Местоимение в литургии никогда не стоит в единственном числе (окончание)

May 01, 2013 09:47


Adrian Agachi. Pronumele liturgic nu este niciodată la singular. Ziarul "Lumina", 01.11.2011. Начало статьи Адриана Агаки.

"В литургической молитве мы острее всего чувствуем, что мы не одиноки. Ведь вместе с нами молятся не только стоящие рядом ближние, но также молятся и наши предки, сонмы ангелов, святые... Мы не можем ощущать себя одинокими, когда знаем, что с нами в молитве соединяются не только ныне живущие на земле. Поэтому литургическая молитва дает нам возможность встретиться со всей вселенной, которая нуждается в нашей убогой помощи, и с теми, которых мы любили или которые любят нас, пребывая на небесах. Хотя нас часто подстерегает искушение почувствовать себя оставленными из-за нападок ограниченных людей или страданий плоти, память об этом единении с горним наполняет нас надеждой и благодатью".




Литургическая традиция

Сколько раз нам доводилось ощутить во время литургической молитвы помощь святых? Сколько раз нам приходилось чувствовать, что не только мы здесь, на земле, возносим молитвы, но вместе с нами молятся и ангельские сонмы с праведниками, отошедшими ко Господу? "Литургия, таким образом, устраняет все субъективное, эмоциональное, временное; она исполнена здорового чувства и богата переживаниями, ее форма приобрела законченность, будучи доведена до совершенства многими поколениями, чья молитва на протяжении долгих веков сохраняла неизменную форму. Как стены храма несут отпечаток всех молитв, хвалений, ходатайств, так и слова литургической молитвы сквозь тысячелетия дышат бесчисленными человеческими жизнями. Я слышу голос св. Иоанна Златоуста, св. Василия Великого, св. Симеона и стольких других, молившихся теми же молитвами, и они, запечатлев в молитвах свой поклоняющийся дух, помогают мне обрести их огонь, приобщиться их молитве" (Павел Евдокимов, «Этапы духовной жизни», с. 187).

В литургической молитве мы острее всего чувствуем, что мы не одиноки. Ведь вместе с нами молятся не только стоящие рядом ближние, но также молятся и наши предки, сонмы ангелов, святые... Мы не можем ощущать себя одинокими, когда знаем, что с нами в молитве соединяются не только ныне живущие на земле. Поэтому литургическая молитва дает нам возможность встретиться со всей вселенной, которая нуждается в нашей убогой помощи, и с теми, которых мы любили или которые любят нас, пребывая на небесах. Хотя нас часто подстерегает искушение почувствовать себя оставленными из-за нападок ограниченных людей или страданий плоти, память об этом единении с горним наполняет нас надеждой и благодатью. Какие бы страдания мы ни претерпевали, мы знаем, что у нас есть много ходатаев, которые будут молиться за нас даже тогда, когда мы забываем Бога...

Исповедание веры

До этого мы подчеркивали важность общения с другими, с теми, кто молится вместе с нами. Теперь обратимся к личностному аспекту. Мы не исчезаем в общине, не растворяемся в ней. Напротив, мы начинаем намного глубже осознавать свое лицо, значимость и смысл собственной жизни. "Если литургическая молитва дает меру и образец всякой молитве, то она же вдохновляет и молитву спонтанную, личную, в которой душа поет и говорит свободно к своему Господу. Этому литургия учит, называя каждого по имени как единственного; и каждый призван исповедовать Символ веры: "Я верую…". Такое исповедание - даже в рамках литургии - ставит акцент на личном акте, который никто не может совершить за меня. Слова молитв вносят согласие в душу и побуждают ее к разговору прямому и откровенному, сохраняющему всю свою значимость" («Этапы духовной жизни», с. 187).

Мы обращаемся к Богу вместе с другими, но, в то же время, и каждый лично, так как мы не можем забыть о своих бедах и горестях. Мы часто умоляем Бога простить нам наши грехи или облегчить бремя наших страданий. Тем не менее, мы должны осознать, что Бог дарует нам спасение через наших ближних. Наши ошибки по отношению к ближнему не могут быть исправлены как бы по мановению волшебной палочки. Если я с кем-то поссорился, я должен пойти и примириться с ним. Если я кого-то обидел, я должен попросить прощения. Если я кого-то осудил, то в дальнейшем я должен отвергать любой свой помысел в этом направлении.

Кроме того, каждый из нас призван самостоятельно исповедовать свою веру. Каждый из нас произносит Символ веры сам, но он един для всех. Тем не менее, каждый из нас исповедует его индивидуально, чтобы таким образом свидетельствовать о единстве всех. Так мы исповедуем свое единство с другими - то единство, которое никогда не должно исчезать из нашей жизни; то единство, которое надо хранить и вне богослужения; литургическое единство и после Литургии.

Фото: mitropolia.eu

диак. Адриан Агаки, церковь, христианство, из переводов "в стол"

Previous post Next post
Up