Theologia contemporanea - богословие после богословия

May 10, 2013 11:05


Adrian Agachi. Teologie după teologie. Ziarul "Lumina". 25.05.2010. (Фрагмент из вступительного слова к рубрике "Theologia contemporanea")

Прежде всего, нам следует осознать, что "одного Часослова и Требника уже недостаточно", как говаривал ныне почивший митрополит Трансильванский Антоний (Плэмэдялэ). Как священники и студенты-богословы, так и простые христиане должны научиться читать еще что-то помимо газет или молитвословов. Перед нами постоянно меняющееся общество, а проблемы не будут дожидаться, пока мы проснемся от глубокого сна невежества.

Без сомнения, большинство православных мыслителей и богословов ХХ века происходят из России. Практически все они были вынуждены трудиться в изгнании, так как с 1917 года Россия стала запретным уделом для Православия более чем на семь десятилетий. Владимир Лосский, прот. Сергий Булгаков, Николай Бердяев, следуя по стопам непревзойденного Владимира Соловьева, стали начинателями православной миссии ХХ века. Их преемниками стали замечательный мыслитель Павел Евдокимов, титан прот. Георгий Флоровский и блестящий литургист прот. Александр Шмеман. Все они внесли важнейший вклад, принеся в дар Западу, жаждущему духовности, описания драгоценного наследия Православия. Так появился Свято-Сергиевский институт в Париже, и так родилось несколько программ, посвященных Православию, в ряде ведущих университетов. Но и греческое богословие не отставало благодаря таким представителям, как прот. Иоаннис Романидис, в чем-то противоречивый Христос Яннарас и митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас). Румынское богословие в ХХ веке дало миру только одного представителя, наследие которого, тем не менее, неоценимо, - свящ. Думитру Станилоае. В качестве представителей сербского православного богословия можно вспомнить прп. Иустина (Поповича) и свт. Николая (Велимировича). Все им было что сказать, а некоторым из них, ныне здравствующим, таким, как Христос Яннарас или митрополит Иоанн (Зизиулас), еще есть чем поделиться с теми, кто с надеждой смотрит на Православие и его наследие. Ограниченные рамками этой статьи, мы не можем подробно остановиться на значимости каждого из вышеперечисленных авторов, а также обращенных в Православие богословов, таких как Оливье Клеман, Элизабет Бер-Сижель или Карл Кристиан Фельми.

Цель этой рубрики будет состоять в том, чтобы предложить всесторонний критический анализ вклада богословов ХХ века на языке как можно более доступном широкой аудитории. Также важно представить сравнительный анализ трудов выдающихся православных и некоторых католических или протестантских богословов, таких как, например, Анри де Любак, Карл Ранер, Ганс Урс фон Бальтазар и Карл Барт. Подобные материалы о современном богословии представляются нам необходимыми именно потому, что мы не можем позволить себе такую ошибку, как не обращать внимания на нынешние изменения в обществе, мышлении и культуре. Православие никогда не поддерживало презрительное отношение к Божьему творению. Православие не отделено от мира, но и не растворено в нем. Православие является закваской, которая должна заквасить все тесто, а это не получится только за счет правильного и непрерывного повторения элементов Предания. Православное предание по преимуществу динамично и должно продолжать развиваться. Ответы на проблемы современного мира не всегда возможно искать в источниках первых веков, хотя рассмотрение любых актуальных вопросов надо начинать с чтения Священного Писания и святоотеческих трудов. Поэтому мы считаем настоятельной и безотлагательной необходимостью внимательное изучение трудов выдающихся православных богословов современности. Прежде всего, нам следует осознать, что "одного Часослова и Требника уже недостаточно", как говаривал ныне почивший митрополит Трансильванский Антоний (Плэмэдялэ). Как священники и студенты-богословы, так и простые христиане должны научиться читать еще что-то помимо газет или молитвословов. Перед нами постоянно меняющееся общество, а проблемы не будут дожидаться, пока мы проснемся от глубокого сна невежества. Чтобы противостоять современным аномалиям, мы должны научиться говорить на языке тех, кто их плодит. Например, таким, как Дэн Браун, едва ли возразишь двумя цитатами из канонов или несколькими поспешно заученными стихами из Писания. Для этого необходимы более высокий уровень культуры и образования, желание учиться, а также больше молитвы, трезвенности и духовности.



Viziune ortodoxă asupra scolasticismului. - Православный взгляд на схоластику.



Un mare misionar ortodox - Выдающийся православный миссионер



„Tradiţia este vie şi creatoare, noul în vechi şi vechiul în nou“ - "Предание есть живое, творческое предание, новое в старом и старое в новом"



„Viziunea Bisericii în lumina Tainei Euharistice“ - Видение Церкви в свете Таинства Евхаристии



Elisabeth Behr-Sigel şi rolul femeii în Ortodoxie - Элизабет Бер-Сижель и роль женщины в Православии



„Fericit este cel ce are o aşa dragoste faţă de Dumnezeu...“ - "Блажен тот, кто имеет такую любовь к Богу..."



Pietismul individual şi raţionalismul academic scolastic - Индивидуальный пиетизм и академический схоластический рационализм



Teologia între ştiinţă şi harismă - Богословие между наукой и харизмой

диак. Адриан Агаки, христианство, из переводов "в стол"

Previous post Next post
Up