сына страдание пробудило от погибельного сна. Однако это пробуждение еще не означало его спасения. Он мог бы так же погибнуть и после этого пробуждения, оплакивая свое падение или проклиная беды. Сын не остановился только на пробуждении, но устремился дальше по пути спасения. После пробуждения он принял решение вернуться в дом своего отца.
„Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих".
Как сладостна и драгоценна эта молитва! Ею воскрешается мертвый и проводится граница. Эта молитва звучит и будет непрестанно звучать как самая чудесная песнь на земле из всех, которые угодны Небесному Отцу. Сколько горячих слез пролил блудный сын над этим решением!
Это чудесная тайна покаяния - признание греха, исповедание его и омовение горячими слезами раскаяния. Покаяние блудного сына являет образ подлинного покаяния. Он не винит никого, кроме самого себя. Он не не думает над тем, как оправдать свое распутство, когда предстанет перед отцом, но вкладывает осознание своей ошибки и слезы в молитву: "Отец, я согрешил против неба и перед тобой".
С тех времен, когда я был сельским священником, и по сей день с ужасом вспоминаю о тех, кто, приходя на исповедь, становились собственными адвокатами (точнее, лукавый был их адвокатом). Они оправдывали свои грехи всякого рода отговорками, вместо того, чтобы оплакать их слезами раскаяния. Искреннее исповедание грехов с горячими слезами - в этом подлинное покаяние.
Блудный сын показывает нам путь спасения. После нашего пробуждения от грехов должно последовать и наше возвращение к Богу. Пробуждение без возвращения не имеет смысла.
Брат мой! Блудный сын остановился, оказавшись на краю пропасти. Задумайся, может быть, и ты оказался где-то далеко на погибельном пути. Быть может, и ты стал слугой, пасущим "свиней" лукавого - животные страсти и дурные нравы. Господь взывает к тебе через испытания, небо зовет тебя. Пробудись, брат мой, пробудись, пока не поздно!
Блудный сын, оказавшись на краю пропасти, спрятал лицо в ладонях и воскликнул со слезами: "В какое ужасное состояние я пришел, любимый сын своего отца! В каком теплом и богатом доме я вырос, и теперь мучаюсь здесь!.. Больше не могу выносить это. Я голоден, наг, болен! Поднимусь из этого болота неправедности и пойду к своему отцу. Возможно, он меня прогонит, но я смягчу его сердце своими слезами и страданиями..."
Поступи и ты так, брат мой! Оплачь и ты свои грехи огненными слезами, говоря: "В какое ужасное состояние я пришел, сын Небесного Отца! Как я растратил Его дары, дарованные моей душе! В каком состоянии душевного и телесного падения я оказался! Больше не могу так жить! Больше не могу находиться в этом ужасном состоянии! Я наг, голоден, болен. Встану, отвернусь от своего беззакония и вернусь к Небесному Отцу. Возможно, Он не примет меня, но я буду усердствовать в слезах и страданиях..."
Не бойся, дорогой мой брат, не бойся! Небесный Отец ждет тебя с распростертыми объятиями. Он ждет тебя с новой одеждой и новым перстнем на руку. Немедля вернись "домой" к Нему! Вернись к Нему прямо сегодня! Вернись "домой" тотчас, вернись!"