Фрагмент доклада митрополита Молдовы и Буковины, архиепископа Ясского Феофана (Саву) "Царственное священство или служение мирян в Церкви" ("Preoţia împărătească sau slujirea laicilor în Biserică"), прочитанного на международной конференции "Миряне и христианская миссия: историческая реальность, личное призвание, церковная необходимость" (”
Laicii şi misiunea creştină: realitate istorică, vocaţie personală, necesitate eclezială”), 23-25 мая 2013, Яссы.
Для обозначения служения мирян в Церкви в Священном Писании употребляются такие словосочетания, как "род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел" (1 Пет 2:9) или "цари и священники Богу и Отцу" (Откр 1:6). Между этими двумя категориями священников в Церкви - членами священства всеобщего и членами священства сакраментального - не существует разницы в "антропологическом" плане, как пишет греческий богослов Неллас Панайотис, но есть различие в служении. Это различие предполагает ответственность, а не привилегию. И те, и другие принадлежат к одной и той же Церкви и несут ответственность за ее жизнь, даже если на них возложены разные обязанности. Как писал свящ. Думитру Станилоае о мирянах, "все в Церкви суть священники и одновременно те, кто приносит себя в жертву, все суть учителя, наставляющие себя, ближних и дальних к спасению".
Разные ответственности вовсе не означают мнимого превосходства тех, кто относится к священству сакраментальному, и более низкого положения членов священства всеобщего. Апостол Павел использует сравнение с человеческим телом, чтобы объяснить реальность Церкви как единого тела, состоящего из разных членов, между которыми, тем не менее, существует совершенная гармония. Как каждая часть тела выполняет ту или иную функцию, чтобы организм чувствовал себя хорошо, точно так же происходит и в Церкви. У каждого верующего есть свой дар, который ему необходимо личными усилиями задействовать на благо других. Если каждому члену Церкви дан свой дар по благодати Святого Духа, это вовсе не означает уравнивание даров. Как раз благодаря этому разнообразию даров у каждого есть свое определенное место в теле Церкви. Именно об этой реальности говорит апостол Павел, когда сравнивает Церковь с человеческим телом: «Вы - тело Христово, и в отдельности - члены. И Бог поставил их в церкви: во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; затем чудеса, затем дарования исцелений, оказание помощи, управление, разные языки. Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли совершают чудеса? Все ли имеют дарования исцелений? Все ли говорят языками? Все ли толкуют?» (1 Кор 12:28-30). Таким образом, между членами тела Церкви существует определенная иерархичность, причем двоякая - как в сакраментальном плане, так и в плане харизм.
«Примирить», обрести гармонию между различными дарами и их обладателями возможно через служение друг другу и любовь: "Но тем нужнее те члены тела, которые кажутся слабейшими. И те, которые нам кажутся наименее благородными в теле, мы окружаем особой честью, и наши неблагообразные члены требуют особого благообразия, а наши благообразные члены в этом не нуждаются. Но Бог так составил тело, что наиболее обделённому члену оказал особую честь, чтобы не было разделения в теле, но члены одинаково заботились бы друг о друге" (1 Кор 12:22-25). Таково учение Церкви об особом и взаимодополняющем служении членов священства сакраментального и священства всеобщего.
Вопрос о служении мирян в Церкви зачастую связан с проблемой их невключенности в жизнь Церкви или с отсутствием благоприятного пространства для их участия. Главное, чтобы мирянин постоянно стремился быть живым, включенным, сознательным участником в жизни Церкви. Это нельзя навязать извне, через принципы, программы и нормы, в массовом порядке. Вопрос в том, как мирянин соотносит себя с Церковью, к которой он принадлежит, каково его отношение к своим дарам. Если у мирянина правильное отношение к этому, тогда он находит свое место в Церкви и начинает служить своими дарами Богу и ближним. Особая, крайне важная роль в этом смысле отводится епископам и священникам, призванных конкретным образом соотносить себя с Богом, Церковью и миром в целом. Их задача состоит в том, чтобы создавать благоприятное пространство для присутствия - иногда сложного и неудобного - мирян в Церкви. Все в жизни - и у епископа, и у священника, и у мирянина - начинается с личного опыта сознательного, смиренного и дерзновенного соотнесения себя с Богом. Только опираясь на личный опыт, можно попытаться найти ответ, заполнить эту пустоту, устранить границу между литургическим временем и так называемой "внелитургической" повседневностью жизни, о чем писал прот. Борис Бобринский в своем труде "Общение Святого Духа" ("Communion du Saint-Esprit"). Продолжая в этом же ключе, можно свидетельствовать о том, что только со страхом Божьим, верой и любовью, путем непрерывных усилий по реальному обретению своего места, каждый, будь он епископом, священником или мирянином, находит свое место в Церкви Христовой, и тогда исчезает граница, разделяющая членов одной и той же Церкви.
Для справки: митрополит Молдовы и Буковины Феофан (
Teofan Savu), род. 1959 - окончил семинарию в Крайове (1974-1979), богословский факультет Бухарестского университета (1980-1984), Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже (1986-1990), где защитил докторскую диссертацию на тему "La divino-humanité du Christ et la deification de l'homme dans l'oeuvre du Saint Maxime le Confesseur". Духовник в Покровском монастыре в Бюсси-ан-От (Monastère Notre Dame de Toute Protection, Bussy-en-Othe, 1987-1990), секретарь кабинета Румынского патриарха (1990-1991), викарный епископ патриарха Румынского (1991-2000), ответственный по внешнецерковным связям. С 2008 возглавляет Митрополию Молдовы и Буковины.