Катехизация верующих в секулярном мире. Подходы, приоритеты и перспективы

Apr 29, 2013 16:28



Хотелось бы поделиться с вами кратким конспектом лекции по катехетике на тему «Катехизация верующих в секулярном мире. Подходы, приоритеты и перспективы», прочитанной на румынском языке 11 апреля 2013 года в рамках системы вебинаров для священников и катехизаторов свящ. Иоанном Тоадером, доктором богословия, настоятелем франко-румынского православного храма во имя свв. апостолов Петра и Павла и свт. Николая в Нанси, во Франции. В прошлом году он читал курс "Катехизация взрослых" в магистратуре богословского факультета Бухарестского университета.
Основное внимание в своем вводном слове свящ. Иоанн Тоадер уделил практическому опыту, приводя различные примеры из жизни румынской диаспоры во Франции. Как выяснилось, так же остро стоит проблема обрядоверия и магического отношения к таинствам. Слушатели лекции задавали вопросы о том, как бороться с этими суевериями в среде верующих. Например, широко распространен такой румынский обычай, согласно  которому на второй день после крещения ребенка купают в ванне, куда надо кидать деньги, золотые украшения, лепестки цветов, листья мяты, перья, пшеницу и т.д. - все для того, чтобы он рос здоровым и богатым. Причем, некоторые люди полагают, что Церковь так и предписывает делать.

Другой до боли знакомый пример: "Как-то в январе мне позвонил один врач из нашего прихода и сказал, что ему надо срочно со мной встретиться и покрестить ребенка. Я спросил его, в чем дело. Он ответил, что ребенок плохо спит, а бабушка по телефону сказала, что это из-за того, что он некрещеный… Если причиной для совершения таинства Крещения является то обстоятельство, что ребенок плохо спит, это значит, что мы ничего не поняли. Значит, мы не осознаем, что крещение - это вхождение в Церковь".

Свящ. Иоанн Тоадер подчеркнул, что катехизация - это длительный процесс, и человека невозможно подготовить за полчаса. "В первые века христианства, в апостольские времена, катехизация продолжалась не менее трех лет. Причем, оглашением занимались не священники, а поручители. А каких крестных мы видим сегодня в Церкви? Называющие себя крестными ничего не знают о вероучении Церкви, даже Символа веры не знают". К слову, один священник из тех, кто задавал вопросы по электронной почте, рассказал о том, как к нему пришла семейная пара покрестить своего ребенка и привела крестного-мусульманина. Священник, естественно, отказался крестить в такой ситуации, и тогда они пошли в другой храм, где ребенка покрестили без лишних вопросов.

Еще одна существенная проблема - процветающий в Европе индивидуализм. Свящ. Иоанн Тоадер рассказал об одном прихожанине, который заявил ему следующее: "Батюшка, я хочу креститься в ближайшие выходные, но не на литургии, а лучше в субботу, когда никого не будет в храме. Ведь это мое личное дело, и не хочу, чтобы при моем крещении присутствовал кто-нибудь из прихода". Священник ему отказал, тогда прихожанин ответил: "Батюшка, я заплатил бы Вам 200 евро. Раз так, тогда поеду к себе домой в Румынию, где меня покрестят за 100 евро...".

Вот почему для Церкви сегодня крайне необходимо принимать во внимание катехизическую подготовку к таинству Крещения, так как "это таинство означает вхождение в Церковь, в конкретную общину".

Однако "священник, как правило, перегружен и не в состоянии оглашать всех, кто к нему приходит. Поэтому мне как настоятелю приходится готовить на приходе людей, которые могут сами заниматься катехизацией". При этом свящ. Иоанн Тоадер отметил, что идеальная форма проведения катехизации - в группе. В ходе лекции он неоднократно повторял, что главными принципами оглашения являются диалогичность и христоцентричность.
"Если мы не будем думать о перспективах Церкви, то ее будущее может оказаться самым драматичным. Посмотрите, что происходит на Западе. ...Что же мы можем сделать на местном уровне? Например, мне известно, что в Румынии существуют пастырские кружки, в которых насчитывается по шесть-семь священников. Они вместе думают и обсуждают принципы пастырского служения на уровне того или иного района. Так формируется некое ядро. Всем нам надо проснуться, в том числе церковной иерархии. Важно осознать насущную необходимость катехизации, подготовки к таинствам - не столько в том, что касается покупки свечей и икон, но, прежде всего, в том, что связано с верой людей".

свящ. Иоанн Тоадер, свидетельство, церковь, христианство, катехизация, из переводов "в стол"

Previous post Next post
Up